Современные технологии развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся

Мерзликина Ольга Александровна учитель русского языка и литературы МКОУ Терновская СОШ №2 Терновского района Воронежской области.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный педагог К.Д.Ушинский сказал: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии. Ни для кого, ни секрет, что за последние лет пять использование ИКТ в учебном процессе стало очень распространённо. При этом, как мне кажется, самым популярным способом использования ИКТ на уроках стало применение мультимедийной презентации. Именно она становится неотъемлемым атрибутом открытых уроков, и уже нет, наверное, учителя, который бы так или иначе не использовал её в своей работе. Об этом говорят и многочисленные публикации самых разных учительских презентаций в сети Интернет.
Такая популярность использования презентации в учебном процессе вполне объяснима: современные дети в большинстве своём обладают «клиповым» мышлением, яркая компьютерная картинка привлекает их гораздо больше, чем, скажем, та же иллюстрация, прикреплённая кнопками на доске. Наглядность презентации, её красочность, возможность использования в ней анимационных эффектов, живого слова, музыки, которая будет сопровождать определённую картинку – всё это, несомненно, разнообразит урок, делает его ярче.
Поэтому задача моей статьи – рассказать, как я в своей работе использую современные технологии развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся.
В своей практике я использую мультимедийную презентацию на уроках-лекциях изучения нового материала в старших классах, на уроках анализа эпического произведения, уроках-анализах лирического произведения, уроках по изучению теории и истории литературы и на уроках обобщения и закрепления изученного материала.
Сразу хочу отметить, что урок-лекция, несмотря на всеобщее стремление к использованию деятельностных форм на уроках, остаётся актуальным при изучении в старших классах биографических, обзорных тем или тем, связанных с анализом исторического фона. Презентация как будто создана для таких уроков – некий иллюстративный, портретный ряд, комментируемые педагогом (а иногда и просто идущие под запись его рассказа) – вот наиболее используемый способ активизации внимания учащихся на таких занятиях. Отсюда так распространены различного рода уроки-путешествия по литературным местам, уроки экскурсии, на которых презентация занимает главное место. При этом мы должны помнить, что очень часто урок-лекция – это вводный урок при изучении какой-то объёмной и важной темы, а, следовательно, именно на нём мы должны подвести детей к формулировке главной задачи, некоего проблемного вопроса, на который мы должны будем ответить на последующих занятиях. Так при изучении биографии А. Блока в 11 классе я сначала показываю на экране две иллюстрации к произведениям поэта: к циклу «О Прекрасной Даме» и к поэме «Двенадцать». Задаю вопрос: к стихотворениям, каких авторов Серебряного века созданы эти иллюстрации? Конечно, дети будут называть разных авторов, среди них может быть и Блок, главное, что иллюстрации они будут ассоциировать с разными поэтами. Потом читаю отрывки из цикла «О Прекрасной Даме» и поэмы «Двенадцать» и говорю о том, что они созданы одним поэтом. И вместе с детьми мы формулируем проблемный вопрос всей темы «Творчество А.Блока»: Почему Блок, автор цикла «О Прекрасной Даме» стал автором поэмы «Двенадцать»?
Кроме того, при использовании презентации на уроке-лекции необходимо помнить основное правило использования презентации вообще: ни в коем случае текст слайдов не должен дублировать речь учителя. Отсюда возможность активизировать внимание учащихся на уроке-лекции с помощью таких заданий, как составление хронологической таблицы биографии изучаемого писателя, выделение этапов его творчества и т. п.
Очень эффективно на подобных уроках с помощью презентации можно организовать и приём проверки знаний. Его можно использовать и в начале урока. Так, при изучении темы «Серебряный век русской поэзии» для выявления исторической обстановки можно вывести на экран иллюстрации к различным историческим событиям и попросить детей прокомментировать, какие из них изображены, в какой хронологической последовательности их надо выстроить и т.д. В конце урока можно вывести на экран ряд портретов и спросить, кто на них изображён, или к портретам добавить названия произведений и попросить соотнести произведение и автора.
