Урок-мастерская по рассказу Е.Носова Лоскутное одеяло


МБОУ «Лицей № 21»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Творческая литературная мастерская «Город мастеров»
Тема урока «Краски родной земли…» (по рассказу Е.И.Носова «Лоскутное одеяло»)
Тип урока по цели: урок общеметодологической направленности: урок ставит своей целью систематизацию уже имеющихся и новых знаний по литературе, краеведению, истории страны и города Курска). Творческая мастерская стимулирует сотворчество педагога и школьника, дарит радость открытия мира и своих возможностей, создает условия для ощущения свободы в сознании и творчестве. Данная разновидность творческой мастерской направлена на построение ценностных ориентаций, самопознания. Непременным условием для любой творческой мастерской является проблемность материала, преодолев, разрушив которую, школьники получают возможность пережить творческий прорыв и открытие.
Цель урока: приведение в систему уже полученных литературных знаний по произведениям курских писателей и поэтов, дополнение их новым информационным материалом на основе прочитанного текста рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло», формирование у обучающихся ценностного отношения к национальным традициям, ремеслам, родной природе, речи, литературе, истории своей «малой родины» и России, воспитание интереса к истории Курского края, понимание важности знания истории родного края для современного человека.
Планируемые результаты :
Предметные:
формирование умения применять полученные знания краеведческого материала на практике;
раскрытие понятия «малая родина»;
развитие способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме (на примере собственного публичного выступления);
формирование способности участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.
Метапредметные:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие интереса к литературе Курского края, национальным традициям, ремеслам;
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие умения групповой и индивидуальной (в т.ч. самостоятельной предварительной поисковой) работы;
закрепление среди обучающихся правил работы в группах.
Личностные:
формирование у обучающихся ценностного отношения к родной истории, литературе, культуре;
формирование «духовных нитей» любви к малой родине;
воспитание любви к родной речи, родной природе, русской истории;
воспитание интереса и уважения к родной культуре;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
способность к самооценке на основе критерия успешности;
Основные понятия: «малая родина», «краеведение», кластер, пэчворк.
Ресурсы:
Носов Е. Лоскутное одеяло // Литература в школе, - 1999. -№3.
Солженицын А.И. Евгений Носов: Из “Литературной коллекции // Новый мир.- 2000. - №7.
Современная иллюстрированная энциклопедия. Литература и язык. Москва.: “Росмэн”, 2007.
Даль В.И. Толковый словарь. Москва.: “Росмэн”, 2000.
Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: ПУ “Первое сентября”, 2009.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.
Оборудование:
ПК; презентация, аудио- и видео-материалы; Доска, портрет Е.Носова; Текст рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло»(для каждого);
Конверты с заданиями и материалами для групповой работы; Ватманы (для выполнения групповых заданий)(2), ватман для итоговой рефлексии; Ремесленные изделия (сундук1, лоскутное одеяло-4 шт); Индивидуальные предметы (игрушки и т.п.) (для распределения по группам); Бейджи с именами для каждого(4 индивидуальных- для лидеров группы); Раздаточный материал для каждой группы (4) «Кодекс работы в группе», Три лоскутка ткани разного цвета для проведения итоговой рефлексии; 4 колокольчика для сигнализации ( в руках у лидеров группы); Подставки с названиями групп: ХУДОЖНИКИ, УМЕЛЬЦЫ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ, КРАЕВЕДЫ.
Структура:
Организационный этап. Распределение по группам.
Мотивация к познавательной деятельности, объяснение выбора формы занятия.
Совместное формулирование и объявление учителем темы мероприятия.
Постановка целей деятельности во время занятия,
Актуализация уже имеющихся знаний, толчок к творческой деятельности .Чтение, анализ и обсуждение текста произведения путем смысловых, звуковых и цветовых ассоциаций.
Осознание ограниченности прежних представлений с новым открытием своих возможностей, побуждение к новым формам творческой самореализации.
Логическая рефлексия (направлена на анализ приобщения как новых, так и актуализацию старых знаний)
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия): самоанализ действий, чувств, открытый.
№ Этапы Формируемые УУД Деятельность педагога Деятельность школьника
1. Организационный этап.
