Технологическая карта урока по математике. УМС Планета знаний. Тема урока Переместительный закон сложения.


Тема урока: Переместительный закон сложения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование понятия о переместительном законе сложения и умения выполнять сложение чисел на основе данного закона.
Педагогические задачи:
- актуализировать знания обучающихся о составе чисел: 2,3,4,5;
- создать условия для знакомства с правилом перестановки слагаемых в сумме;
- способствовать формированию умений выполнять сложение чисел на основе данного правила;
- продолжить формировать умения составлять равенства по рисунку;
- организовать самооценку и взаимооценку обучающимися на уроке.

Планируемые результаты
Личностные
Предметные
Метапредметные

- соблюдать правила взаимодействия при работе в паре;
- осуществлять адекватную самооценку и взаимооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- уметь выполнять сложение чисел в пределах 5 на основе знания состава числа;
- познакомятся с правилом перестановки слагаемых;
- научиться выполнять сложение чисел, применяя правило перестановки слагаемых в сумме;
- уметь составлять равенства по рисунку.

Регулятивные УУД:
- уметь формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;
– осуществлять самоконтроль;
– оценивать успехи своего учебного труда (и одноклассников).
Коммуникативные УУД:
- высказывать своё мнение по вопросам, обсуждаемым в классе, отстаивать его, аргументируя свою позицию, принимать мнение других участников беседы, если оно оказывается более правильным;
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в информационном материале, предлагаемом учебником или учителем;
- осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
- выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.




Основные понятия: I слагаемое, II слагаемое, значение суммы.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Методы организации учебной деятельности:
- диалог (побуждающий, подводящий к теме, побуждающий к гипотезам, подводящий к открытию знания);
- исследовательский;
- самоконтроль, самооценка, взаимооценка.

Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная форма работы;
- фронтальная форма работы;
- работа в парах.

Элементы образовательных технологий, используемых на уроке:
- здоровьесберегающая;
- ИКТ;
- групповая;
- игровая;
- системно – деятельностный подход.

Образовательные ресурсы:
- математика: учебник для 1-го кл. четырёхл. нач. шк. :В 2 ч. Ч. 1/М.И.Башмаков, М.Г. Нефёдова.- 2-е изд., испр.- М.: АСТ: Астрель, 2008;
- математика: рабочая тетрадь №1 к учебнику М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдовой «Математика»: 1 –й класс/М.Г.Нефёдова.-Москва:АСТ: Астрель, 2014;
- сигнальные круги;
- схема
;
- иллюстрация для рефлексии «Радуга».

ЭОР:
- ноутбук;
- мультимедийная установка;
- интерактивная доска;
- презентация, выполненная в программе SMART Notebook 10 для интерактивной доски SMART Board;
- интерактивное средство «Tiles» (Мозаика);
- «Астрель». Электронный учебник. Математика, 1 класс, 1 часть из комплекта «Планета знаний»




Технологическая карта урока

№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Используемые ресурсы

1
Организационный момент. Самоопределение к действию.
Цель: проверка готовности к уроку: эмоциональной, психологической и мотивационной
- Прозвенел звонок, начинаем наш урок математики. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернёмся , поздороваемся и улыбкой покажем наше доброжелательное отношение.
- В народе говорят: “С хорошим настроением принимайся за работу!” Покажите мне, а с каким настроением вы сегодня будете работать на уроке математики.
- Есть такая пословица «Математике учиться – всегда пригодится!» Мне очень хочется, что эта народная мудрость стала девизом нашего урока.







- показывают смайл, характеризующий своё настроение
Сигнальные круги «Смайлы»

2
Актуализация знаний.
Цель: повторение состав чисел 2, 3, 4, 5 , активизация деятельности и мотивация к последующей работе
- Чтобы сформулировать тему и цель нашего урока, давайте обратимся к нашей волшебной доске.
(Открываю задание на интерактивной доске: на слайде написаны суммы без значений)
- Как называются эти записи в математике?
- Как называется каждое число в сумме?

- Как вы думаете, с какой задачей нам сейчас предстоит справиться?
- Давайте договоримся, что суммы будем читать разными способами. Один выходит к доске, а все остальные проверяют его ответ и сигнализируют с помощью сигнальных кругов: если правильный ответ – сигнал «+», если неправильный – «-».






