урок математики для первого класса на тему Переместительный закон сложения


Урок по математике для 1 класса « Переместительный закон сложения и его применение»
Цель: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике.
Задачи:
Регулятивные УУД
- целеполагание, самопроверка самостоятельной работы, самооценка.
Познавательные УУД
- формировать умение сравнивать числа и упорядочивать;
- закрепить изученные случаи сложения;
- уточнение и обобщение геометрических представлений о многоугольниках;
- развивать внимание, логическое мышление, анализирующее восприятие;
Личностные УУД
- развитие воли, ума, чувств ребёнка и любознательности;
Коммуникативные УУД
- Умение слышать и слушать партнёра, договариваться, выражать свои мысли. (работа в парах).
Оборудование: презентация, конверты с домиками, разно уровневая самостоятельная работа.
Ход урока
ОргмоментОпуститесь на свои места как пушистые лёгкие снежинки. Улыбнитесь. С хорошим настроением начинаем урок математики. Посмотрите на карточки и скажите, что мы сегодня будем делать на уроке?
Устный счёт.
Мотивация к учебной деятельности
На каждом уроке мы делаем свои маленькие открытия. А сегодня на уроке мы попробуем вывести математический закон, а также выяснить для чего он применяется. Какую цель для себя вы поставите на уроке? Начинаем с математической разминки. Перед нами улица математиков. Посмотрите, какие красивые дома на этой улице.
-Назовите дома на левой стороне улицы?
- Какую закономерность вы заметили?
-Назовите номер следующего дома на этой стороне? Как узнали?
Теперь переходим на другую сторону улицы. Будьте внимательны на дорогах и всегда помните, как надо переходить улицу.
- Прочитайте номера домов на правой стороне.
- Номер, какого дома пропущен? Как вы узнали?
-Назовите номер следующего дома на правой стороне? Как узнали ?Расположите домики так, чтобы числа на них располагались в порядке возрастания.
- С какого номера начнём? Как называется такой ряд чисел?
Назовите самое маленькое число? Самое большое число?
-Среди этих чисел найдите число, при сложении которых получится число 9. Расскажите о числе 9.
Нужно уменьшить 9 на 3. Как получить ответ, не используя никаких знаков? (перевернуть цифру 9)
Логическая задача №1
В домах 1, 2, 3 живут Пятачок, Иа, Винни-Пух. Пятачок и Иа живут в маленьких домах, Иа и Винни-Пух живут в красных домах. Назовите номер дома, где жтвёт Иа? Пятачок? Винни-Пух? Молодцы.
Логическая задача № 2
В городе математиков 10 домов. 4 дома заменили новыми. Сколько домов стало в городе математиков? (10 домов)
Задача на абстрактное мышление
Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало у стола?
Молодцы! А сейчас мы немного отдохнём.
ФИЗМИНУТКА
Игра на внимание «Капитаны»
Геометрический материал
Внимательно рассмотрите домик №1 Из каких геометрических фигур он состоит? ( квадрат, треугольник, прямоугольник)
- Назовите фигуры, которые встретились только один раз?
- Сколько квадратов?(4)
- Сколько прямоугольников ? (2)
- Какая фигура лишняя? (круг) Почему?
Введение в тему урока
Стадия осмысления. Самостоятельный поиск путей решения.
-А сейчас мы работать будем в парах. Возьмите домики, из конвертов. Разложите домики на 2 группы. По каким признакам мы их можем разложить? (по форме, цвету, размеру)
Разложите по цвету. Как вы разложили? Составьте числовое выражение по рисунку? (2+8=10).Кто разложил по – другому? Составьте выражение по рисунку.(8+2=10).
- Чем похожи записи, чем отличаются? Какое выражение удобнее выполнить? Какой можно сделать вывод? (удобнее к большему прибавить меньшее)
Разложите по форме. Составьте числовое выражение по рисунку? (4+6=10).Кто разложил по другому? Составьте выражение по рисунку.(6+4=10). Чем похожи записи, чем отличаются? Какое выражение удобнее выполнить?
Разложите по размеру. Составьте числовое выражение по рисунку? (3+7=10). Кто разложил по другому? Составьте выражение по рисунку.(7+3=10). Чем похожи записи, чем отличаются? Какое выражение удобнее выполнить?
Сравните полученные записи. Что происходит со слагаемыми? Чему равно значения? Какой можно сделать вывод?
Вывод: От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется.
Давайте подумаем, как будет называться этот математический закон, если мы перемещаем слагаемые? (Переместительный закон сложения)
(Собрали домики в конверты)
Определите тему нашего сегодняшнего урока. (Переместительный закон сложения) Что бы
Открыли учебники на стр. 24 Читаем вывод. Совпадает ли он с нашим выводом?
ФизминуткаЗакрепление изученного ( коллективная работа)
№56 Читаем примеры по – разному.
3+2=4+3=5+3=
2+3=3+4=3+5=
-Сравните суммы каждого столбика? Найди значение сумм по таблице сложения? Почему получился одинаковый ответ? Как называется этот математический закон?
3+6=96+2=8
х+6=92+х=8
- А теперь, используя переместительный закон сложения, вставьте числа в окошечки так, чтобы получились верные равенства? Какие числа вы вставили в эти равенства? Почему? Какие числа использованы для составления равенств?
5. Самостоятельная работа
А сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу по вариантам.
Вариант -1
С числами 6, 1 , 7 составьте два примера на сложение, используя изученный переместительный закон сложения.
Вариант 2
Используя знания закона, вставьте в окошки подходящие цифры.
.+2=7
5+.=7
Вариант 3
Используя знания закона, вставьте в окошки подходящие цифры.
4+3=
3+4=Самопроверка
Самооценка
Каким законом вы пользовались при составлении примеров?
Итог урока
Посмотрите на эти числовые выражения. Назовите только те, в которых для удобного вычисления нужно применить переместительный закон сложения.
Молодцы, ребята.
Рефлексия
Меня очень порадовали дети, которые сегодня постарались. Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.
Аннотация к уроку
Урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации обучения в 1 классе в соответствии с ФГОС. Предложенные задания позволяют работать над развитием универсальных учебных действий первоклассников, обеспечивают формирование как предметных, так и метапредметных компетентностей каждого ученика. Использование системно-деятельностного подхода помогает учащимся успешно решать практические задачи. Ребята самостоятельно приходят к выводу, о переместительном законе сложения. Самостоятельная работа носит разно уровневый характер.