Начальные классы Методические материалы Мастер-класс «Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в соответствии с ФГОС НОО»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Калининградской области
«Педагогический институт»
Начальные классы
Методические материалы
МАСТЕР – КЛАСС
«Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий
на уроках в соответствии с ФГОС НОО»
г. Черняховск, 2016 г.
Методическая разработка подготовлена для преподавателей педагогического института. В сборник включены материалы, обобщающие опыт работы педагогов по организации и проведению мастер - класса на методическом семинаре – практикуме. Рассматриваются вопросы подготовки и проведения мастер- класса.
Опубликованные материалы рекомендованы преподавателям педагогических образовательных организаций, педагогическим работникам образовательных организаций.

Пояснительная записка
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс. Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают урок, мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так.
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия “мастер-класс”. В данной методической разработке мы будем опираться на следующие определения, так как считаем, что в них обозначены ключевые свойства мастер-класса.
В первую очередь, мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Целью мастер - класса является показ передовых форм и методов  педагогического процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
Мастер– класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающиеся на свои принципы и имеющие определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс). Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Основные преимущества мастер-класса — это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.
Мастер-классы похожи на компактные курсы повышения квалификации, так как дают возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. Ниже приводится одна из моделей его проведения.
Модель проведения мастер-класса
Этапы работы мастер-класса Содержание этапа Деятельность
участников
Подготовительно-организационный:
Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия-прием “Камертон”), объявление темы. Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
Основная часть.
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями. Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.
Анализ ситуации по критериям: - овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; - развитие способности к рефлексии; -развитие коммуникативной культуры. Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-
Основой подготовки будущих специалистов в современных условиях является комплекс общих и профессиональных компетенций, необходимый специалисту для профессионального выполнения своих обязанностей. Профессиональное самосовершенствование обучающихся успешно протекает через использование активных форм и методов организации взаимодействия участников педагогического процесса. Поэтому традицией стало включение будущих специалистов под руководством опытных педагогов в процесс подготовки и проведения мастер- классов. Задачей преподавателя, демонстрирующего совместно со студентами мастер- класс, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы образовательной деятельности.
Основные вопросы, которые потребовали ответов при разработке и проведении мастер- класса:
какова технология подготовки и проведения мастер- класса;
каковы этапы проведения мастер-класса;
каково содержание каждого этапа мастер-класса;
какова последовательность действий студентов при проведении мастер- класса;
как оценить результативность разработанного и проведенного мастер- класса.
В процессе подготовки к проведению мастер- класса была проведена подготовительная работа:
определены тема и содержание мастер- класса;
разработаны этапы проведения мастер-класса;
определена роль студентов при проведении мастер- класса;
определена деятельность участников мастер – класса.
Подготовка и проведение мастер- класса, его содержание позволило организаторам мастер- класса продемонстрировать педагогические приемы формирования УУД на уроках русского языка в соответствии с ФГОС. Особенность проведенного мастер- класса заключается в том, что были созданы условия для понимания и осознания, и будущими учителями начальных классов, и работающими учителями начальных классов, важности самообразования, самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития, формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. МБОУ СШ 2 муниципального образования
«Гвардейский городской округ», г. Гвардейск
Мастер – класс
по теме «Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках в соответствии с ФГОС»

2016г.
Тема: Времена глаголов
Цель: создать благоприятные условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации  (временные формы глагола), для формирования морфологических понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи: 
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о временных формах глагола.
Развивающие: содействовать развитию у детей умения определять время глагола, развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления ,умению находить сходство и различие в изучаемой части речи, сравнивать и обобщать.
Воспитательные: средствами учебного занятия создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток, гимнастики для глаз, для мелкой моторики пальцев кисти руки.
Планируемые результаты
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; классифицировать уже изученное о глаголе; выстраивать логическую цепочку рассуждений; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение формулировать цель урока  на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; выполнять правила работы в паре, группе.
Предметные: повторить понятие о глаголе; дать представление об изменении глаголов по временам; закрепить навык нахождения глаголов в тексте и употреблении в речи, осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умения применять правила правописания.
