Реализация системно-деятельного подхода на уроках в начальной школе


Реализация системно-деятельного подхода на уроках в начальной школе

Пояснительная записка.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра!.Джон Дьюи,Американский философ и педагог ХХ века
 Введение.
Сегодня, как никогда в последние годы, школа приковывает к себе
всеобщее внимание, обсуждаются пути её дальнейшего развития. Процесс модернизации российского образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.  Поэтому цели деятельности образовательного учреждения, в котором я работаю, разработаны с учетом основных направлений, выдвинутых в Концепции модернизации российского образования на период до 2015г.  Цель работы  нашей школы:
"Развитие   способностей   каждого   ребенка,   формирование   духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями и владеющей основными ключевыми компетенциями "
Основные задачи школы:
обеспечить повышение качества образования  на всех ступенях путем использования современных образовательных технологий обучения и воспитания и информационно – коммуникативных технологий;
обеспечить содержательную и методическую преемственность начальной школы и основной ступени.
сформировать  основные ключевые компетенции обучающихся.
Перечисленные задачи  составляют основу  моей деятельности.
ГБОУ ООШ пос. Михеевка м.р.Пестравский- сельская малокомплектная школа, в которой  я работаю учителем начальных классов17 лет. В школе существуют все условия для получения и усвоения информации по предметам. В условиях модернизации образования первостепенными задачами своей профессиональной деятельности считаю:
    - совершенствование процесса преподавания предметов в начальной школе в системно-деятельного подхода обучения;
    - интенсификация процесса преподавания предметов начального образования.;    - обеспечение условий для развития личности в социальном, психологическом, интеллектуальном планах;
    - владение целостной системой, включающей в себя целеполагание, отбор содержания и технологий, анализ результатов – инновационный профессионализм;
    - формирование всесторонне развитой личности, востребованной современным обществом;
    - развитие творческого потенциала обучающихся.
Решить данные задачи в условиях традиционной системы обучения сложно, поэтому мы взяли систему Занкова и стала работать над проблемой «Реализация системно- деятельного подхода к обучению в начальной школе».
   Основная часть  
 Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяю современные педагогические технологии: развивающего обучения, проблемного, дифференцированного, информационного и проектного, игровые технологии.  Мой опыт показал, что применение современных педагогических технологий поддерживает интерес учащихся к предмету, повышает мотивацию. Эффективное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной сферы ребёнка: памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психологических функций, является в этой связи одной из важнейших педагогических задач современного обучения.      Как учитель начальных классов принимаю непосредственное участие в реализации программы развития школы:
   - разработка и апробация программы профессионального самообразования на 2009 – 2014 годы ;        Провожу анализ процесса преподавания предметов в начальной школе, качества обучения по данным направлениям. Использую элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей обучающихся при реализации дифференцированного подхода. Варьирую готовые, разработанные другими методики и программы, направленные на развитие личности, интеллекта. Осознаю необходимость систематической работы над собой и активно включаюсь в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.
     Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Моя цель как педагога – не просто информация, передача суммы знаний, а обучение навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. В условиях нарастающего информационного потока, бесспорно, особое внимание уделяю развитию речи и речевой культуры обучающихся. Поэтому приоритетным направлением в моей работе является формирование культуры речи и культуры общения.
          Основой моей педагогической деятельности является развитие у учеников творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи и творческой реализации обучающихся. Потому в центре внимания на моих уроках ученик-человек, усваивающий сложную науку познания родного языка.
     В своей педагогической практике опираюсь на следующие принципы педагогической деятельности:
максимальное развитие индивидуальных способностей ребенка, основывающееся на интересах личности обучающегося;
учет в процессе обучения не только умственных способностей обучающихся, но и их эмоций, ценностных ориентаций;
постоянное стимулирование таких естественных свойств человека, как творческая активность и познавательная самостоятельность;
проблемный метод обучения, способствующий развитию и саморазвитию личности школьника;
применение личностно-ориентированных технологий обучения, развивающего обучения.
    Обучая на уроке всех учеников, я стараюсь помнить, что процесс познания, восприятие учебного материала у каждого школьника свой собственный, индивидуальный. Потому на уроках стремлюсь уходить от традиционного воспроизведения знаний обучающихся к творческому осмыслению изучаемого материала, что и требует ФГОС. Это способствует повышению интереса школьников к предмету, стимулирует их желание познавать законы языка.
