Урок литературы по рассказу Е.Носова Лоскутное одеяло (7 класс)


Урок. Рассказ Евгения Носова «Лоскутное одеяло»
(Автор: Байрамова Н.Н.)
Данный урок я провожу в 7 классе как обобщающий, потому что идея курса литературы на данном этапе - литература и история. В программу включены произведения, созданные на историческом материале, центром внимания является человек и его мироощущение в сложные моменты истории.
Вспоминаем об этом произведении мы и в 9, и в 11 классе, подбирая аргументы к сочинению-рассуждению по следующим проблемам: проблема воспитания патриотизма, любви к родине; проблема дома, семьи, взаимоотношения поколений; проблема человеческой судьбы; человека и истории и т.п.
Домашним заданием к уроку было чтение рассказа Е.Носова, составление словарика малоизвестных слов, творческое задание - раскрасить треугольник в цвет своего настроения
Цель деятельности учителя Способствовать формированию навыков смыслового чтения; умения извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения.
Планируемые образовательные результаты Предметные: развитие диалогической и монологической речи; овладение навыками лингвистического анализа текста
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
Личностные: развитие критического мышления, осознание ценности семьи, необходимости взаимопонимания поколений; воспитание любви к родным и родине, осознание эстетической и духовной ценности русского языка.
Методы и формы обучения Чтение с остановками, с карандашом; аналитическая беседа; лингвистический анализ текста; кластер
Оборудование Мультимедийная установка; текст рассказа "Лоскутное одеяло", листы с заданиями для работы в группах: словари: толковый, этимологический, словарь В.Даля.
Наглядно-демонстрационный материал Презентация; коллаж из бумажных лоскутков-настроений
Стадия вызова.
1. Актуализация знаний учащихся.
Счастлива вас видеть. На одном из уроков мы выясняли с вами, что такое счастье. Вспомним этимологию этого слова. Как и когда произошло, его синонимы. ( Слово "Счастье" произошло тогда, когда что-то делили. "Уйти с частью", т.е. уйти с каким-то наделом, куском, долей. Отсюда и синонимы: участь, доля, удел, т.е. судьба.)
2. Реализация домашнего задания. Мотивация.
Так значит счастье - это кусочек, частичка, лоскутик. А наша жизнь и состоит из таких лоскутиков. Вы сегодня принесли с собой свои лоскутки-настроения. Какие они?
(Учащиеся выходят к доске, прикрепляют магнитом свой своеобразно раскрашенный лоскут, поясняют, почему он того или иного цвета, как это связано с их настроением в этот момент жизни. Учитель помогает технически "соткать" полотно из фрагментов, корректирует речь, устанавливает последовательность выхода учащихся к доске, благодарит за искренность и т.д. На доске постепенно "сшивается" из лоскутков-настроений полотно)
Ваши лоскутки -отдельные кусочки - слились в единое целое, в лоскутное одеяло. Так из лоскутков и состоит класс, страна и человечество! Центром внимания на уроке станет рассказ Е.Носова "Лоскутное одеяло"
Стадия осмысления
I. Актуализация знаний учащихся. Беседа. Первичное восприятие
1. Какие ассоциации вызывает название рассказа? (Тепло, уют, умелые руки мастерицы, старинное искусство, бабушка, красота, старина)
2. Что напоминает само начало рассказа? ( Чтение 1 и 2 абзацев - начало рассказа). -сказка, легенда
3. Но будет ли сказка?
(Бабушка рассказывает о своей нелегкой, совсем не сказочной жизни, но как сказку перед сном)
4. Есть в тексте и конкретная деталь, указывающая на реальное географическое место, где происходит действие, где живет семья? (Сеймская вода - из реки Сейм - притока Десны. Города Курск, Льгов, Рыльск, Путивль - срединная Россия, родина писателя Евгения Носова.)
5. Как зовут бабушку? Предположите, кем же был ее отец? Почему автор так называет героиню?