Основные понятия: Глагол. Изменение глаголов по временам.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Образовательные ресурсы: Русский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Ч2 (Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.). П.К., мультимедийный  проектор. Карточки с текстами у обучающихся, учебник, демонстрационная опорная схема. Презентация учителя.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
План и ход урока.
Организация начала урока.
Приветствие
- Здравствуйте! Что бы наша работа была продуктивной, просим вас быть активными в роли обучающихся 3 класса.
2) Проверка готовности к уроку
- Проверьте готовность к уроку! Сегодня нам понадобятся: учебник, тетрадь, ручка, карандаш и ластик.
В течение всего урока мы будем работать по группам.
3)Вступительная беседа
Сейчас, ребята, прозвучит, что-то необычное…
(аудиозапись «Ручей»???)
- что вы услышали?
Ответ: журчание ручья
Когда начинают журчать ручьи?
- Какие действия нам указали, что речь идет о весне?
Какое время года за окном?
Ответ: весна
Что происходит весной?
Ответ: тает снег; бегут ручьи; распускаются цветы; журчат ручьи; прилетают перелетные птицы; поют птицы; набухают почки,
Весна не только за окном, она еще у нас в кабинете. Весна принесла нам цветы, название которых может придумать каждый сам. Пока эти цветы закрыты, распускаться они будут по ходу выполнения заданий на уроке
Прием «Удивляй»
Цель: создать благоприятные условия для создания положительных эмоций на уроке.
Характеристика: учитель находит угол зрения, при котором даже обыденное, известное становится удивительным.
Формируемые УУД: регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
4) Мотивация к учебной деятельности
- Все профессии нужны, все профессии важны.
- Как вы понимаете эти слова?

-что бы овладеть профессией, нужно научиться учиться
II Актуализация умений, знаний.
1. Словарно-орфографическая работа.
-Используя только глаголы, расскажите о какой - либо профессии так, чтобы все догадались, о чём идёт речь. (Прием «Ассоциативный ряд»)
Когда первая группа отвечает, остальные слушают
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите данные глаголы и соответствующую профессию. ОБЯЗАТЕЛЬНО НАЗЫВАЕМ ОРФОГРАММЫ
(обучающийся проговаривает глаголы; записывает на доске глаголы, профессию, подчеркивает орфограммы и объясняет их написание, проверяем на доске, проверяем в тетради)
Сейчас мы с вами повторили правильное написание слов, подобрали проверочные слова
Прием: словарно-орфографическая работа
Цель : расширение словарного запаса; формирование орфографической грамотности.
Вариант 2.Работа в группах.
Далее мы представим вам второй вариант аналогичного задания
В конвертах даны группы глаголов, надо определить профессию.
- Откройте конверты. Положите перед собой иллюстрацию.
- Какая профессия изображена на иллюстрации?
- Подберите глаголы, подходящие к данной профессии.
Цель упражнения: расширение словарного запаса; осознанное выстраивание речевых высказываний в устной форме; умение применять правила правописания.
Прием «Ассоциативный ряд»
Характеристика: задание, направленное на объединение языковых единиц по формальному или логико-семантическому признаку.
Формируемые УУД: обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной основы (познавательные)
3. Фронтальный опрос.
Глагол -
Глагол -
это часть речи,
это часть слова,
-Расскажите, что вы уже знаете о глаголе как части речи.
предмет.
которая обозначает
действие предмета.
признак предмета.

что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? Что сделал? Что будет делать?
кто? что?
какой? какая? какое? какие?
Глаголы отвечают на вопросы:

На слайде представлено полное определение, что такое глагол, но есть лишние слова. Ваша задача правильно определить, какие слова необходимо выбрать, что бы получилось полное определение, что такое глагол.
Цель: определение части речи по ее грамматическим признакам.
Прием: составление «схемы – опоры», «сопоставь и ответь», «»
IV. Открытие новой темы. Целеполагание.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Разгадывание ребусов.
«Времена глаголов»
- на какие вопросы сегодня мы должны ответить в конце урока?
