Информационно-методический блок теоретического занятия для преподавателя по теме «Проблемы тяжелобольного пациента»


ИРБИТСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Профессиональный модуль
«ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ
«МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»
МДК 03. Технология простых медицинских услуг.
Раздел. Решение проблем тяжелобольного пациента.
Информационно-методический блок
теоретического занятия для преподавателя
Тема занятия
«Проблемы тяжелобольного пациента»
По специальности:
31.02.02 «Акушерское дело» - СПО базовой подготовки – очная форма обучения
34.02.01 «Сестринское дело» - СПО базовой подготовки – очная форма обучения
Ирбит
Рассмотрено на заседании
ЦМК по КДАД
Протокол № 5 от « 11» января 2017г.
Председатель________ Бессонова Н.М
Разработчик
Бессонова Н.М. - преподаватель первой квалификационной категории ИЦМО Нижнетагильского филиала ГБПОУ «СОМК», председатель ЦМК КДАД
Технологическая карта
ПМ.05; 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра уходу за больными»
Тема занятия: Проблемы тяжелобольного пациента.
Тип занятия: лекция
Форма занятия: лекция - визуализация
Продолжительность — 2 часа (90 минут)
Образовательные цели занятия:
Студент должен уметь:
Анализировать информацию и выбирать главное
Использовать полученные знания в практической деятельности
Собирать информацию о состоянии здоровья пациента
Организовывать общение с пациентом с учетом норм профессиональной этики
Определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья.
Студент должен знать:
Способы реализации сестринского ухода;
Технологии выполнения медицинских услуг
Цели воспитания и развития:
Воспитывать у студентов честность, исполнительность, добросовестность, ответственность, умение управлять эмоциями, чувство долга
Формирование профессиональных и общих компетенций в части освоения основных видов профессиональной деятельности:
ПК
4.1; 5.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
ПК
4.2; 5.2 Соблюдать принципы профессиональной этики
ПК
5.1; 8.1 Обеспечивать инфекционную безопасность
ПК
5.2; 8.2 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК..5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК.11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК.12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК. 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Методы обучения:
Информационно – развивающие (объяснение, беседа, демонстрация)
Обеспечение занятия:
1. Методическое обеспечение занятия:
программа МЗ РФ ПМ. 04; 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», 2015-16 год
рабочая программа ПМ. 04; 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
2. ТСО:
компьютер
проектор мультимедиа
3. Средства обучения:
словесныенаглядные
4.Список используемой литературы:
Основная:
Мухина С.А.Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. «Медицина», Москва, 2001.
Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» под общей редакцией КМН А.И. Шпирна Москва, ГОУ ВУНМЦ 2003
Давлицарова КЕ, Миронова СН, Манипуляционная техника, Москва «ФОРУМ-ИНФРА-М», 2005
Дополнительная:
Руководство для средних медицинских работников, под редакцией акад. РАМН проф. Никитина Ю.Л., Чернышев В.М., Москва, «ГЭОТАР - Медиа», 2007
Междисциплинарные связи:
ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий;
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе;
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи.
План проведения занятия.
№ п\п Этапы Задание и
рекомендацииФормируемые компетенции
(проявление признаков) Хронометраж
1. Организационный Выявление отсутствующих, выявление причин. Проверка внешнего вида, устранение недостатков.
Готовность студентов к занятию.
ПК. 7.2 Готовность и способность к социальному взаимодействию
ОК. 1 Отсутствие опозданий и пропусков по неуважительной причине
ОК 11 Быть готовым брать на себя ответственность за свои результаты деятельности
ОК. 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда 1
минута2. Сообщение темы, мотивация, определение целей Сообщение темы занятия, постановка цели и её мотивация.
ПК. 7.2 Готовность и способность к социальному взаимодействию
Мотивация на самостоятельную деятельность.
ОК 11 Быть готовым брать на себя ответственность за свои результаты деятельности 3
минуты3. Изложение нового материала
Основные вопросы изучаемой темы:
1.Понятия: тяжелобольной пациент, неподвижный пациент.
2. Потенциальные проблемы неподвижного и тяжелобольного пациента
3. Принципы ухода за тяжелобольным пациентом.
4. Планирование ухода за тяжелобольным в домашних условиях.
5. Создание комфортных условий для тяжелобольного.
ПК. 7.2 Ориентация в профессиональном поле
80
минут4. Закрепление и систематизация изученного материала
Блиц – опрос:
1. Дать понятие лечебно-охранительный режим.
2.Дать понятие «тяжелобольной пациент».