(Варвара Ионовна. Ион - церковное имя, отец бабушки скорее всего был священником, история таких людей в XX веке трагична. Называя героиню так, автор подразумевает глубокие, серьезные духовные корни.)
II. Целеполагание.
В основе сюжета- жизнь бабушки Варвары Ионовны. Что она за человек? Чтобы разобраться, надо вникнуть во все детали. Работаем в группах. Сначала вникаем в задание, затем читаем с карандашом, выделяем нужное в тексте. Обсуждаем, решаем, кто будет представлять работу группы.
Работа в трех группах ( учащиеся распределяют задание внутри группы, делясь на пары. Задание разное, но одинаково структурировано (см. Приложение 1,2,3):
1. Работа со словарем В.Даля, объяснение диалектизмов, просторечий.
2. Морфологический анализ отрывка "Портрет бабушки", мини-исследование.
3. Разноуровневый анализ слова из текста "истово".
4. Анализ речи бабушки.
III. Погружение в текст. Чтение фрагмента 1
Фрагмент 1. "Портрет бабушки" (третий абзац).
( Читает учитель. Уч-ся следят по тексту, подчеркивают.)
IV. Поэтапное представление работы групп.
1. Словарная работа. Объяснение лексического значения слов по словарю В. Даля
1 группа: авось, вязенки, доси, застя
2 группа: каганец, кружалка, оказия, окромя3 группа: печурка, припечек, пешки
2. Морфологический анализ отрывка, результаты
Задание 1 группы: Проанализировать, слова какой части речи встречаются чаще других. Почему? Какие особенности подчеркивает внук? (В отрывке 26 глаголов и глагольных форм, причем, глаголы активного действия (учащиеся приводят примеры). Динамичный портрет)
Задание 2 группы: Проанализировать, как бабушка выполняет свои дела. Выбрать наречия и прилагательные, которые характеризуют действия бабушки. (Наречия и прилагательные: ловкий, быстро, сноровко, т.е. умело, привычно, живо.)
Задание 3 группы: Какие детали внешности бабушки подчеркивает внук и как они характеризуют бабушку. (Косица, впалая грудь, тонкая рука "темная, словно из корья". Бабушка старенькая, много пережившая, но трудолюбивая, расторопная, неугомонная.)
Учащиеся подводят итог, формулируют общий вывод из наблюдений:
Какой предстала перед нами бабушка, увиденная глазами внука?
(Бабушка трудится всю жизнь. Внук отмечает ее ловкость, расторопность. Она не сдается старости, хлопочет, поддерживает порядок в доме. Она хранительница очага, на ней хозяйство. Для всех у не хватает сил: и коровушку напоить, и гусыню под лавку усадить, и рукоделием заняться, и молитву Николаю Угоднику воздать, и с внуком на ночь поговорить.)
3. Словарная работа. Разноуровневый анализ слова "Истово". Представление результатов
В каких деталях видно, что взаимоотношения бабушки и внука хорошие?
(Все детали портрета проникнуты любовью. Бабушка крестит внука на ночь, ложась, "истово льнет" к нему). Что значит это емкое слово?
1 группа. Синонимы: усердно, ревностно, безудержно, сильно
2 группа: Определение по словарю С.Ожегова
3 группа: Этимология слова по словарям В.Даля и Н.Шанского. Истово - от истовый, истина; истина - от*истъ - "настоящий".
Таким образом находится еще один синоним к слову "истово" -по-настоящему. Бабушка всей душой, всей сутью, по-настоящему своей любит внука, полностью отдает себя семье.
Чтение фрагмента "Начало разговора"
1. Каким стал ритм повествования? Почему?
(Чувствуется, что сменился ритм, стал спокойнее, медленнее. Сменилось действие: от активного к умеренному, умиротворяющему - чтению "книги")
2. О какой книге идет речь?
(Лоскутное одеяло -книга о былом, книга воспоминаний, книга времен, история. Речь бабушки образна. Каждый отрезок жизни окрашен в свой цвет)
3. Какие исторические события пришлось пережить семье?
