Статья ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


"Технология сотрудничества на уроках английского языка, как средство формирования универсальных учебных действий"
“Наилучшее обучение происходит в группах.
Сотрудничество является основой роста. Если
мы разобщаем людей, разделяем их на «атомы»
и оцениваем их по отдельности, мы создаем
барьер между ними и их естественной средой
обучения”
- Сэр Кен Робинсон, 2006
Формирование универсальных учебных действий является основной задачей современной системы образования согласно требованиям стандартов второго поколения. Уже на младшей ступени обучения предусматривается начало их формирование. Известно, что младший школьный возраст способствует благоприятному усвоению иностранного языка, поэтому согласно ФГОС обучение английскому языку начинается во втором классе.
Для достижения основной задачи современного образования необходимо применение на уроках английского языка новых педагогических технологий. Это новые методы и формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Учителю необходимо создать условия практического овладения языком для каждого обучащегося, подобрать такие методы и приемы обучения, которые дадут возможность каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.
Одним из наиболее успешных методов повышения эффективности обучения английского языка является технология сотрудничества. Основная идея технологии сотрудничества – это учиться вместе, а не выполнять что – то вместе, чтобы каждый участник команды получил необходимые знания, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый. Учиться вместе не только легко и интересно, но и эффективно.
Технология сотрудничества способствует не только интеллектуальному развития, но и нравственному. Обучающиеся учатся вместе решать любые проблемы, помогать друг другу, слушать и принимать мнения товарищей.
Использовать технологию сотрудничества на уроках английского языка в начальной школе можно при выполнении заданий грамматического характера, лексического, орфографического, фонетического, работа с текстом, совместная работа над проектом. Применение разнообразных обучающих структур и мыслительных приемов технологии сотрудничества повышает уровень мотивации обучающихся и качества образования. А главное, способствуют формированию универсальных учебных действий.
Например:
«Говорение по очереди по кругу» - обучающая структура, в ходе выполнения которой учащиеся проговаривают ответы на заданный вопрос по кругу.
«Запись коротких ответов по очереди в команде» - обучающая структура, в ходе выполнения которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.
«Крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали (демонстрируя знание характеристик всех слов/понятий).
«Внутренний и внешний круг» - Обучающая структура, в ходе выполнения которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.
«Углы» - Обучающая структура, в ходе выполнения которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа для дальнейшей презентации своей точки зрения и принятия точек зрения своих одноклассников.
Говорящее «поле» («карта») - мыслительный прием, в котором каждый участник на одном листе для всей команды молча записывает понятия, связанные с заданной темой; устанавливает взаимосвязи; задает вопросы; отвечает на поставленные вопросы и презентует результат своей работы.
Размышление вслух - мыслительный прием, в котором учитель и учащиеся вслух воспроизводят ход мышления во время решения задач, ответа на поставленные вопросы и так далее, делая свое мышление видимым и т. д.
Данные задания всегда воспринимаются обучающимися с удовольствием и интересом, способствуют выработке «умения учиться».
Таким образом, технология сотрудничества способствует повышению эффективности овладения иностранным языком и является одним из источников интенсификации учебного процесса. Знания, полученные в одной ситуации, могут быть использованы в другой. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку.