Методы и приемы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка




Методы и приемы формирования универсальных учебных действий

УМК по русскому языку для 5–9 классов под редакцией В.В. Бабайцевой состоит из трех компонентов: учебника «Русский язык. Теория», сборников заданий для 5, 6–7, 8–9 классов и рабочих тетрадей для 5, 6, 7, 8, 9 классов. Комплекс соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Главная особенность комплекса сближение лингвистической и коммуникативной компетенций, которое позволяет усилить функциональное значение теоретических сведений и наглядно показать учащимся роль единиц языка в речи, в тексте, в типах речи (повествование, описание, рассуждение). Первая часть комплекса «Русский язык. Теория» содержит полный объем теоретических сведений, которые должны усвоить школьники. В учебнике последовательно изложены сведения науки о русском языке, приведены орфографические и пунктуационные правила, которые иллюстрируются примерами; расширительно представлены сведения по морфемике, фразеологии и синонимике (особенно синтаксической), раскрываются возможности русской лексики; приводятся сведения из истории развития русского языка, сведения о русских лингвистах; расширяется понятийно-терминологическая система; даются сведения об истории и современном состоянии языка и речи. Достоинствами учебника являются его направленность на многоаспектное изучение языковых явлений, использование исторических комментариев, объясняющих некоторые особенности современного русского языка. Теоретические сведения вводного курса (они приведены в сборнике заданий для 5 класса) нацелены на повторение изученного в начальной школе, включают пропедевтически обоснованную информацию, необходимую для изучения фонетики, морфологии, словообразования и лексикологии. Одним из принципов раскрытия лингвистической теории в учебнике является функциональный аспект употребление слов и предложений в текстах разных стилей и жанров в речи. В целом система языка предъявляется таким образом, что осуществляется обучение речи, совершенствование коммуникативных умений, связанных с основными видами речевой деятельности. Автор учитывает возрастные особенности при отборе лингвистической теории и ее представлении в параграфах учебника. Тексты параграфов четко структурированы: выделены абзацы, термины и смысловые центры предложений, что позволяет проводить смысловой анализ научного текста. Наглядность в учебнике не только языковая примеры, фрагменты текстов, но и иллюстративная портреты лингвистов, фотографии, рисунки, что методически целесообразно и нацелено на повышение учебной мотивации, большей осознанности изучаемого. Учебник одобрен экспертными организациями РАО и РАН и включен в Федеральный перечень. В сборниках заданий значительное место занимают традиционные упражнения, оправдавшие себя в практике обучения русскому языку. Но не только! Последовательно проводится работа с учебно-научными текстами параграфов учебника, разнообразными по жанрам и стилистике, воспитывающими хороший языковой вкус. Много заданий, связанных с комплексным анализом текста. Большое внимание уделяется формированию орфографических и пунктуационных навыков. Рабочие тетради содержат разнообразные упражнения по фонетике, морфемике, лексикологии, фразеологии, морфологии и синтаксису русского языка. Материалы тетрадей могут быть использованы для работы в классе, для домашних заданий и во внеклассной работе. В конце пособий даются ответы на наиболее трудные вопросы. В книге для учителя содержатся примерное планирование уроков, поурочные разработки, материалы для текущего контроля по всем разделам курса русского языка и для итогового контроля.


УМК по русскому языку для 5 класса под редакцией В.В. Бабайцевой
Задание
(полная формулировка)
Личностные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД

Представьте себе: у вас намечается встреча с известным артистом, певцом, спортсменом составьте возможные в этих ситуациях предложения с прямой речью.
На личностное самоопределение:
развивать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
развивать умение конструктивно разрешать конфликты;
формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
воспитывать уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувства чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.




№61
Вдумайтесь в приведенные ниже изречения. Какое из них вы выберете для записи. Почему?
№75
Прочитай четверостишие так, чтобы слушающие могли представить картину.
На развитие Я-концепции:
формировать ориентацию в системе моральных норм и ценностей и их иерархизацию, понимание конвенционального характера морали;
формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
формировать адекватную позитивную самооценку и Я-концепцию.




Понаблюдайте, какими разнообразными синтаксическими средствами пользуется Сладков, чтобы рассказать о своем отношении к певчей птичке. Что помогает вам прочитать текст осмысленно и выразительно?
На смыслообразование:
формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;
формировать готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.