(З скупыми строчками открывается трагедия XXI века: империалистическая война, революция, гражданская война - все эти исторические события оставили неизгладимый след в судьбе этой семьи. Ребенок познает свою родословную и историю страны.)
4. На сколько лоскутков можно поделить этот вечерний разговор?
V. Погружение в текст. Чтение фрагмента 2.
Фрагмент 2. " Первые лоскутки". Напоминаем перед чтением, что после чтения группы представляют результаты работы по заданию IV "Речь бабушки".
VI. Поэтапное представление работы групп.
1 группа. Как говорит бабушка? (Тихим голосом, добрым, спокойным, родным.)
Почему автор употребил глагол "вопрошать", принадлежащий высокому стилю? (Hечь пойдет о святая святых семьи, о дорогих воспоминаниях; а также в этом слове чувствуется улыбка любящего внука).
2 группа. Какие слова преобладают в речи бабушки? Почему? Объясните просторечия и устаревшие слова. (В речи бабушки много просторечных и устаревших слов (переиначенное, оказия, штука ситца, хвороба, двуколка, хомут, башлык). Они помогают достоверно передать ее речь, создают ощущение простоты, мирного деревенского быта. Они дороги писателю, напоминают о детстве).
3 группа. В каких слова чувствуется отношение бабушки и внука к деду? Отношение бабушки к внуку? (Бабушка иронично рассказывает про деда, но по-доброму. Называет его "сердешный", т. е. дорогой сердцу; "А так много повидал разного" - жалеет, сочувствует, любит деда; радуется - "отпустили, слава Богу, с миром")
Учащиеся подводят итог, формулируют общий вывод из наблюдений:
Речь бабушки проста. Она не образованна. Но в речи ее слышна певучесть, выразительность. В интонации мы можем услышать и теплоту, и иронию, и нежность по отношению к деду, внуку, детям и горестные нотки от горестных воспоминаний. Внук впитывает не только эти истории, но и самобытные обороты речи.
Да, трагичен был XX век для нашей страны. И все эти трагические события прошли через жизнь простых людей ( «чуть белые не зарубили» , в империалистическую войну дед остался инвалидом). В этом рассказе простейшие эпизоды жизни, о которой не прочитать в учебнике истории.
VII. Погружение в текст. Чтение фрагмента 3.
Пред чтением. Какой эпизод, на ваш взгляд, самый пронзительный? (первое платье, война, смерть близких)
Фрагмент 3. "Была у меня девочка..."
В чем сказывается взаимопонимание между бабушкой и внуком? (Бабушка загрустила - внук примолкает. Тишина устанавливается. Тишина взаимопонимания)
VIII. Подведение итогов. Обобщение.
Как вы считаете, история завершена? Как называются такие финалы? Почему именно такой финал в рассказе?
(Открытый финал: истории бабушки не закончены, еще будут вечера: "Завтра еще чего вспомним". История этой семьи не закончена: растет внук. История страны не закончена: судьба ее -наша участь, доля, судьба, наше счастье. Так мы вернулись к тому слову, с которого и начался урок)
Почему, как вы думаете, у нашего урока такой эпиграф?
Всю неоглядную Россию
Наследуем как отчий дом
Мы, люди русские, простые,
Своим вскормленные трудом (Б.Ручьев)
Бабушка Варвара Ионовна -собирательный образ всех простых русских женщин, участь которых - переносить на своих плечах все невзгоды, хранить в тяжелые времена семейный очаг.
Это сама Россия нашу - многострадальная труженица и мученица. И любить мы должны свою родину, как любит внук бабушку, впитывает в плоть и в кровь традиции семьи, историю, речь.
Стадия рефлексии.
Что больше всего понравилось в рассказе?
О чем вы думали, когда разговор шел о героине рассказа - бабушке?
О чем бы вы спросили свою бабушку?
Мониторинг. Определение уровня осмысления текста. Составление кластера. "Смысл названия рассказа."
Лоскутное одеяло – конкретный предмет быта
- символ мастерства, домашнего уюта, народного таланта, красоты
- символ объединения поколений
- символ человеческой жизни
- символ истории

