Классный час на тему Огонь – друг, огонь – враг! 3 класс


Тема: Огонь – друг, огонь – враг!
Цели: Познакомить с причинами возникновения пожара и возможными действиями детей по его предотвращению. Научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях. Воспитывать навык аккуратного обращения с огнём.
Ход занятия.
1.Организация начала занятия.
Долгожданный дан звонок – Начинается урок.Вот книжки на столе, тетрадки.Не хочется играть сегодня в прятки.И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребятУрок уж больно важный!
2.Сообщение темы и целей урока.
- Вам хорошо известны эти строки из сказки К.И.Чуковского “Путаница”:
А лисички взяли спички,К морю синему пошли, море синее зажгли.Море пламенем горит.Выбежал из моря кит:- Эй, пожарные, бегите!Помогите! Помогите!
- Как вы думаете, почему я начала урок с этих строк?- Сегодня мы будем говорить о нашей безопасности. Мы постараемся ответить на вопрос “Огонь – наш друг или враг?”, как выглядит опасность и почему она возникает.

3.Основная часть.
- Ребята, как появился огонь на земле у человека? - Как давно это произошло?- Для чего нужен был огонь человеку?- Я попросила группу наших шефов – пятиклассников сочинить сказку про огонь. Хотите узнать, что у них получилось?
3.1. Работа над сказкой «Огонек».
Жил-был Огонек. Он был сыном мамы Молнии.
Как любой малыш он был временами добрым, отзывчивым и послушным.
С давних времен Огонек с радостью приходил на помощь людям, чтобы зажечь костер, затопить очаг, печь, чтобы люди могли согреться, приготовить вкусную еду. И сейчас он зажигает горелки газовых плит, помогает работе плавильных печей, мартенов.
Огонек защищал первобытного человека от диких животных, помогал ему на охоте загонять мамонтов и бизонов в ямы и ловушки.
Он освещал в ночи дорогу путникам - зажигал факела и лучины. А позже люди придумали фонари, и Огонек зажигал их вечерами, освещая улицы и дороги.
Но Огонек мог быть шалуном, непоседой и проказником. Он очень любил веселиться в оставленных без присмотра кострах, печах, свечах, гирляндах новогодних елок.
Большую радость доставляли ему игры с Ветром. Как здорово, когда можно рассыпаться тысячей искр, поднимать языки пламени до самого неба! Как весело потрескивали дрова, а потом и деревья, когда Огонек обнимал их своими жаркими объятиями! Правда, ему было жаль погибающих и мчащихся прочь от дыма и пламени зверей и птиц.
Он любовался собой, когда Ветер раздувал пламя в квартирах и домах. Это так красиво! Правда, страдает человек. Но что поделать.
Вот таким был наш Огонек.
- Себе он очень нравится. А вам?
3.2.Беседа «О причинах возникновения пожара».
- Как случаются пожары?
Пожар в квартире, в доме, на даче может возникнуть и по нашей вине, и из-за стихии. Если мы неосторожно обращаемся дома с огнем, пользуемся испорченными электроприборами или просто включаем в одну розетку и пылесос, и холодильник, и электрочайник, – жди пожара!.. Не нужно сушить выстиранное белье над газовой плитой или разогревать на ней огнеопасные жидкости (лаки и краски). Под Новый год и Рождество не стоит приносить домой купленные на рынках фейерверки, хлопушки и бенгальские огни, а еще лучше – не пользоваться ими и во дворе: они очень опасны! Не оставлять на ночь телевизор включенным.
- Назовите причины пожаров.
Причины пожаров: СЛАЙД № 2Молнии.
Природные катаклизмы.
Неисправность газовых и электроприборов.
Оставленные без присмотра электроприборы, газовые приборы, печи.
Игры со спичками , зажигалками. (работа с плакатом)
Горючие материалы (бензин, краска и т.д.).
Сушка белья над газом.
Петарды, свечи, фейерверки, елочные украшения.
Большое количество включенных в одну розетку электроприборов.

“Запомнить твердо нужно нам – пожар не возникает сам!” В.Маяковский. СЛАЙД № 3
- Кто является самым главным виновником пожаров?- По какому номеру телефона нужно позвонить, чтоб вызвать пожарных или службу спасения? СЛАЙД № 4
3.3.Игра “Вызов по телефону пожарной команды”.
Если вдруг пожар возник,То звонить обязан вмиг, Как и всякий гражданин В часть к пожарным “01”.
- Какие данные должен сообщить звонящий в пожарную часть?
- свою фамилию;- адрес, где горит; на каком этаже горит;- как удобнее подъехать)
Все это нужно произносить быстро, без запинок.
3.4.Физминутка. Игра "Огонь, вода, песок".
Учитель называет слова, дети показывают соответствующие движения.
"Вода" – показать горизонтальную волну одной рукой;
"Огонь" – вертикальные волны обеими руками, изображая пламя;
"Песок" – делать движения пальцами, словно сыпешь песок сверху вниз.
3.5. Работа над правилами поведения на случай пожара.
- Если случился пожар в квартире , как надо действовать?СЛАЙД № 5,6

