Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»




Методические рекомендации для преподавателя по проведению теоретических занятий
УД «Основы философии»
Раздел «История философии»

Тема: «Развитие античной философии»


программы подготовки специалистов среднего звена
специальности
31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки
34.02.01 Сестринское дело
33.02.01 Фармация






Самара, 2016 год

ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией №1





Председатель Солоимова И.Н.


Протокол №


____ ____________20___


Составитель:
Норкина Е.В., преподаватель филиала «СМСК» ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»


Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальностям: 34.02.01 Сестринское дело, утвержденной приказом от «12 мая» 2014 г. № 502, 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки, утвержденной приказом от «12 мая» 2014 г. № 514, 33.02.01 Фармация утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «12 мая» 2014 г. № 504.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям Сестринское дело, Лечебное дело углубленной подготовки, Фармации в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения.









Структура
1.Учебно - методическая карта занятия
2.Конспект теоретического материала
3. Контрольно-оценочные средства (если предусмотрены) с эталонами ответов
4.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
5.Приложение (если предусмотрено)






































Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Специальность 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки
УД ОГСЭ.01. Основы философии
Раздел История философии
Тема: Развитие античной философии
Организационные формы: 1. Теоретические занятия – 1 (90 мин)
Форма работы: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид традиционного занятия: информационная лекция.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный (проблемное изложение), работа с учебником методом критического мышления
Цели и задачи занятия
Образовательная: ознакомить студентов с условиями возникновения античной философии, рассмотреть основные этапы существования античной философии, раскрыть проблематику данной философии, научить применять полученные знания в реальной действительности; повысить общекультурный уровень.

Развивающая: способствовать формированию мировоззренческих принципов; совершенствовать все виды речевой деятельности; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать творческую познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов

Воспитательная: формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей, созданных человечеством.


Формирующая: освоение общих компетенций ОК 1-13, ОК- 1-12:
В процессе освоения дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии у студентов обучающихся по специальности34.02.01. Сестринское дело должны формироваться общие компетенции (ОК):

Код
Наименование результата обучения

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК-12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК-13.
ОК-13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом для укрепления здоровья достижения жизненных и профессиональных целей.






В процессе освоения дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии у студентов обучающихся по специальности 33.02.01. Фармация должны формироваться общие компетенции (ОК):



Код
Наименование результата обучения

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК-12.
ОК-12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом для укрепления здоровья достижения жизненных и профессиональных целей.



Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов,
Место проведения: кабинет истории и основ философии
Оснащение
Средства обучения: учебники:
Радугин, А.А. Философия: курс лекций: учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / А.А. Радугин – 3 – изд., М.: Центр, 2014 – 268 с.
Хрусталев Ю.М. Основы философии: учебник для медицинских училищ и колледжей/ Ю.М. Хрусталев – М.,: ГЭОТАР-Медиа, 2013.- 304 с.
Философский энциклопедический словарь. М. Просвещение, 2012.- 386 с.
Таблицы:
- Исторические типы философии и их характерные признаки
- Исторические типы философии и их представители
Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, телевизор, видеомагнитофон и т.д.
Средства контроля: задания в тестовой форме.

Интеграция темы УД ОГСЭ.01. Основы философии
Межпредметные связи
Истоки:
1. Всемирная история
2. История античного мира
Внутрипредметные связи
Истоки: 1.Социальная философия
2. Антропологическая философия
Выход: Развитие античной философии
После изучения темы: «Развитие античной философии» студент должен
Владеть: навыками герменевтического анализа, абстрагирования и обобщения философских концепций эпохи античности
уметь: аргументировано раскрывать философские концепции эпохи античности
знать: историю возникновения и основные этапы развития мировой философии, основные философские школы, направления и представителей античной философии
СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
План проведения теоретического занятия:
Тема: Развитие античной философии

Название
Описание
Цель
Время

1.
Организационные вопросы.
Контроль формы одежды. Отметка присутствующих. Объявить тему и определить цели занятия.
Подготовить обучающихся
к работе, мобилизировать внимание,
3 мин.

2.
Вводное слово.
Раскрыть важность и актуальность темы.
Активизировать познавательную деятельность обучающихся,

2 мин.

3.
Контроль исходного уровня знаний.
Устный опрос по предыдущей теме
Выявить исходный уровень знаний по теме, закрепить имеющиеся знания, провести их корректировку , выяснить степень готовности к занятию
10 мин.

4.
Изучение нового материала по теме: «Развитие античной философии».
Преподаватель поэтапно освещает ключевые вопросы: условия возникновения, проблематика, этапы и представители античной философии,


Приобретение новых знаний.
Закрепить мотив к
познанию данных вопросов на семинарском занятии.

