ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


СТАТЬЯ
«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Английский язык ещё недавно воспринимался как иностранный. Сегодня он считается во всём мире международным. Многочисленные политические, социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в России, сделали его реально востребованным, что естественным образом повлияло на расширение функций иностранного языка как учебного предмета. Возникла острая необходимость подготовки подрастающего поколения, способного: участвовать в диалоге культур во всех его аспектах: бизнесе; политике; обладающего знанием основ наук; общей культурой; умениями самостоятельно и гибко мыслить; инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы; владеть ИКТ. А это в свою очередь, повлияло на изменение и уточнение целей обучения языку в общеобразовательной школе.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость изменить и содержание обучения на основе принципов метапредметности как условия высокого качества образования. Отсюда изменились и требования к учителю. Он должен сегодня стать конструктором новых педагогических заданий, ситуаций, направленных на использование общественных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний; научить детей способности добывать знания и считать их ценностью, готовность видеть (осознавать) и решать проблему (когнитивная компетенция); способность делать ценностный выбор, предпочитая «добро» «злу» (аксиологическая компетенция); способность формировать научное мировоззрение на современной научной основе, иметь активную гражданскую позицию (социально-мировоззренческая) ; способность взаимодействовать, а так же добывать и перерабатывать добытую информацию, составлять свой авторский текст (коммуникативность); способность изучать, нести, развивать, транслировать культуроведческие знания (культуроведческая) компетенция.
В настоящие время формирование метаумений становится центральной задачей обучения. Предлагается вашему вниманию портрет идеального «замотивированного» ученика, обладающего метаумениями: теоретически мыслить (обобщать, систематизировать, классифицировать, определять понятия); перерабатывать информацию (анализировать, интерпретировать, аргументировать, оценивать); критически мыслить (уметь отличать факты от мнений, различать двусмысленность утверждений, понять не высказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия); творчески мыслить (видеть новые функции, находить альтернативные решения, комбинировать известные способы и приёмы с новыми); иметь регулятивные умения (уметь задавать вопросы, определять цели, планировать, выбирать тактику, корректировать свою и другую деятельность) и др.
Поэтому главными целями учителей иностранных языков являются:
формировать УУД;
научить учащихся общаться на языке;
развивать их речевые способности и подсознательные функции психики;
создать условия для развивающегося обучения и воспитания активной самостоятельной личности.
А главными задачами являются:
создание благоприятных условий для развития всех и каждого;
развитие творческих и изобретательных способностей учащихся;
создание благоприятных условий для современной и самостоятельной деятельности учащихся;
развитие подсознательных функций психики учащихся и языковых способностей;
умение находить и сочетать все возможные способы побуждения учащихся к учебной активности;
формирование универсальных учебных действий;
воспитание учащихся средствами английского языка.
У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как сделать урок увлекательным и необыкновенным для всех учащихся в классе. Предлагаю простые приемы, способствующие формированию универсальных учебных действий и в урочной и в неурочной деятельности: диалог. В первую очередь на начальном этапе самым беспроигрышным вариантом является диалог. Только к нему нужен творческий подход и особое внимание. В нём принимают участие разные учащиеся и с разными способностями. Идеи и роли можно подсказывать, а привычные к творчеству и фантазированию ребята, сами придумывают много оригинальных вариантов. Например, диалог «Знакомство», начиная со второго класса и на старших этапах обучения, воспроизводится с удовольствием, все больше расширяясь в объеме, в зависимости от ситуации изучаемой темы и уровня знаний учащихся.
«Интегративный лингвопсихологический тренинг». Для развития орфографического навыка совершенствования лексических навыков семантизации лексики использую анаграммы, кроссворды. Надо заметить, что все компоненты развивающего обучения находятся в динамической зависимости. Так воздействуя на речь, мы можем воздействовать на психические процессы, и наоборот. Здесь уместно вспомнить совершенно нетрадиционный и инновационный метод обучения иноязычной речи «Интегративный лингвопсихологический тренинг», разработанный И.М Румянцевой. Используя на практике такие упражнения, я развиваю не только когнитивные процессы личности, но и снимаю внутреннюю напряженность. Упражнение «Слово и интонация», упражнение «Составление предложений». Для концентрации внимания детей даю такие задания - найдите и подчеркните:
определенную букву в тексте (в течение 4-5 минут);
перепишите текст (1-2 абзаца);
найдите ошибки в словах у соседа по парте.
У учащихся более старшего возраста снижается уровень мотивации к изучению языка. Я стараюсь применять наиболее действенные и эффективные приемы и формы обучения, чтобы поддержать их интерес. Помимо тех, что перечислены раньше, появляются новые формы.
Например, обучение через сотрудничество или коллективную групповую деятельность. Достигаю я это через работу в группе, где выполнение задания зависит не от сильного ребенка, а от каждого участника группы, а значит- все в равной степени несут ответственность за конечный результат. К этим формам работы относятся: ролевая игра, деловая игра, проекты учащихся, головоломки – «storytelling». Дети сами способны составить сценарий, придумать и распределить роли, а я поддерживаю ситуацию и стимулирую к высказываниям. Дети любого возраста любят истории, рассказы, сказки, развивающие воображение и служащие «мостиком» между фантазией и реальным миром, благодаря чему дети приобретают некоторый социальный опыт. И атмосфера на уроке непринужденная. Можно сесть полукругом, не как обычно. Так лучше видно друг друга и учителю, который сначала вводит ключевые слова, затем пересказ на родном языке, затем на иностранном языке высказать предложение, чем закончить рассказ, представить, как бы поступили они на месте того или другого героя в той или другой ситуации. Проверяю понимание прослушанного при помощи вопросов, а еще использую такой прием: пишу на листке бумаги краткое содержание рассказа с непостоянными ошибками, только не с грамматическими, а с фактическими. Детям нужно исправить эти неточности. Они легко справляются, и такая работа побуждает их на написание своих историй.
Проект. На старшем этапе обучения языку эффектнее всего применим метод проектов. Темы выбираю значимые в исследовательском и творческом плане, например, проблемы молодежи, семьи, альтернатива здоровому питанию, праздники и традиции, экологические, здоровый образ жизни, вредные привычки, правила хорошего тона и др.
Типы проектов разные: исследовательские; творческие; ролево-игровые; информационные; практико-ориентированные.
Ожидаемые результаты: повышение мотивации в изучении английского языка; приобретение опыта владеть собой; выступать перед аудиторией; повышение самооценки. А презентации со звуковыми эффектами становятся еще и мощным стимулом для работы в поделенном на группы классе, изучаем и усваиваем материал в режиме соревнования. Использование ИКТ позволяет: самостоятельно приобретать знания; мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения; они способствуют резкому росту интереса к предмету; позволяют индивидуализировать процесс обучения; улучшают качество усвоения материала. Все перечисленные приемы работы однозначно способствуют формированию универсальных учебных действий.