3. Дать понятие «неподвижный пациент»
4. Дать понятие «постельный режим»
5. Дать понятие «палатный режим»
ПК.7.1. Умение использовать элементы эффективного общения
ПК. 7.2 Готовность и способность к социальному взаимодействию
Ориентация в профессиональном поле
ПК.8.1 Обеспечение инфекционной безопасности
ПК.8.2 Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала
ОК 1. Участие в проектах профессиональной направленности
ОК 3. Инициативность и ответственность
ОК. 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития. Мотивация на самосовершенствование.
ОК 11 Быть готовым брать на себя ответственность за свои результаты деятельности
ОК.13 Вести здоровый образ жизни для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. 5
минут5. Задание на дом Составить сообщение на тему:
«Средства для ухода и реабилитации тяжелобольного пациента» ОК 2. Своевременное и качественное выполнение заданий; адекватная самооценка результатов деятельности.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач
ОК 11 Быть готовым брать на себя ответственность за свои результаты деятельности 1
минутаВ связи с увеличением числа больных хроническими заболеваниями (патология сердечно - сосудистой системы, органов дыхания, нарушения функции опорно–двигательного аппарата), изменением демографической ситуации – увеличение числа лиц пожилого и старческого возраста, перед медицинскими работниками встает задача по организации и проведении ухода за тяжелобольными и неподвижными пациентами.
Тяжелобольной – это пациент, у которого имеются значительные нарушения функций органов и систем, который нуждается в медицинской помощи и интенсивном сестринском уходе.
Некоторые заболевания сопровождаются нарушением двигательной активности (последствия инсульта, хроническая сердечная недостаточность, онкологические заболевания) или больному противопоказаны активные движения (например, при инфаркте миокарда), т.к. они могут привести к ухудшению в состоянии больного.
Неподвижный пациент – тот, у которого нарушено удовлетворение потребности двигаться из-за тяжести состояния или вследствие предписанного режима.
Уход за тяжелобольным и неподвижным пациентом в стационаре и на дому предполагает знания и умения в выполнении необходимых мероприятий. Профессиональную помощь оказывает медсестра или обучает пациента самоуходу, или обучает членов его семьи:
Ø Комплексу гигиенических процедур (утренний туалет, гигиена тела);
Ø Профилактике пролежней, опрелостей;
Ø Предупреждению развития дыхательных нарушений;
Ø Контролю за пищеварительной функцией пищеварительной и мочевыделительной систем;
Ø Нормализации стула;
Ø Профилактике уроинфекции, обезвоживания;
Ø Активной и пассивной гимнастике, массажу;
Ø Соблюдению правил биомеханики тела;
Ø Адекватному питанию, сну;
Ø Организации досуга.
Комплекс сестринских вмешательств к моменту выписки пациента позволяет адаптировать пациента к своему состоянию и приспособить к жизненному пространству. Психологический комфорт в семье обеспечит защиту и уверенность пациенту в благоприятном течении болезни, позволит испытать потребность жить.
Потенциальные проблемы неподвижного и (или) тяжелобольного пациента:
Ø риск нарушения целостности кожи (пролежни, опрелости, инфицирование ран);
Ø риск развития воспалительных изменений в полости рта;
Ø риск развития гипотрофии мышц и контрактуры суставов;
Ø риск развития дыхательных нарушений (застойные явления в лёгких);
Ø риск развития изменений в сердечно-сосудистой системе (гипотония, артостатический коллапс);
Ø риск развития атонических запоров и метеоризма;
Ø риск развития уроинфекции и образования конкрементов в мочевыводящих путях;
Ø риск развития обезвоживания;
Ø риск падений и травм при перемещении.
Помощь неподвижному и (или) тяжелобольному пациенту требует учёта изменений его состояния, особенностей терапевтического вмешательства и понимания членов семьи пациента.
Цель сестринского вмешательства – облегчение страданий путём поддержки пациента в тяжёлый период жизни с учётом его потребностей, предпочтений, образа жизни, желаний. Главная из сестринских проблем – адаптировать человека к новым условиям жизни, изменившемуся отношению со стороны друзей, знакомых, близких.
Организация и предоставление ухода тяжелобольным пациентам
Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приеме ванны. А так же в осуществлении процессов жизнедеятельности. В этой части ухода руки сестры становятся руками пациента. Но, помогая пациенту нужно максимально стремиться к его самостоятельности и поощрять его желание.
Цель ухода:
Создание пациенту физического, социального, психологического комфорта.
Уменьшение выраженности клинических проявлений заболевания.
Улучшение качества жизни пациента.
Профилактика возможных осложнений.
Установление психологического контакта, выявление нарушенных потребностей
Принципы ухода:
безопасность (предупреждение травматизма пациента)
конфиденциальность (подробности личной жизни не должны быть известны посторонним)
уважение чувства достоинства (выполнение всех процедур с согласия пациента, обеспечение уединения, если необходимо)
общение (расположение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом).