- Эти записи называются суммы.
- Числа называются: первое слагаемое, второе слагаемое.
- Нам надо найти значение каждой суммы.

- называют любую сумму, называют её значение и нажимают на карточку, она переворачивается и открывается кусочек изображения
интерактивное средство «Tiles» (Мозаика), сигнальные круги

3
Постановка учебной задачи
Цель: формулировка темы и цели урока
- Что мы видим на экране?
- На доске написана тема урока, прочитайте.
- А что такое секрет?
- Что мы можем сделать с секретом?
- В математике, оказывается, тоже есть свои секреты – математические. Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
- Это школьная доска.
- «Секрет сложения».
- ответы обучающихся
- Можем хранить его, раскрыть, угадать.
- Узнать секрет сложения (познакомиться с секретом сложения).
интерактивное средство «Tiles» (Мозаика)

4
«Открытие» нового знания
Цель:
Открытие переместительного закона сложения




- В это нам поможет наш пощник – учебник.
1. Работа с учебником и в тетради.
Откройте учебник и тетрадь по закладке.
- выполним задание №1. Рассмотрите внимательно иллюстрацию слева.
- Где мы оказались?
- Кого мы видим?
- Послушайте задание в учебнике.
(читаю текст задачи под буквой «а»)
- Давайте запишем равенство на доске.
(Если есть трудность в вычислении, то задаём вопрос:
- А можем ли мы с помощью иллюстрации сосчитать, сколько всего обезьян и черепах?)
- Прочитайте равенство.
- А как прочитать по другому?
- Почему вы выбрали математический знак «+»?
- Запишите равенство в тетрадь.
- Рассмотрите иллюстрацию справа. Послушайте задание.
(читаю текст задачи под буквой «б»)
- Давайте запишем равенство на доске.
- Прочитайте равенство.
- А как прочитать по другому?
- Почему вы выбрали математический знак «+»?
- Запишите равенство в тетрадь.


- Как вы считаете, на каком острове обезьян и черепах было больше?
(спрашиваю нескольких учеников)
- Давайте сравним эти два равенства. Что значит сравнить?
- Чем похожи эти равенства?
- Чем они отличаются?
- Какой вывод мы можем сделать?

2. Работа с учебником и в тетради. Фронтальная работа.
Проведение исследования с целью подтверждения вывода.
- Мы наблюдали только за числами 2 и 3. А может быть, если взять другие числа, они будут вести себя по другому. Предлагаю провести небольшое исследование.
- Выполним задание №2.
(читаю задание в учебнике)





3. Работа на доске.


- К доске выходят 2 мальчика(называю имена) и 1 девочка (называю имя). Составьте и запишите на доске равенства по нашей живой картинке.
- Давайте их сравним и сделаем вывод.
- Наше исследование подошло к концу. Мы понаблюдали за разными числами. Какой вывод мы можем сделать?

- Давайте сравним наше открытие с правилом в учебнике, давайте его прочитаем.

- Правильное открытие мы сделали?
- А теперь вернёмся к теме нашего урока. Какой секрет в математике мы раскрыли?
- Какие мы молодцы, похвалите себя.

4. Физкультминутка.
Цель:
Создание положительного эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультминутки
- После такой плодотворной работы обязательно необходим отдых. Встали, вышли из-за парт, смотрим на слайд и выполняем упражнения.
«Сколько точек в жёлтом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько на пеньке грибочков,
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
Сколько розовых сердечек,
Столько раз поднимем плечи.
Сколько красных кругов,
Столько сделаем прыжков»
5. Составление опорной схемы, отражающей переместительный закон сложения.
- Попробуйте с помощью геометрических фигур на интерактивной доске составить схему секрета сложения. Учитывая то, что каждая фигура – это число.
- Вот такая схема будет висеть у нас в классе (вывешиваю на доску).

- открывают учебник(разворот 80-81), тетрадь (стр.47)


- Мы оказались на острове.
- Мы видим обезьян и черепах.


- записывают равенство: 3 + 2 = 5


- Нет, не можем, потому что не всех животных видно.

- ответы обучающихся
- ответы обучающихся
- Нам надо было записать сколько всех животных.
- в тетради пишут только значение суммы




- записывают равенство: 2 + 3 = 5
- ответы обучающихся
- ответы обучающихся
- Нам надо было записать сколько всех животных.
- в тетради пишут второе слагаемое и значение суммы
- ответы обучающихся
- И на острове слева, и на острове справа их одинаково, поровну.