На уроках анализа эпического произведения презентация может использоваться и как средство воздействия на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, и как средство создания положительного настроя на работу, и как средство стимулирования аналитической деятельности учащихся (сопоставление, анализ, наблюдение, обобщение). В своей практике я часто использую презентацию на таких уроках при организации групповой работы в классе. На экран при этом выводятся вопросы, над которыми работают все группы учащихся, благодаря чему ребята соотносят работу своей группы с работой класса в целом и цель их деятельности им более понятна и ясна. Кроме того, при отчёте групп на экран выводится дидактический материал, с которым они работали (иллюстрации, комментарии, и т. д.), и класс может оценить и уровень сложности проделанной работы, и её качество.
И, конечно, на мой взгляд, просто незаменима презентация бывает на уроках обобщения материала, благодаря возможности проведения с её помощью различных видов самопроверки, взаимопроверки. Например, при проведении урока-обобщения по теме «Русские народные сказки» в 5 классе с помощью презентации я организую проверку знания самого термина «сказка», видов сказки (именно на таких уроках уместно использование гиперссылок), принципов композиционного построения народной сказки, характерных для неё изобразительно-выразительных средств, а заканчиваю урок викториной, проводимой с помощью иллюстраций к русским народным сказкам. А также детям нравится создавать проекты по сказочным событиям и героям.
Сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее (например, в лермонтовском  музее-заповеднике Тарханы, на родине С.Есенина, П.П.Бажова, в Щелыково – Государственном музее-заповеднике А.Н. Островского и т.д.), услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами,  в Интернете найти нужную информацию, тексты ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - электронная библиотека русской классической литературы, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ). Просмотр фрагментов фильма заставляет учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев делает их ближе, понятнее, у многих появляется желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом.
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения. Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от того, насколько он способен уловить дух и потребности времени. Несомненно, применение компьютерных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса.
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
Ребёнок, который пришёл на уроки русского языка и литературы сегодня совершенно другой. Он живёт в мире новых информационных технологий, и это наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Современному ученику современный урок. Поэтому, сегодня одним из направлений модернизации системы гуманитарного образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы, мышление, восприятие, память школьников.
Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата.
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Цели использования информационных технологий:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
В изучении школьного курса русского языка выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление о лингвистических явлениях;
- изучение орфографии и пунктуации;
- система тестового контроля;
- подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Единственное возможное препятствие – отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов. В нашей школе есть необходимые информационные ресурсы: компьютерные классы, наличие компьютера в учебных кабинетах, доступ в Интернет, локальная сеть. Создается медиатека по русскому языку и литературе. Все это дает возможность использовать информационные технологии на таких этапах урока, как: 1) определение темы, целей и задач урока; 2) повторение пройденного; 3) объяснение нового материала; 4) закрепление изученного (формирование орфографических, пунктуационных и речеведческих навыков); 5) контроль знаний, умений, навыков.
Итоги использования компьютерных технологий таковы:
- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);
- осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
- расширение объема предъявляемой учебной информации;
- обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
- включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;
- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;
- включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Таким образом, компьютерные технологии значительно повышают эффективность самостоятельной работы, не исключая при этом традиционной формы обучения, предполагающей живое творческое и воспитательное общение.
Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя.
Безусловно, компьютер полностью вряд ли когда заменит учителя, он рассчитан на использование в комплексе с другими методическими средствами. Вряд ли необходимо и использование современной техники на каждом уроке. Но, я уверена, умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но и способствует повышению познавательных потребностей учеников.
Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
Список литературы.
1. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова и [и др.] – М.: Глобус, 2009
2. Конева И.В. Методы и приёмы использования презентации на уроках литературы./Мастер-класс на Московском педагогическом марафоне учебных предметов 2010.
3. Русский язык. Компьютерные технологии в обучении русскому языку. М.2009
4. Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998











15