Распределение по группам. Цель: организовать начало совместной работы
Коммуникативные
Регулятивные Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча не совсем обычна. В начале недели вы получили предметы, которые хранились в сундучке неизвестного курского ремесленника, казалось бы, никак не связанные друг с другом. Но это только на первый взгляд. Посмотрите на них внимательно. Те, кто держит в руках предметы, связанные с живописью, изобразительным искусством, занял места за столом с надписью «ХУДОЖНИКИ». Те, у кого в руках предметы, связанные с литературой, книгой, сочинительством, занимают места за столом «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ». Группа предметов, связанных с историей, краеведением, определила ваше место за столом «КРАЕВЕДЫ». И, наконец, те, у кого в руках предметы, связанные с рукоделием, ремеслами, заняли места за столом «УМЕЛЬЦЫ».
Места за столами заняты. Итак, начинаем. Включение в работу
(2 минуты)
2. Мотивация к познавательной деятельности, выбор формы занятия. УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на познание, создание ситуации успеха. Наш класс сегодня превратится в ГОРОД, а вы станете его славными жителями. Вы узнаете, о том, кто был опорой любого края России, кто создавал города, о том, что Курск славился своими мастерами-ремесленниками. И поэтому название нашего города? (варианты)
Могу я предложить свое название? (Город мастеров)
(1 СЛАЙД).
Сегодня мы будем работать в творческой мастерской «Города мастеров».
Наш урок будет проходить в группах.
Давайте вспомним основные положения «Кодекса работы в группах» ( у каждого на столах памятка). Варианты обучающихся
(СЛАЙД 2 с вылетом).
КОДЕКС РАБОТЫ В ГРУППАХ
1. Внимательно читать задание.
2.Быть тактичным и доброжелательным.
3. Выбрать лидера группы, согласовывать действия с командой и лидером группы, помогать друг другу в случае затруднений.
4. Подавать сигнал учителю об окончании совместной работы.
5. Помнить о правиле «мушкетеров».
Отлично, теперь мы можем начать нашу работу, с которой, я уверена, мы справимся, и получим огромное удовольствие от совместного общения. Приветствие обучающихся. Анализ кодекса работы в группе. Создание проблемной ситуации.
(4 минуты).
3. Совместное формулирование и объявление темы мероприятия. ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность
УУД: личностные,
познавательные,
регулятивные,
коммуникативные Учитель читает текст под песню «Курский вальс», музыка немного стихает:
Однажды этот известный курский писатель сказал, что «Свою малую родину важно!!! увидеть с высоты птичьего полета, но подниматься в небо для этого на аэроплане необязательно». И доказывал это утверждение постоянно, ведь его рассказы были слышны во всех пределах не только нашего Курского края, но и там, где только обитала славянская душа. (М.Еськов к 85-летию со дня рождения писателя Е.Носова).
Можете ли вы, предположить, о каком курском писателе идет речь? Версии обучающихся.
Действительно, речь идет о замечательном курском писателе Е.Носове.
СЛАЙД -3 (фото Е.Носова, эпиграф к сегодняшнему уроку записан и на доске тоже)
Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока: «У каждого человека – своя малая родина, и ее приметы тоже разные».
О чем говорит Е.Носов? (варианты)- о «МАЛОЙ РОДИНЕ».
Предлагаю работу нашего славного Города мастеров провести под девизом: «У каждого человека – своя малая родина, и ее приметы тоже разные».
Попробуем разобраться в значении понятия «МАЛАЯ РОДИНА».
Какое место, по вашему мнению, может считаться «малой родиной»?
Версии обучающихся.
Отлично! В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «малой родины» трактуется так… (СЛАЙД 4 МАЛАЯ РОДИНА-ЭТО место рождения, происхождения. (Ожегов, ТС) Формулировка тема, планирование дальнейшей деятельности, работа в группах.
(9 минут)
После ответа детей открывается слайд с названием темы мероприятия.
4. Постановка целей деятельности во время занятия. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
УУД: познавательные
коммуникативные Наша «малая родина»-город Курск.