65 мин.

5
Закрепление

Краткий опрос материала, заполнение терминологического словаря
Выяснить степень достижения цели.
5 мин.

6.
Заключение.
Итог. Объявление темы следующей лекции: «Философия эпох средневековья и Возрождения». Задание на дом
-вопросы лекции.
Нацелить обучающихся на самостоятельную внеаудиторную работу дома
5 мин.



Контрольно-оценочные средства.
Задания в тестовой форме.
Античность означает
А. новизна
Б. мудрость
В. древность
В какую историческую эпоху возникли первые учения философов
А. Возрождение
Б. Средневековье
В. Античность
Сколько этапов включает античная философия
А. 2
Б. 3
В. 4
4. Демокрит является основателем
А. эмпиризма
Б. идеализма
В. материализма
5. Классический, «золотой век « античной философии связан с деятельностью
А. Демокрита, Эпикура, Гераклита
Б. Сократа, Платона, Аристотеля
В. Пифагора, Анаксимена, Фалеса

Кто из античных философов впервые употребил слова философы и философия
А. Сократ
Б. Платон
В. Пифагор
7. Главной проблемой философии является
А. проблема знания
Б. проблема человека
В. проблема природы
8. Какой этап стал последним в истории античной философии
А. подготовительный
Б. классический
В. римский
Платон является основателем
А. материализма
Б. идеализма
В. позитивизма
Кто автор высказывания: «Человек мера всех вещей»
А. Протагор
Б. Демокрит
В. Аристотель
Эталоны ответов
1. В 6. В
2. В 7. Б
3. В 8. В
4. В 9. Б
5. Б 10. А






Конспект теоретического материала
Развитие античной философии.
Философия это одна из древнейших и интересных областей духовной жизни общества. Согласно историческим данным философия возникла в 6-ом веке до н.э. в трех центрах: древнем Китае, древней Индии, но наивысшего классического развития она достигла в Древней Греции, Само слово философия состоит из двух древнегреческих слов ( phileo –любовь, Sophia- мудрость) , перевод которых означает любовь к мудрости.
Впервые термины философия и философы употребил древнегреческий ученый, известный математик Пифагор, который назвал философами группу людей, отказавшихся от обыденной жизни и посвятивших себя поиску истины, разума, мудрости. В европейской культуре распространение философии было связано с трудами Платон – основателя крупнейшего философского направления – идеализма.
Античная древнегреческая философия стала первой попыткой рационального постижения мира. Поскольку философия носит общественно-исторический характер, то можно выделить определенные исторические условия её возникновения:
Экономический подъём 9-7 вв. до н.э. в Древней Греции способствовал развитию городов, греческий колоний поселений по всему морскому побережью. Благоприятное географическое положение Древней Греции способствовало многочисленным контактам древних греков с другими народами.
Именно в этот период впервые в истории в Древней Греции появилась новая форма политического правления – рабовладельческая демократия. Древнегреческое общество стало классический эталоном рабовладельческого общества.
В общественном сознании происходили существенные изменения. Религия и мифология не соответствовали новым социальным условиям поскольку не могли объяснить их. В результате начинается кризис этих мировоззрений, а философия появляется как совершенно новое мировоззрение, которое соответствует изменившимся условиям. Таким образом, религия, мифология и философия являются формами духовной культуры и самостоятельными мировоззрениями. Рассматривая общие мировоззренческие вопросы, они трактуют их по - разному. Религия основывается на вере, мифология на художественном вымысле, а философия на разуме, мудрости и знании.
Проблематика античной философии
Именно в этой философии была разработана основная проблематика философского знания. Однако можно выделить две основные проблемы античной философии:
Онтологическая проблема: попытка ответа на вопрос : как устроен мир?
Древнегреческие философы стремились обосновать единство природы, общества и космоса, поэтому главным признаком этой философии стал космоцентризм.
Были созданы различные учения о первоосновах мира, в которых первопричиной назывались:
- вода – Фалес
- огонь – Гераклит
- воздух – Анаксимен
- апейрон – Анаксимандр
- число – Пифагор
- атомы – Демокрит
2. Проблема человека. Традиционно основоположником антропологической философии принято считать Сократа, принцип его философии самопознание
(«Познай самого себя»). В этот же период был сформулирован исходный принцип философской антропологии: «Человек мера всех вещей», его автор Протагор из школы софистов.
Периодизация античной философии.
История античной философии охватывет огромный временной период: с 6века до н.э. по 6 век н.э., поэтому в её истории выделяют несколько этапов:
Подготовительный, досократовский период, он связан с деятельностью философов Милетской школы, Пифагора, Гераклита, Демокрита. Они разрабатывали онтологические учения и обращались к проблемам политической жизни Древней Греции.
Классический, «золотой век» античной философии связан с деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Это вершина в развитии рабовладельческой демократии, культуры и философии. Центром развития были Афины.
Эллинистический период – в это время центром античного мира стала Македония. В философии возникло большое количество школ и направлений, но все они не имели самостоятельного значения, за исключением школы Эпикура.
Римский период – в это время решающей силой античного мира стал Рим.
Римская философия продолжила традиции древнегреческой философии, но именно в ней были заложены основы религиозной христианской философии. Основой христианства стала философия стоиков, её принцип «Помни о смерти» был заимствован мировой религией. Представителями этого периода были:
Сенека, Тит Лукреций Кар, Цицерон.
Историческое значение античной философии.
Именно эта философия стала основой всей мировой философской мысли. Поскольку в античной философии был определен предмет философии, разработана проблематика, сформулирован основной вопрос философии, по способу решения которого все философы разделились на материалистов и идеалистов. Борьба этих двух направлений и образует содержание мировой философии.
Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
Основная литература
Горелов, А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / А.А. Горелов – 8- изд., М.: Академия, 2014. - 256 с.
2. Кохановский, В.П. Основы философии: учебник для средних специальных учебных заведений / В.П.Кохановский, Л.А.Жаров, В.П.Яковлев – Изд. 11-ое - Ростов-на-Дону, Феникс, 2013. - 320 с.
3. Радугин, А.А.Философия: курс лекций: учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений / А.А. Радугин – 3 – изд., М.: Центр, 2012. - 268 с.
4. Философия. Учебное пособие. / Отв. ред. В.Н. Лавриненко.- 2 изд., испр. -М.: Юрист, 2013. - 506 с.
5. Хрусталев, Ю.М. Основы философии: учебник для медицинских училищ и колледжей / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 304 с.