независимость (поощрение каждого пациента к самостоятельности)
инфекционная безопасность (осуществление соответствующих мероприятий)
Осуществляя уход, медицинский работник должен благожелательно и внимательно расспросить больного о том, что его беспокоит, чего бы он хотел, и что ему мешает.
Во время общения с больным важно внимательно следить за ним; часто мимика, интонация, телодвижение скажут нам больше, чем слова.
Надо выяснить, есть ли у него боль (где и от чего она возникает, когда проходит), жар, озноб, страх, дискомфорт, головокружение, хочет ли больной пить или есть и др.
Надо следить за основными физиологическими показателями: температурой, пульсом, артериальным давлением, частотой дыхательных движений, физиологическими отправлениями. Необходимо помнить, что часто больные люди раздражительны, стремятся к покою, плохо переносят шум, с трудом воспринимают информацию, легко устают даже от малых усилий.
Критерии оценки качества ухода за тяжелобольными.
1.Соблюдение стандартов технологий ухода за пациентами.
2. Соблюдение стандартов технологий выполнения манипуляций и процедур.
3. Соблюдение стандартов ведения медицинской документации по уходу за больными.
4. Своевременность и точность выполнения врачебных назначений.
5. Соблюдение технологий санитарно-противоэпидемических мероприятий6. Соблюдение деонтологических принципов (с учетом мнения пациентов о медицинском работнике).
Особенности ухода за тяжелобольным на дому
Тяжелобольной лучше чувствует себя дома. Для организации эффективного целенаправленного домашнего ухода за тяжелобольным нужно помнить об основных потребностях и о тяжести состояния пациента, насколько пациент сам способен удовлетворить нарушенные потребности. Но часто тяжелобольной не может удовлетворить свои потребности в полном объеме, он становится зависимым от окружающих его людей.
Ухаживающий должен выявить нарушенные потребности, определить настоящие, возможные проблемы пациента и создать наиболее благоприятные и комфортные условия для пациента.
Имеет значение:
выраженность патологии пациента и способность к самообслуживанию
степень нарушения потребностей
психологическая обстановка в семье
особенности питания
соблюдение санитарно-гигиенических условий
взаимоотношение ме6жду лицами различного возраста
социально - бытовые условия
финансовые возможности семьи.
Работа медицинской сестры и ухаживающего персонала не должна быть механической. В центре внимания должен быть сам больной, жаждущий заботой и внимания лично к себе. Пациенту необходимо обеспечить сохранение своей индивидуальности, его привычек. Медсестра, выполняя рекомендации врача, обучает родственников, используя элементы страндартов ухода и положения «Школу ухода за тяжелобольным». Важны такие черты как терпение, чувство такта, сострадание. Установление психологического контакта подразумевает способность приспособиться к больному, узнать и понять его особенности. Необходимо стараться уменьшить неудобства, с которыми сталкивается больной, не ущемляя его инициативы в смысле самообслуживания. Не надо стремиться сделать пациента «сугубо дисциплинированным», лишить его индивидуальности, безобидных привычек, связи с прошлым. Подавить его волю означает ослабить его интерес к жизни, волю к выздоровлению. Больного надо стимулировать уходу за собой, сохранению привлекательности, опрятности, к контактам с окружающими.
У тяжелобольных имеет место нарушение сна, они могут дремать с перерывами в течение дня, а ночной сон может быть нарушен. Проветривание комнаты, теплое питье, легкий массаж спины – будут способствовать ночному сну. Необходимо охранять покой во время сна.
Некоторые больные отказываются от приема жидкости во второй половине дня, с целью уменьшения диуреза. Дегидратация организма весьма нежелательна и опасна, так как ведет к общей интоксикации. Необходимо тщательно подсчитывать водный баланс, учитывая, что суточный диурез должен быть не менее 1 литра.
Необходимо спланировать вопросы питания. Контролировать состав пищи, ценность по наличию витаминов, минеральных веществ, эстетичность оформления блюд.
Для тяжелобольного имеет значение регулярность физиологических отправлений, обеспечение туалета и комфортных условий.
Постель тяжелобольного должна быть умеренно- жесткой, одеяло теплым, но легким. Для профилактики пролежней матрац должен быть эластичным для исключения давления на определенные участки тела.
В комнате где находится пациент должно быть минимум мебели для профилактики травматизма и удобства уборки
По назначению врача должен проводится комплекс ЛФК в кровати, больной должен стремиться сидеть, ходить.
В дневное время необходимо организовать досуг пациента, общение. Моральная поддержка – важный элемент лечения. Больному необходимо оказывать помощь в сохранении достойного внешнего вида (бритье, прическа, кожа, ногти, макияж). Не правильным считается полная изоляция больного. Необходимо обеспечить его духовные потребности (просмотр телепередач, чтение литературы и др.).