Многие из нас здесь родились и выросли. А знаете ли вы, сколько лет исполнилось Курской области совсем недавно? (Ответы)
Изменился наш город за 80 лет? Отличается наш край от сотни других? Чем он славен?Какие люди прославили наш город? Важно знать нам, современным людям, историю нашей «малой родины»?
Постараемся дать ответы на эти вопросы после того, как поработаем в мастерской нашего Города мастеров.
(ЦЕЛЬ УРОКА, тема: слайд). Дети формулируют цель урока путем ответов на поставленные вопросы, слайд с целью урока (4 минуты)
5.
Актуализация уже имеющихся знаний, толчок к творческой деятельности
ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей (по творчеству Е.Носова, истории города Курска).
УУД: Регулятивные
Коммуникативные Что мы знаем о писателе нашей «малой родины» Е.Носове?
Предоставим слово группе литературоведов, которые подготовили небольшое выступление о жизни и творчестве Е.И. Носова.
Группа ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ (7 человек) ПРЕЗЕНТАЦИЯ И СООБЩЕНИЕ ГРУППЫ о ЖИЗНИ и ТВОРЧЕСТВЕ Е.И.НОСОВА
Спасибо. Какие факты из жизни Е.И. Носова вы запомнили? (ответы)
Но это лишь малая часть того, что можно рассказать о нашем замечательном земляке. А для желающих предлагаю позже познакомиться с книгами о жизни и творчестве писателя, представленными на нашей книжной выставке (СЛАЙД+жест в сторону выставки)
Евгений Иванович очень любил свою «малую родину», изучал ее историю в течение всей жизни.
А всё ли мы знаем о нашей «малой родине», Курском крае? Я думаю, ответить на этот вопрос нам должна помочь группа «Краеведов».
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ «КРАЕВЕДЫ»(7 человек) ПРЕЗЕНТАЦИЯ, НЕБОЛЬШОЕ СООБЩЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ КУРСКА
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЙ ГОРОД?» Вопросы выводятся на экран Выступление групп. Самоанализ. Анализ выст. групп. Обращение к выставке книг о жизни и творчестве Е.И. Носова (11 минут)
6. Чтение, анализ и обсуждение текста произведения путем смысловых, звуковых и цветовых ассоциаций.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: личностные,
Регулятивные, коммуникативные
продолжение викторины
- Докажите, используя текст рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло», который мы недавно читали, что Курск был пограничным торговым городом. (по тексту).
Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами.
- Какие исторические события описаны курским писателем Е.Носовым в рассказе «Лоскутное одеяло»? (по тексту)
-А привез он ее аж с войны германской. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца. Спасибо.
Что же, по-вашему, символизирует лоскутное одеяло в рассказе Е. Носова? Версия обучающихся.
На доске открывается первый элемент кластера: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО-СИМВОЛ ИСТОРИИ. Работа с текстом произведения. Создание вопросов группой обучающихся к классу. Аналитическое чтение рассказа. Построение ассоциативного ряда. (5 минут)
7. Осознание ограниченности прежних представлений с новым открытием своих возможностей, побуждение к новым формам творческой самореализации ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания
УУД: регулятивные, познавательные
ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания
УУД: познавательные, коммуникативные,
регулятивные
Аудиозапись «Полет птицы».
А теперь закройте глаза, займите удобную для вас позу, представьте, что у вас за спиной выросли крылья, вы парите над землей, поднимаясь все выше и выше.
Под вами огромные просторы курских полей, лугов лесов. Вы видели это не раз, но с высоты птичьего полета впервые.
Музыка немного стихает. Дети открывают глаза.
Классный руководитель: Скажите, что вы чувствовали, когда слушали музыку? Почему вы сидели расслабленно, откинувшись на спинку стула, а не так, как обычно на уроке? (Варианты детей)
Действительно, музыка располагает к спокойствию, преодолению внутреннего напряжения.
Почему именно с высоты, по мнению Е.Носова, надо смотреть на родную землю?
(Ответы обучающихся).
Верно, широта восприятия с высоты окружающего мира увеличивается, как при съемке фильма.
Что вы видели, когда закрыли глаза, какой представляли себе нашу землю, землю Курского края?
