Конспект занятия Композиция Птицы, выполненное в технике оригами


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"Центр дополнительного образования детей "ЮНИТЭР"
Конспект занятия
"Композиция "Птицы", выполненное в технике оригами" .
Разработала и провела:
педагог дополнительного образования Кулыгина Н.Н.
Рузаевка- 2017 г.
Тема: Композиция "Птицы", выполненное в технике оригами.
Цель урока: познакомить учащихся с различными приемами складывания бумаги в технике оригами и условными обозначениями.
Планируемые результаты:
Предметные: выполнять изделия «Птицы» в технике оригами;
оформлять композицию с изготовленным изделием.
Регулятивные: выполнять учебное действие, используя план, алгоритм.
Познавательные: использовать приобретённые знания в практической деятельности. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа.
Технология: сотрудничества.
Материал для работы: бумага цветная, ножницы, клей, цветной картон, образцы "Птицы", выполненные в разных техниках.
Структура и ход урока.
Организационный момент.
Приветствие детей. Назначение дежурных. Озвучивание темы занятия.
Проверка готовности к уроку – материал для работы в технике оригами.
Актуализация знаний.
Групповая работа.
 - У вас на столах разложены поделки, выполненные в разных видах искусства. Попробуйте определить эти виды и назвать.
Проверка.  (учитель читает название вида искусства – участники группы показывают свой вариант поделки, соответствующий данному виду искусства).
III. Самоопределение к деятельности
- Продолжить наше занятие мне бы хотелось стихотворением, которое называется «Простой листок бумаги"
Простой листок бумагиПростой листок бумаги,Но в опытных рукахОн может обернутьсяЖар-птицей в облаках.Он может стать зверушкой,Причудливым цветком,Забавною игрушкой,Усатым мотыльком…Волшебное занятьеДля рук и для ума,И мира восприятье -Чудесная страна!Фантазии подвластныБумажные листы -Для дома и в подарок,И просто для игры.Но главное богатство,Что красоту творя,Простой листок поможетСоздать тебе себя!
- О каком виде искусства здесь идёт речь? (оригами)
- Найдите в предложенных вам изделиях, изображения с данным видом искусства (работа в паре).
- Сформулируйте, что такое оригами (искусство складывания из бумаги).
IV. Работа по теме урока.
"Сложение бумаги" – целое искусство. История происхождения оригами уходит своими корнями в глубокое прошлое. Знакомство с ним следует начать с древнего Китая, где начиная со 105 года н.э. появились первые предпосылки для возникновения оригами. В этом году чиновник Цай Лунь официально доложил императору о том, что создана технология производства бумаги. Многое годы создание белого листа хранилось в строжайшей тайне. Но постепенно тайна стала путешествовать в Японию вместе с китайскими монахами. В VII веке странствующий монах Дан-Хо пробрался в Японию и обучил монахов делать бумагу по китайской технологии. В Японии быстро наладили производство бумаги, которое во многом обогнало Китай.
Искусство складывать из квадратного листа без помощи ножниц любые фигурки, начинается в Японии. Самые первые листочки бумаги, сложенные в фигурки, появились сначала в монастырях. В японском языке "Бог" и "бумага" звучат одинаково. Поэтому, такие фигурки из бумаги имели символическое значение. Ими украшали храмы, они участвовали в религиозных церемониях, их помещали на жертвенный костер. История оригами сохранила нам первые бумажные фигурки — коробочки "санбо", куда японцы складывали кусочки овощей и рыбы для жертвоприношений. Это не было настоящим искусством. Это был просто лист бумаги, отмеченный именем бога и стоящий по тем временам не малых денег. Пока история появления оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора в периоды Камакура (1185-1333 гг.) и Муромати (1333-1573 гг.). Придворные монахи были обязательно обучены "искусству складывать". Многие семьи использовали оригами как герб. Затем началось массовое производство бумаги, цены на нее упали, и оригами проникло в быт дворянства. Именно тогда появилось искусство самураев. Знание оригами стало признаком образованности и хороших манер. Записки, сложенные в форме бабочки, цветка или журавля были символом дружбы и любви. Они выражали то, чего порой не скажешь словами. Иногда записку сворачивали таким образом, что только посвященный мог ее развернуть. Признаком хорошего тона считалось, когда дворянин мог развлечь свою даму на балу умением складывать бумажные фигурки. Оригами использовали для украшения дома, на свадьбах или праздничных шествиях. Многие семьи
-А какую поделку, мы с вами будем сегодня изготавливать?
Рук нет, а строить умеет. (птица)
- Где в городе мы можем увидеть разных животных и не только птиц? (ответы учеников).
- Когда и где появились первые зоопарки? Какой самый старый зоопарк в нашей стране?
Зоопарки появились в глубокой древности. Большой зоопарк существовал в Древнем Египте примерно 1500 лет до н.э.. первые зоопарки в Европе возникли в середине XVIII в.. самый старый зоопарк в нашей стране –Московский. Он существует с 1864 года.
Формулирование цели занятия.
V. Практическая работа.
 - Сегодня мы будем делать птиц в технике оригами. Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка.
Знакомство с условными обозначениями и базовыми формами оригами . Их выполнение/

VI. Физ-минутка.
Птицы на юг улетают-
(Маховые движения руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли –
(Круговые движения руками перед грудью).
Вот уж последняя стая
(Движения руками имитируют взмахи крыльев)
Крыльями машет вдали.
VII. Продолжение практической работы по теме урока.
Творческая работа.
- Что нужно для поделки? ( лист белой или цветной бумаги)
- Что мы уже умеем делать? (складывать)
- Чему должны научиться? (пользоваться условными обозначениями)
- Для чего мы делаем поделку? (ответы учеников)
И в сказочном царстве фигурок бумажных
Научишься добрым, уверенным быть,
И множество разных подарков приятных
Ты сможешь родным и друзьям подарить.
Первую поделку учащиеся выполняют совместно с педагогом, используя условные обозначения.
Затем выбирают поделку с доски и самостоятельно изготавливают понравившуюся птицу.
-Составим композицию. Что обозначает слово композиция? (композиция – это составление , связывание, сложение, соединение в красивую форму)
VIII. Выставка работ.
Оценка своего изделия.
- Какая работа или композиция вам больше всего понравилась? Почему?
IX. Рефлексия.
-Кто доволен своей работой?
- Какие умения необходимы, чтобы использовать технику оригами? (умение читать условные обозначения, а также терпение, фантазия, аккуратность).
Итак, чтобы научиться складывать и самому придумывать фигурки, нужно:
выучить международные условные знаки, принятые в оригами;
овладеть основными приёмами складывания;
знать базовые формы и уметь их складывать по памяти.
-Кого из одноклассников можно поблагодарить на уроке за работу?
-Когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?
Уборка рабочего места.
X. Подведение итогов урока.
XI. Домашнее задание.
Сделать любую фигурку в технике оригами.