Формулировка вместе с учащимися цели и задач открытия нового материала.
Прием: домысливание
Характеристика
Формирование УУД: умение формулировать цель урока  на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Ответ: ( на доске : )познакомимся…с временами глагола, узнаем… как изменяется глагол по временам,будем учиться… распознавать глаголы; правильно изменять глагол по временам и числам; грамотно писать)
Прием: домысливание
Характеристика: предлагается тема урока и «слова –помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться. С помошью «слов-помощников» дети формулируют цели уроков.
V.Открытие новых умений и знаний
Работа с учебником.
Упражнение 195, с.111
- Прочитайте текст из упражнения 195.
- Прочитайте первый вопрос. Как вы поняли задание?
Прочитайте предложение в котором есть глаголы которые происходят сейчас – в настоящем времени – в момент речи - поставьте вопросы к этим глаголам.
- Прочитайте второй вопрос….
Цель : знакомство с временами глаголов.
Прием: «задание для информационного поиска».
Характеристика: при изучении каждой темы учитель продумывает систему поисковых заданий, направленных на расширение знаний.
Формируемые УУД: познавательные строить высказывания в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Филворд- Мы с вами выполнили задание и можем открыть еще один лепесток.
Цель: поиск заданных слов
Характеристика: филворд – это разновидность кроссворда, предлагает поиск заданных слов. При выполнении задания усиливается внимание к каждому слову, его значению, написанию. Дети активно интересуется его значением, тогда как, увидев его в тексте , где от «потери» одного слова не теряется общий смысл написанного или сказанного оно, скорее всего, осталось бы не замеченным.
Формирование УУД: активное использование поисковой деятельности для решения познавательных задач
Работа с кубиками.
-на столах у вас лежит кубик с картинкой и буквой, ваша задача придумать глаголы, связанные с этой картинкой.
-на выполнение задания вам отводится 1 мин.
Группы поочередно называют глаголы, которые подобрали к картинке
Прием: «Свои примеры»
Характеристика: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу
Формируемые УУД: познавательные: активное использование речевых средств для решения познавательных задач.
- Упражнение 197, с. 112.
Прочитайте текст упражнения.
С помощью, каких фонетических средств языка автору удалось передать явления природы? Частое повторение согласных, частое повторение гласных (аллитерация, ассонанс) - Спишите….
Артикуляционная гимнастика
Прием: артикуляционная гимнастика.
Характеристика : обучающие выполняют упражнения в определенной последовательности для подготовки речевого аппарата к выразительному чтению.
VI. Включение новых умений и знаний в систему умений и знаний, закрепление.
Прием театрализации.
Ульяна: Посадил дед репку и говорит:
- растет, растет, репка, сладка!
Растет, растет, репка, крепка!
Ведущий: Какие глаголы вы услышали в этом отрывке?
Ответ: посадил, говорит, растет
Ведущий: Определите время каждого из этих глаголов.
Ответ: посадил – прошедшее время
Говорит – настоящее время
Растет – настоящее время
Ульяна: Выросла репка большая – пребольшая.
Пошел дед к репке: тянет - потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку
Бабка идет да приговаривает:
- иду дед, иду!
Бабка за дедку,
Детка за репку –
Тянут- потянут вытянуть не могут.
Ведущий: Какие глаголы вы услышали в этом отрывке?
Ответ: выросла, пошел, тянет - потянет, вытянуть, не могут , позвал
Ведущий: Определите время каждого из этих глаголов.
Ответ:
Выросла – прошедшее время
Пошел – прошедшее время
Тянет - настоящее время
Тянет – потянет –настоящее время
Вытянуть –неопределенной формы
Не могут – настоящее время
Позвал – прошедшее время
УльянаПозвала бабка внучку
Внучка бежит и кричит:
- Бегу дедуля!
Бегу бабуля!
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку-
Тянут- потянут вытянуть не могут.
Ведущий: Какие глаголы вы услышали в этом отрывке?