Главное не паниковать, а действовать решительно и быстро. Если огонь разгорается и захватывает все большую площадь, необходимо немедленно покинуть квартиру. Уходя из квартиры, перекройте газ , закройте дверь в горящую комнату и в квартиру. Пламя уменьшится без доступа кислорода. Уходить из квартиры только зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми и животными. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома – помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма. Обратись за помощью к соседям, прохожим на улице. Вызывай “01” или службу спасения.
- Как надо действовать, если загорелся телевизор , утюг или новогодняя елка ? (работа с плакатом) СЛАЙД № 7

Если пожар совсем маленький, вызвав по телефону “О1” пожарных, стоит тушить огонь самостоятельно, с помощью огнетушителя, воды, или просто накрыв пламя ковром или одеялом. Горящие электроприборы можно тушить, лишь отключив их от источника тока. Нельзя открывать окна во время пожара: приток кислорода только даст огню силы разгореться. Если пожар потушить не удалось, а покинуть здание уже трудно, нужно вывесить в окне “знак беды” — белую простыню. Если ты живешь на одном из первых этажей, путь к спасению лежит только через окно, брось вниз матрасы, подушки, одеяла; сократить высоту прыжка можно, используя привязанные к батареям отопления веревки, шторы или простыни.
- Как уберечь органы дыхания от дыма? СЛАЙД № 8

Часто на пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.
- Что нужно делать если горит в подъезде или другой квартире , чтобы дым не попал в вашу квартиру?
Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако это делать нужно осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься вниз. Возвращайся в квартиру, сообщи соседям и звони “01”и родителям, сообщай о случившемся. Закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, выйди на балкон, закрой балконную дверь , подавай знаки спасателям ,жди пожарных.
- Можно ли пользоваться лифтом во время пожара?
Нет, спускаться только по лестнице. В случае распространения пожара по всему зданию лифт может остановиться и превратиться в страшную ловушку.
Мы немножко отдохнем,Встанем, глубоко вздохнем.Руки в стороны, вперед,Нас еще работа ждет.Руки вниз, на пояс, вверх,Убегаем мы от всех.Побежим скорее в класс, Там послушаем рассказ.
- Пожары возникают только в тех местах, где живут, учатся, работают люди?
- Конечно, часто случаются пожары и в лесу, куда люди выезжают на отдых, за грибами и ягодами, на охоту.
Очень опасен лесной пожар, его жертвой могут стать огромные площади деревьев и лесные обитатели. Лесные пожары бывают двух видов: низовые и верховые. При низовых пожарах выгорает лесная “подстилка”, трава, кустарник и молодая поросль. А вот старые деревья чаще всего выходят из огня целыми. Низовой пожар — тихоход, движущийся со скоростью 2-3 метра в минуту.
Верховые пожары возникают в сухую погоду при сильном ветре, когда огонь распространяется на кроны деревьев (преимущественно хвойных). Скорость верхового пожара при умеренном ветре сравнима со скоростью курьерского поезда — около 100 метров в минуту. При верховом пожаре лес выгорает полностью.
Действия в зоне пожара:СЛАЙД №9

Очень коварен в нашем крае тихий пожар на торфяниках. Этот пожар – подземный. В его причине виновны и люди, и молнии, и даже... никто, так как торф может возгореться сам и гореть без доступа воздуха, даже под водой! Если пламя во время небольшого низового пожара можно сбить, захлестывая его ветками лиственных пород, заливая водой, затаптывая ногами, то верховой и торфяной пожар потушить так практически невозможно. Торфяные пожары тушат, перекапывая горящий торф и поливая его очень большим количеством воды, но отдельные очаги все-таки сохраняются.
Выход из задымленного лесного массива:
Если ты оказался вблизи очага пожара, немедленно предупреди всех находящихся поблизости людей и постарайся покинуть опасную зону. Выходить нужно на дорогу, широкую просеку, опушку леса, к водоему. Двигаться следует перпендикулярно к направлению распространения огня. Если обстоятельства мешают уйти от огня, лучше всего войти в водоем или оставаться на открытой полянке, накрывшись мокрой одеждой. Дышать нужно воздухом возле земли (он менее задымлен), прикрывая рот и нос марлевой повязкой или мокрой тряпкой.
3.6.Работа в парах. Игра “Крестики – нолики” .Отметьте красным цветом причины опасности в квартире, в окружающей среде.
Объект Причина
  Люди Техника Другие причины
Утюг      
Печь      
Телевизор      
Елочная гирлянда      
Лес      
Густой дым на лестнице      
Молния      
4.Итог урока.
- Назовите причины возникновения пожаров. - Как правильно вызвать службу “01”?- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?- Как действовать в лесу, если вы попали в зону пожара?- Вспомните вопрос, который я задала вам в начале урока “Огонь – наш друг или враг?”
5.Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему : “Запомнить твердо нужно нам – пожар не возникает .»