ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕДЖА

Лукьянова Н.В.

Использование современных средств информатизации в образовательном процессе колледжа

КГБПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж», г. Барнаул

В свете реформ, которые происходят в системе образования ясно, что обществу нужны инициативные люди и специалисты, готовые постоянно самосовершенствоваться. Именно такие специалисты могут профессионально выполнять свою работу, отличаясь готовностью к быстрому переориентированию в соответствии с новым содержанием, формами, методами, приёмами, средствами обучения.
Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением личностно-ориентированных, деятельностных, интерактивных форм и методов обучения, современных образовательных технологий, где в качестве средств обучения все чаще выступают информационные технологии, новое оборудование.
В новых образовательных стандартах среднего профессионального образования выделены две категории компетенций: общие и профессиональные, которые определяют базовые требования к знаниям, умениям, навыкам и содержанию учебных дисциплин, необходимым для их формирования. Анализируя стандартЫ различных специальностей СПО: «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование», «Туризм» «Адаптивная физическая культура», «Изобразительное искусство и черчение», «Музыкальное образование» в качестве одной из общих компетенций указана способность «использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».
В связи с бурным ростом информатизации и компьютеризации образования, многие образовательные учреждения получили или приобрели различные средства информатизации: компьютерную технику, мультимедийные проекторы, интерактивные доски. Возникает вопрос: будут эти средства просто пылиться или использоваться по назначению? Следует понимать, что интерактивная доска – такой же инструмент для учителя, как, например, шуруповёрт для плотника.
В связи с этим возникает потребность в обучении студентов педагогического колледжа работе с интерактивными средствами обучения. Важно добиться того, чтобы интерактивные средства стали для будущего учителя привычным оборудованием урока, наряду с традиционной доской, а не «редким гостем».
Наша задача - помочь студентам педагогического колледжа приобрести мотивационную, когнитивную и технологическую готовность к использованию средств информатизации в педагогической практике будущей профессиональной деятельности. А для этого преподаватели информатики, методисты и преподаватели дисциплин предметной подготовки различных специальностей нашего колледжа работают в тесном сотрудничестве.
В раздел «Использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности» учебной дисциплины «Информатика» включена тема «Использование интерактивных технологий в профессиональной деятельности». Содержание учебного материала по теме включает:
1. Понятие интерактивных технологий. Состав интерактивного комплекса. Виды интерактивных досок.
2. Базовые инструменты и функции программного обеспечения интерактивных досок.
3. Методика и приемы использования интерактивной доски в педагогической деятельности.
4. Приёмы создания собственных интерактивных уроков с помощью базового программного обеспечения интерактивной доски и стандартных офисных программ.
5. Особенности использования компьютерных обучающих программ при работе с интерактивной доской на уроке.
6. Поиск интерактивных обучающих ресурсов по предмету в сети Интернет.
Практические занятия включают большое количество заданий и упражнений, нацеленных на приобретение практических навыков работы с интерактивными средствами. Современное материально-технической оснащение образовательного процесса БГПК: 6 компьютерных аудиторий, 3 интерактивные доски, графический планшет, лего-робот, бесплатный доступ в глобальную сеть Интернет - позволяет проводить занятия по указанным темам со студентами практически всех специальностей.
Оценивание студенческих работ происходит в тесном сотрудничестве преподавателя информатики с методистами и преподавателями дисциплин предметной подготовки. Совместно, с разных позиций, оцениваются факторы целесообразности и рациональности использования интерактивных средств.
Разработанные студентами цифровые материалы, по нашему мнению, должны отвечать следующим требованиям:
решать поставленные задачи урока;
способствовать эффективному освоению нового материала и соответствовать возрасту учащихся;
использовать различные ресурсы (встроенной коллекция программного обеспечения интерактивной доски, сети Интернет, собственных ресурсов);
представляться в разнообразных формах (текст, графика, анимация, звук, видео) и использовать различные инструменты программного обеспечения доски;
использовать различные интерактивные функции доски (маркеры, опция "drag and drop" (тащить и отпустить), экранная клавиатура, и другие).
Тематику разрабатываемых дидактических материалов студенты выбирают самостоятельно, в основном она соответствует теме пробных уроков в школе. Такая связь четко прослеживается, потому что в нашем колледже педагогическая практика студентов организована в рамках учебного процесса (один день в неделю). Таким образом, разработанные студентами материалы проходят апробацию в школе, а результаты обсуждаются непосредственно при анализе урока под руководством методиста и школьного учителя и на занятиях информатики в результате чего вносятся соответствующие коррективы.
Таким образом, происходит комплексное освоение и использование студентами интерактивных технологий в профессиональной деятельности, в частности, приобретение необходимых умений и опыта практической работы с интерактивной доской.
Из преимуществ работы с интерактивной доской нами были выделены следующие:
усиление подачи материала (позволяет сложный материал разложить по полочкам);
возможность проанализировать выполненные задания и вернуться на шаг назад позволяет осознанно корректировать допущенные ошибки и способствует более прочному усвоению изучаемого материала;
работа с анимированными картинками, яркими иллюстрациями, озвученными файлами позволяет преподнести материал более ярко, проявить личное творчество, как учителю, так и ученику;
опора на зрительные, слуховые, речедвигательные и моторные виды ощущений повышает качество освоения нового материала.
Однако наряду с плюсами, замечены некоторые недостатки использования интерактивной доски по сравнению с привычной «классической»:
интерактивная доска намного дороже обычных досок; ремонт равноценен покупке новой;
изображение на доске может закрываться человеком и при этом бывает, что луч света от проектора слепит глаза;
разработка урока (качественного цифрового дидактического материала) становиться более трудоёмкой для учителя, требует больших временных затрат.
Материалы студентов, полученные в результате работы, хранятся в локальной сети колледжа, пополняя методическую копилку информационно-образовательных ресурсов преподавателей и студентов нашего образовательного учреждения. Материалы методической копилки активно используются студентами при подготовке уроков в ходе различных видов педагогической практики, и, мы надеемся, будут использоваться в их будущей профессиональной деятельности.
Тем не менее, следует помнить, что сам факт использования интерактивной доски не является показателем эффективности урока. Эффективность использования в учебном процессе интерактивных технологий во многом зависит от мастерства учителя, навыков работы и качества подготовленного дидактического материала с помощью различного программного обеспечения.



Литература
Вылегжанина И.В. Новые педагогические практики с использованием нового оборудования [Текст] / И.В. Вылегжанина. – Киров: КИПК и ПРО, 2009. – 26 с.
Материалы семинара «Интерактивная доска на уроке»: представлен опыт работы преподавателей МОУ лицей № 67 г.о. Тольятти по использованию интерактивных технологий в целях повышения эффективности учебного процесса [Электронный ресурс]. Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Жђ Заголовок 115