Ученики высказываются.
Какие цвета возникли в вашем воображении? Что они символизируют?
Вот и пришло время для следующей группы нашего города Мастеров – группы художников.
Группа ХУДОЖНИКИ (1 человек от группы)
На доске -ватман, наклеивают разноцветные квадраты цветной бумаги одновременно с предложениями обучающихся остальных групп:
коричневый -земля, желтый-поле одуванчиков, темно -зеленый-лес, луг, бледно-зеленый-поле неубранной пшеницы, синий -небо, вода)
Спасибо.
Посмотрите, на что же похожа наша земля с высоты птичьего полета?
(на лоскутное одеяло-фото СЛАЙД )А какие цветные лоскутки встречаются в рассказе Е.Носова «Лоскутное одеяло»? (по тексту)
Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи.
Учитель добавляет лоскуток к остальным.
Символом чего является лоскутное одеяло?
Ответы учеников (Лоскутное одеяло-символ природы родной земли)
На доске начинает образовываться кластер: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО-СИМВОЛ ПРИРОДЫ.
Е.И. Носов не раз говорил: «Русское национальное ремесло абсолютно правдиво».
Какие же ремесла процветали в Курском крае? Перед вами на столе лежат конверты с фотографиями. В течение 1 минуты рассмотрите фото и определите названия ремесел, традиционных для Курского края.
Не забудьте подать сигнал о готовности группы. Внимание на часы (висят в классе). Время пошло. Выполнение задания.
Итак, подводим итоги.
Обучающиеся называют: ткацкое ремесло, кузнечное дело, гончарное искусство, изделия из лоскутков.
А какое ремесло было в Курском крае самым распространенным и почему? Разобраться в этом нам поможет группа «Умельцев»
Выступление группы УМЕЛЬЦЕВ (Слайды)
Рассказывают о народном ремесле создания одеяла из лоскутков (пэчворк).
Спасибо.
У вас на столах лежат лоскутные одеяла. Попробуйте растянуть одеяло. Передавайте его друг другу. Растягивайте. Можете ли вы его порвать? Почему?
(Ответы обучающихся)
Что же еще символизирует лоскутное одеяло в рассказе Е.Носова?
На доске образуется 3 элемент кластера- ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО-СИМВОЛ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ, СИМВОЛ СЕМЬИ. Дети учатся выстраивать ассоциативный ряд, сравнивают уже имеющиеся знания по теме с новой информацией.
(15 минут)
Выступление группы. Самоанализ
8. Логическая рефлексия ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
УУД: познавательные, регулятивные
Вернемся к тому, ради чего и был создан сегодня наш Город мастеров-
Чтобы разобраться… СЛАЙД
Почему же нам, современным, мобильным, живущим в век компьютерных технологий людям, важно знать историю родного города? (Варианты ответов)
Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж знаний.- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?
- Что было трудным на каждом этапе работы? Что удалось? Ученики обобщают полученные знания, делают выводы, анализируют инд. работу. (5 минут)
9. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия): самоанализ действий, чувств, открытый. ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
УУД: познавательные, регулятивные - Какую цель мы поставили в начале нашей встречи?
–Ощутили значение знаний по истории Курского Края для современного человека?
- Что было самым интересным? Самым трудным? Чью работу можно выделить (почему?) и оценить (как?) Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?
Создадим свое собственное лоскутное одеяло Города мастеров! (ватман на столе у каждого, потом соединяем):
- Кто доволен своей работой, кому многое, из того, что мы обсудили, показалось интересным и важным? (приклеивает зеленый квадратик)
Кто еще сомневается в себе и своих знаниях (желтый)
У кого остались вопросы по теме, кто хотел бы их обсудить после (красный)
Замечательно (анализ ватмана-одеяла)
Вот пишут: малая родина... Что же это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается?  Малая родина — это уголок родной природы, истории, семьи. Так давайте любить этот малый «уголок земли», беречь его, защищать, делать всё, что в наших силах, чтобы он процветал и становился год от года лучше и краше. Спасибо за внимание! Самоанализ, подведение итогов, самостоятельность выводов, оценок результата
(5 минут)