- Это значит, выяснить, чем они похожи, а затем - чем отличаются.
- Одинаковые слагаемые и значения сумм.
- Слагаемые поменялись местами.
- Если одинаковые слагаемые поменять местами, то результат не изменится.







- работают в тетради: записывают равенства: 3 + 1 = 4, 1 + 3 = 4.
- Эти равенства похожи тем, что в них одинаковые слагаемые и значения сумм. Они отличаются тем, что слагаемые поменялись местами.
Вывод: от перестановки слагаемых значение суммы не меняется.



- записывают на доске равенства: 2 + 1 = 3, 1 + 2 = 3.
- ответы обучающихся


- От перестановки слагаемых, значение суммы не меняется.


- читают правило в учебнике



- Да, правильное.
- От перестановки слагаемых, значение суммы не меняется.
- гладят себя по голове






- считают количество предметов и выполняют соответствующее упражнение

















- составляют схему

Учебник, тетрадь к учебнику, доска














































































Презентация, выполненная в программе SMART Notebook 10 для интерактивной доски SMART Board

5
Первичное закрепление
Цель:
выработка умения применять новое правило в практической деятельности при выполнении заданий
5. Работа в паре.
- А теперь поработаем в парах. Выполним задание № 3.
- Что мы будем сравнивать?
- Вспомним девиз нашего урока «Математике учиться - всегда пригодится!»
- Мы открыли секрет сложения, как знание этого секрета пригодилось вам при выполнении задания?



- Будем сравнивать суммы.
(работают в паре, сравнивают суммы, затем проговаривают результат)
- Слева и справа слагаемые в суммах одинаковые, но они поменялись местами. А мы знаем, что результат от этого не изменится. Значит, значения сумм равны. Между ними ставим знак «=».
Учебник

6
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
Формирование умений выполнять сложение чисел на основе данного правила

6. Самостоятельная работа на карточках. Взаимопроверка. Самооценка.
- Сейчас мы поработаем на карточках. Вам надо найти значения сумм, пользуясь секретом сложения. Работаем самостоятельно (суммы взяты из №4).
- Перед тем, как вы начнёте работать самостоятельно, давайте вспомним, как к числу прибавить один.
- На экран я вывела равенства. Поменялись тетрадями. Проверяем друг друга. Если ответ верный, ставим «+», неверный «-».
- Меняемся тетрадями, исправляем свои ошибки, оцениваем себя с помощью волшебных линеечек. Выбираем параметр «ПРАВИЛЬНОСТЬ». Оцените себя с помощью волшебных линеечек:
- все ответы правильные – крестик вверху;
- три правильных ответа – посередине;
- меньше трёх правильных ответов – внизу.


- работают на карточках, вставляют нужные числа


- Прибавить один – значит назвать следующее число.







- оценивают себя на карточках
Карточки, на которых записаны суммы









Презентация, выполненная в программе SMART Notebook 10 для интерактивной доски SMART Board

7
Включение в систему знаний
Цель:
Формирование умений выполнять сложение чисел на основе данного правила

- Если останется время, выполняем задание № 5 (а) из вариативной части, которое является пропедевтикой решения текстовых задач (задание выводится на экран).
- отвечают на вопрос, доказывают свой ответ
«Астрель». Электронный учебник. Математика, 1 класс, 1 часть из комплекта «Планета знаний»

8
Рефлексия

Цель:
организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности
1. Рефлексия деятельности и содержания учебного материала.
- Наш урок подходит к концу. Подведём итоги нашей работы:
Обратимся к радуге настроений:
- сегодня я узнал (а);
- меня удивило;
- было интересно;
- у меня получилось;
- было трудно;
- я научился;
- теперь я могу.
2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Каким стало ваше настроение к концу урока, покажите.
- Всем спасибо за урок!






- обучающиеся повторяют начало предложения за учителем и заканчивают его своими мыслями по поводу урока






- обучающиеся показывают смайл, соответствующий своему настроению
Иллюстрация для рефлексии «Радуга», сигнальные круги













Нестерова Елена Валерьевна, учитель начальных классов
МОУ НОШ №5 г. Буй

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Объект 215