Ответ: Бежит, кричит, бегу
Ведущий: Определите время каждого из этих глаголов.
Ответ:
Бежит – настоящее время
Кричит – настоящее время
Бегу –настоящее время
Ульяна: Позвала внучка Жучку
Жучка бежит, лает, хвостом виляет
Деду с бабкой помогает
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку-
Тянут- потянут вытянуть не могут.
Ведущий: Какие глаголы вы услышали в этом отрывке?
Ответ: лает , виляет, помогает
Ведущий: Определите время каждого из этих глаголов.
Ответ:
Лает – настоящее время
Виляет – настоящее время
Помогает – настоящее время
Ульяна: Позвала Жучка кошку
Кошка выбежала,
Глаза выпучила
И на помощь подошла
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку-
Тянут- потянут вытянуть не могут.
Ведущий: Какие глаголы вы услышали в этом отрывке?
Ответ: выбежала, выпучила, подошла
Ведущий: Определите время каждого из этих глаголов.
Ответ:
Выбежала – прошедшее время
Выпучила – прошедшее время
Подошла – прошедшее время
Ведущий: Позвала кошка мышку.
Мышка пищит и на помощь спешит.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку-
Тянут- потянут вытянули репку!
Ведущий: Какие глаголы вы услышали в этом отрывке?
Ответ: пищит, спешит
Ведущий: Определите время каждого из этих глаголов.
Ответ:
Пищит – настоящее время
Спешит – настоящее время
Прием: театрализация
Характеристика: разыгрывается сценка на учебную тему.
Формируемые УУД: слушать, слышать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга.
Этап закрепления новых знаний.
Упражнение 198, с.113.
- Выполняем упражнение 198.
- Читаем первое задание. Прочитайте про себя, вслух.
- (по учебнику) Спишите…
- Сейчас вы выступите в роли сочинителей. Вам нужно написать стихотворения по заданным рифмам. Знаете ли вы, как называется такой вид работы? (буриме) Вы должны сочинить четверостишие. Строка должна заканчиваться указанными глаголами.
- Как определяем время глагола? Почему это глагол н.в., п.в….?
Прием: «свои примеры»
Характеристика: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу
Формируемые УУД: познавательные: активное использование речевых средств для решения познавательных задач.
VII. Итог урока
-Наш урок подошел к концу. Какие задачи были поставлены в начале урока. С чем мы с вами познакомились, узнали, учились.
Какие времена глаголы мы сегодня узнали?
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени – что означает настоящее время?
На какие вопросы отвечают вопросы прошедшего времени – что означает прошедшее время?
На какие вопросы отвечают вопросы будущее времени – что означает будущее время?
- так как определить время глагола?
Ответ: нужно задать вопрос.
VIII. Рефлексия
Вот и подошел к концу наш урок, посмотрите на наш цветок. Какой он стал красивый. И это благодаря нам! Мы справились со всеми заданиями на уроке, и достигли цели, поставленной в начале урока!
Бесконечно прав В.А. Сухомлинский, утверждавший, что «становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя». 
Список используемой литературы
Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник.- М.: Академия, 2015.
Загвязинский, В. И. Теории обучения и воспитания: учебник.- М.: Академия, 2013.
Землянская,Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум.- М.: Юрайт, 2015.
4.Селевко Г.К. Энциклопедия современных образовательных технологий - М. : НИИ школьных технологий, 2012. - 224 с.
Интернет-ресурсы по проведению мастер-класса:
1.Калейдоскоп учителя
http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/metodika_provedenija_quot_master_klass_quot/1-1-0-692.Методика проведения мастер-класса
http://do.gendocs.ru/docs/index-94787.html3.Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)
http://www.openclass.ru/wiki-pages/517874.Современные проблемы науки и образования
http://www.science-education.ru/102-58315.Учитель года России
http://ru-teacher.ru/node/406.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/articles/515316/http://festival.1september.ru/articles/531889/7.Школа успешного учителя
http://edu-lider.ru/texnologiya-provedeniya-master-klassa/