Не приходилось ли вам слышать споры о том, как правильно спрашивать, занимая очередь: «Кто последний?» или «Кто крайний?» А вы как считаете? Составьте рассуждение на эту тему.

На нравственно-этическое оценивание:
формировать моральное сознание на конвенциональном уровне;
развивать способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
формировать устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.




Представьте себе: вы пишете письмо (родителям, или учителю, или товарищу). Какое обращение вы используете? Какие слова приветствия и прощания при этом употребите? Покажите это, выбрав одну из ситуаций.
На нравственно-этическое оценивание:
формировать моральное сознание на конвенциональном уровне;
развивать способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
формировать устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.




№248
Какие действия и в какой последовательности нужно выполнить?
№114
Составьте план статьи.


На планирование:
учить самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
формировать способность планировать пути достижения целей;
развивать умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.


№240
Вас попросили составить отзыв о товарище. Какой текст вы избрали в качестве отзыва? Почему? Что удалось достичь с помощью предложения с однородными сказуемыми?


На ориентировку в ситуации:
формировать способность выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.


№124
Подготовьтесь писать текст под диктовку.


На прогнозирование:
учить основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
формировать способность к построению жизненных планов во временной перспективе.


№3
Почему важно грамотно писать?
№9
Почему необходимо хорошо владеть языком?


На целеполагание:
учить целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
формировать способность устанавливать целевые приоритеты;
учить самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
формировать способность при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.


№416Определите значение корня и выберите проверочное слово
№417Исполььзуя данные слова, составьте словосочетания и предложения так, чтобы было ясно значение корня

Задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание:
учить давать определение понятиям;
формировать способность устанавливать причинно-следственные связи;
учить осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
формировать способность обобщать понятия осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
учить осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
формировать способность строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
формировать способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.



№420Подготовььтесь писать слова под диктовку. Обозначьте орфограмму






№457Запишите слова в соответствии с правилами русской графики

Задачи и проекты на проведение эмпирического исследовании:
учить объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
формировать способность самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.



№460Прочитайте выразительно текст. Как его можно озаглавить?
№469Прочитайте выразительно текст. Озаглавьте его и определите к какому стилю речи он принадлежит.
№473460Прочитайте текст. Как его можно озаглавить? Подготовьтесь писать текст под диктовку.

Задачи на смысловое чтение:
учить основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
учить структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
учить работать с метафорами понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
учить основам рефлексивного чтения.



№210Какой темой объединены данные пословицы? Можно ли их сочетание назвать текстом? Почему?

№640Ученице нужно было составить перечень слов, в которых после приставки на согласный пишется буква ы. проверьте, правильно ли она решила задачу.
Что помешало ученице правильно решить задачу? Исправьте ошибки, правильно записав нужные слова.



На учёт позиции партнёра:
развивать способность учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
развивать способность осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
развивать способность осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
развивать способность работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

№640Ученице нужно было составить перечень слов, в которых после приставки на согласный пишется буква ы. проверьте, правильно ли она решила задачу.
Что помешало ученице правильно решить задачу? Исправьте ошибки, правильно записав нужные слова.

№6Когда употребляются эти вежливые выражения? Как они помогают в общении?



На организацию и осуществление сотрудничества:
учить устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
развивать способность организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы
учить основам коммуникативной рефлексии;

№1Как связаны между собой высказывания? Какое отношение они имеют к теме?



№241 Предложите кандидатуру одноклассника(одноклассницы)на роль капитана команды. Дайте ему(ей)рекомендацию, №240Представьте, что вас попросили составить отзыв о товарище, чтобы помочь ему поступить в секцию борьбы. Какой текст вы выбрали бы в качестве образца? Почему?
Чего удалось достичь предложениями с однородными сказуемыми?


№3Почему важно грамотно писать?,
№340Подготовьтесь к сообщению на тему «Сложное предложение». Составьте предварительно план в форме вопросительных предложений. К каждому пункту плана подберите примеры.
№257Рассмотрите рисунок и продолжите инструкцию о том, как сделать «птичью столовую».



На передачу информации и отображение предметного содержания;
учить формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
учить аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
учить задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
учить адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
учить адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
развивать способность использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
развивать способность отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.



15