Дополнительная литература
Нижников С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2007.
Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009.
Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
Норкина Е.В. Учебно-методическое пособие «История философии». СМСК, 2009
Норкина Е.В. Методические рекомендации для подготовки семинарских занятий по дисциплине «Основы философии». СМСК, 2011

Электронные ресурсы
- ресурсы локального доступа:
1. Русская философская мысль 17-19 века [электронный ресурс] / Ред. Новинов А.П., - М., 2009 – 1 электр. Опт. Диск ( CD-ROM)
2. История философии [электронный ресурс] /М., ДиректМедиа, 2005 (Электронная библиотека) Диск CD-ROM

- РЕСУРСЫ УДАЛЕННОГО ДОСТУПА:
1. Философская библиотека [электронный ресурс] Режим доступа к источнику: http:/antology.rchgi.spb.ru/
2. Цифровая библиотека по философии [электронный ресурс] Режим доступа к источнику: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
















Приложение
















Заполните таблицу




























Правильное заполнение таблицы





























Заполните таблицу «Античная философия»

ЭТАПЫ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
















Правильное заполнение таблицы

ЭТАПЫ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Пифагор, Демокрит, Фалес, Гераклит

II. КЛАССИЧЕСКИЙ
Сократ, Платон, Аристотель

III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ
Эпикур

IV. РИМСКИЙ
Сенека, Тит Лукреций Кар, Цицерон












Заполните терминологический словарь

Античность( antikus – древность, старина) - историческая эпоха включающая древнегреческий и древнеримский периоды всемирной истории.
Антропоцентризм – особое мировоззрение, согласно которому человек – центр Мироустройства, сформировалось в эпоху античности.
Идеализм – одно из основных философских направлений, представители которого признавали первичность идеального по отношению к материальному. Родоначальник Платон – автор учения об идеях.
История философии – тот раздел философии, который рассматривает проблемы возникновения и существования философии в различные исторические эпохи.
Материализм - одно из основных философских направлений, представители которого признавали первичность материального по отношению к идеальному, духовному. Родоначальник Демокрит – автор учения об атомах.
Космоцентризм – особое мировоззрение, согласно которому, природа, общество, мир и космос образуют единое целое, было распространено в эпоху античности.
Философия -( phileo –любовь, Sophia- мудрость , дословный перевод , любовь к мудрости.) –наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как общественное бытие, так и общественное сознание












Античная философия включает в себя

В своем развитии прошла четыре основных этапа

Античная философия включает в себя

Философия Древней Греции

Философия Древнего Рима

В своем развитии прошла четыре основных этапа

Подготовительный (или досократический)

2. Классический (сократический)

3. Эллинистический

4. Римский



Заголовок 115