Домашнее задание:
1. Сочинение - рассуждение «Смысл названия рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло» на основе кластера.
2. Поговорить с бабушками о детстве ваших родителей, о ее детстве, молодости; ведь по рассказам наших бабушек можно изучать историю страны. Может быть, и вам захочется написать рассказ "История, рассказанная бабушкой"
Заключительное слово учителя.
Я тоже вспоминала свою бабушку, мою сказительницу, мою Арину Родионовну, и ее истории - ведь она родилась в 1913 году, еще до революции, рано осиротела. И все исторические катаклизмы века XX отразились на ее жизни. Самое главное - надо успевать слушать своих бабушек, пока они рядом.
Человеческая жизнь

Память


история
Лоскутное одеяло


Уют, талант,
мастерство, красота

Связь поколений

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Евгений Носов «Лоскутное одеяло»
ЗАДАНИЯ (для первой группы):
Объясните с помощью словаря В.И.Даля слова:
АВОСЬ -
ВЯЗЁНКИ -
ДОСИ -
ЗАСТЯ –
ПОРТРЕТ БАБУШКИ
Слов каких частей речи много в портрете бабушки?Посчитайте количество глаголов и глагольных форм. Почему их так много в портрете бабушки?
Какие особенности бабушки подчеркивает внук?
Слово «ИСТОВО»
Задание: подберите синонимы к этому слову.
РЕЧЬ БАБУШКИ
Как бабушка ведет этот вечерний разговор? Найдите в тексте определение бабушкиного голоса.
Бабушка «вопрошает»: «Так докудова мы дочитали книгу-то нашу»? Глагол ВОПРОШАТЬ принадлежит высокому стилю. Почему автор употребляет его?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Евгений Носов «Лоскутное одеяло»
ЗАДАНИЯ (для второй группы):
Объясните с помощью словаря В.И.Даля слова:
ПЕЧУРКА –
ПРИПЕЧЕК –
ПЕШКИ –
ПОРТРЕТ БАБУШКИ
Какие детали внешности бабушки подчеркивает внук?
Что рассказывают эти детали о бабушке?
Слово «ИСТОВО»
Задание: укажите этимологию слова (С помощью слова В.И.Даля и «Этимологического словаря русского языка Н.Шанского).
РЕЧЬ БАБУШКИ
Каково отношение бабушки к деду?
А)Найдите слова, в которых это отношение выражено.
Б) Сравните:
Бабушка: «…отпустили, слава Богу, с миром».
Внук: «Мне нравится, что дедушку выпроводили из Питера».
Сделайте вывод об отношении к деду.
В каких словах бабушки чувствуется отношение к внуку?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Евгений Носов «Лоскутное одеяло»
ЗАДАНИЯ (для третьей группы)
Объясните с помощью словаря В.И.Даля слова:
КАГАНЕЦ –
КРУЖАЛКА –
ОКРОМЯ –
ПОРТРЕТ БАБУШКИ
Как бабушка выполняет все свои действия? Найдите в тексте наречия и прилагательные, которые характеризуют действия бабушки.
Слово «ИСТОВО»
Задание: найдите определение этого слова в словаре С.Ожегова.
РЕЧЬ БАБУШКИ
Слова какого стиля часто встречаются в речи бабушки? Почему?
Объясните слова: ПЕРЕИНАЧЕННОЕ, ОКАЗИЯ, ШТУКА (ситца), ХВОРОБА, ДВУКОЛКА, ХОМУТ, БАШЛЫК.
В каких словах (найдите в тексте) проявляется образность, поэтичность речи бабушки?