В своей практике я стараюсь научить детей , как правильно добывать информацию, интерпретировать или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся, поэтому и появилась потребность введения деятельного метода обучения.
Деятельный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Реализация технологии деятельного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.  
Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе я организую его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
актуализирую требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаю тематические рамки (“могу”).
Приёмы  работы:
в начале урока я высказываю добрые пожелания детям,  предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
Урок начинаем с девиза “С малой удачи начинается большой успех”
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Возникновение проблемной ситуации.
Методы постановки учебной проблемы:
побуждающий, подводящий  диалоги;
мотивирующий  приём  “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут 
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)
На данном этапе я организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого учащиеся должны:
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руковожу сама: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление – 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)
фронтальная работа, работа в парах;
комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка.
VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.
Сначала детям предлагаю задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагают задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы: Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.
Беру самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснить, как этот ответ получен. Разрешаю обучающимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяю на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
В течение этого времени каждый ученик класса получает возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.
В это время осуществляется включённый контроль, Я слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректирую ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. Система Занкова предусматривает работу в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным и интересным для обучающихся.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
Заключение
Реализация деятельностного подхода в моем классе способствует успешному обучению учеников.   Анализ успеваемости и качества знаний   по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение. У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.
В настоящее время, достигая определенных успехов, невозможно останавливаться на месте, так как жизнь диктует новые требования и подходы к обучению, их внедрения в процесс обучения, поэтому широко использую на уроках новые информационные технологии по предметам. Систематически приобретаю новые электронные учебники, видеоуроки и т.д.   Конечно, существует немало трудностей, с которыми я сталкиваюсь в своей профессиональной деятельности.  Это и недостаточный уровень владения некоторыми обучающимися общеучебными умениями и навыками, отсутствие мотивации к обучению, узкий кругозор, невнимательность, недостаточное развитие памяти и т.д.( В школе 50% приемных детей) Я осознаю, что испытываю трудность в формировании УУД.  На смену одним трудностям придут другие, ведь жизнь развивается по спирали. И учитель, тогда настоящий учитель, когда сам не перестает учиться
Конспект урока с использованием системно- деятельного подхода на уроке математики в 3 классе.
Тема: Внетабличное  умножение.Приёмы             умножения  вида 23× 4, 4 × 23.  
Цели: -ознакомить с приёмом умножения двузначного числа на    
             однозначное;  
-учить применять переместительное свойство умножения;
-использовать свойство умножения суммы на число;
-развивать логическое мышление детей;
-продолжить работу по формированию УУД.
Задачи:
-формировать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к урокам математики;
-формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности;
-учить принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя;
-находить несколько вариантов решения учебной задачи;
-осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
-самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
-учить работать группами;
-учить формулировать и обосновывать свою точку зрения;
-учить договариваться, приходить к общему решению.
        Ход  урока1.Мотивация к учебной деятельности.
-подготовка рабочего места.
-Загадка:
 -Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь)
-Почему?
-Какой праздник ждёт нас в конце декабря? (Новый год)
-Кто приносит радость к нам в дом? (Дед Мороз)
-Дед Мороз прислал нам письмо.
Дорогие ребята! Слышал я, что на уроках математики вы научились решать задачи, примеры. Очень захотелось мне помочь вам узнать ещё больше. Мой друг отправился в путь и скоро передаст вам мой сюрприз. Будьте дружны, внимательны, смекалисты! Я верю в вас!
-Чтобы узнать о каком друге говорил Дед Мороз, нам необходимо выполнить несколько заданий.
2.     Актуализация знаний, контроль уровня подготовленности к усвоению нового.
1 задание.                  
-Во сколько раз больше?  54 и 9,  70 и 10,  12 и 4,  30 и 10,  24 и 8
- На сколько больше?       54 и 9,  70 и 10,  12 и 4,  30 и 10,  24 и  8
-Правило нахождения.
(появляется 1 ком от снеговика)
2 задание.
-Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные-вырезные,
А возьмёшь-вода в руке.            (снежинки)
2 ученика к доске:
40×2       80:8      10×7     60:10     9×2     6×9
8×3         27:9       6×5      7×9        30×3    70:7
 (появляется 2 ком от снеговика)
-Представь в виде разрядных слагаемых двузначные некруглые числа.
