Методические приемы формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики в начальной школе


« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон ДьюиМатематика является одним из основных предметов для развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
Приёмы, позволяющие учителю сформировать
универсальные учебные действия на уроках математики.
Для развития умения оценивать свою работу дети учатся выстраивать алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.
Привлечение детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
Обучение детей приемам работы в группах (дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения).
Необходимо большое внимание на уроке уделять самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.
Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми у учителя есть возможность определить цель урока.
Уроки математики учат детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией: пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей.
В рамках работы с ценностным материалом и его анализом учитель учит ребенка делать нравственный выбор.
Важно показывать и объяснять, за что была поставлена та или иная отметка. Это учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. В дальнейшем согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.
Главным моментом на уроках математики является обучение детей ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
Необходимо также учить детей на уроках математики разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
Важно выстраивать на уроке общение с детьми с позиции сотрудничества, при этом активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
1. Приём «Я беру тебя с собой»
Цель: формировать умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение сопоставлять целостный образ объекта и отдельных его признаков.

Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала. Прием направлен на формирование познавательных УУД.
На уроке математики формируем умение различать четные и нечетные числа (Взять с собой только четные числа).

Этот прием позволяет отрабатывать операцию классификации, может вывести на проблемную ситуацию, а затем на учебную задачу, которая будет решаться на уроке.
2. Приём «Цветные поля»
Цель: создание психологически комфортной обстановки на уроке.

Этот прием можно использовать на этапе проверки знаний в ходе самостоятельной работы (при проведении проверочной работы на текущем контроле). 
Ученик, после выполнения письменной работы, чертит поля цветными карандашами.
Красный цвет – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки».
Жёлтый цвет – «Я уверен, что у меня всё правильно».
Зелёный цвет – «Отметьте, пожалуйста, все слова с ошибками, я сам всё исправлю».
Синий цвет – «Укажите, пожалуйста, количество ошибок, я их сам найду и исправлю».
Использование данных приёмов позволяет увидеть мотивацию каждого ребёнка на улучшение собственного результата труда. Какие бы поля не начертил ученик, при проверке работы учитель понимает, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется.
3. Приём «Телеграмма».
Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности. 
Лучше использовать в конце урока, хотя он может быть на любом этапе урока: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать, о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Ребенок может написать пожелание себе. Осознанно написать ребенок сможет только тогда, когда проанализирует свою деятельность на уроке и поймет, на каком уровне усвоения содержания пройденного материала он находится. 
Прием можно проводить в специальных бланках «Телеграмма» (это внесет еще больший интерес в работу), а можно проводить и в тетрадях. Тогда при проверке учитель будет видеть запись каждого ученика.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть очень важный момент: овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности успешно самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.