(38    47    18    54 – на обратной стороне снежинок)
(проверяем 2 учеников у доски сигнальными кругами – появляются ноги от снеговика)
3 задание.
Логическая задача:
Дети наряжались на Новогодний праздник. За ними наблюдал маленький щенок. Он увидел за перегородкой 60 ног. Сколько детей было за перегородкой?
Составная задача (поэтапно)
Маша сделала 15 фонариков, а Саша в 3 раза меньше. Сколько фонариков сделал Саша?
-Почему выбрали действие деление?
-А сколько фонариков всего сделали дети?
(появляется 3 ком от снеговика)
-Узнали помощника Деда Мороза? (снеговик)
-Чего-то у него не хватает! (носа)
-Из чего сделан нос узнаем, отгадав загадку.
        Растёт не летом, а зимой.
        Всегда растёт вниз головой.      (сосулька)
-В царстве Деда Мороза растут невиданные, сказочные  сосульки. Выполните  задание.  (картинка-на картинке запись)
5м =…дм            8дм =…см            54см =…дм…см           39дм =…м…дм
(проверка сигнальными кругами- появляется нос у снеговика)
3.Физкультминутка.
 Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит, нам стоять не велит.
100:20=5 – кивнём
60:30=2 – стукнем
40:4=10 – хлопнем
64:8=8 - прыгнем
4.  Выявление места и причины затруднения.
-Всё вокруг белым-бело, много снега намело! Завалило снеговика сугробами. Разгребём сугробы, выполнив задание!
Работа по группам: (выбрать способ решения)
(5+3)×6=8×6=48
(10+8)×5=10×5+8×5=50+40=90
-Где было затруднение и какое? (во втором примере - не умеем умножать двузначное число на однозначное)
5.  Построение проекта выхода из затруднения.
-Как поступить?( можно заменить умножение сложением, но это не всегда удобно - долго вычислять, а можно применить распределительное свойство умножения относительно сложения).                                                          
-Почему оно необходимо? (не умеем умножать двузначное число).
6.Реализация построенного проекта.
(выполнение примера на доске с объяснением как образец)
-Какое двузначное число умножили? (18)
7.Первичное закрепление во внешней речи.
-Сформулируйте, посоветовавшись в группах, правило умножения двузначного числа на однозначное (представить двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых и применить распределительное свойство).
-Вот какой сюрприз от Деда Мороза-умножение двузначного числа на однозначное!
-Разберём вместе:   36×2      16×5
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
23×4          35×3       17×4        28×2
(работа в группах с последующей проверкой)
-А теперь я изменю эти примеры:
4×23          5×35        4×17        2×28
-Как поступить? (правило перестановки множителей).
-Кто выполнил без ошибок - своего снеговичка поставьте на доску  (у снеговичка каждой группы шапочка разного цвета). (диагностика)
9.  Включение в систему знаний и повторение.
Решение задачи:
К празднику Дед Мороз готовил подарки. Для этого ему потребовалось 15кг конфет, а фруктов в 4 раза больше, чем конфет. Сколько всего сладостей потребовалось Деду Морозу?
(решаем самостоятельно, 1 ученик на переносной доске, проверка)
-Что узнал 1 действием?
-Как умножал 15 на 4?
10.  Рефлексия.
-Как это сделать? (представить двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых и умножить каждое слагаемое на это число, а результат сложить)
11.  Домашнее задание:
Стр.80  №3,        
-Что заинтересовало в царстве Деда Мороза?
-Чему он вас научил? (умножать двузначное число на однозначное)  
выбрать понравившегося снеговичка с доски (на обратной стороне примеры по теме).
Список используемой литературы
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.
Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №3, 2010, стр.20.
Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.
Попова Н. П. “Деятельностный способ обучения”, ОАОУ НИРО,2011.
Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38.
Селькина Л. В. “Компетентностный подход в оценке результатов обучения начальной математике”, Ж: “Начальная школа”, №11, 2010,стр.40.
Тимофеева Т. Ю. “Как учебник помогает организовать учебную деятельность”, Ж: “Начальная школа”, №3, 2010, стр. 25.
Цукерман Г. А, “Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?”, Ж: “Вопросы психологии”, №5, 1998, стр. 68.
Чутко Н. Я. “Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории к практике обучения”. Издательский дом “Фёдоров”, 2005.