«Положительная мотивация как неотъемлемая составляющая системы введения УУД в организации уроков иностранного языка».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №8 г. Феодосии Республики Крым»
«Положительная мотивация как неотъемлемая составляющая системы введения УУД в организации уроков иностранного языка». Варачева Виктория Жанновна учитель английского языка
2016 г.
Как формировать устойчивый интерес учеников к предмету? Этот вопрос волнует многих моих коллег. Традиционные формы, увы, не успевают за изменениями в мире и не всегда соответствуют требованиям времени. Введение ФГОС ставит перед нами новые задачи. В свете этих изменений на первый план выходит развитие личностных, метапредметных и предметных умений. А также большое внимание уделяется созданию основы для формирования интереса к дальнейшему изучению предмета и развитию навыков самонаблюдения и самооценки.
Современные учебно-методические комплексы базируются на коммуникативно-ориентированные принципы обучения языку. И главная цель таких УМК - формирование устойчивой мотивации, ибо «мотивация – ключ к успешному обучению».
Несомненными достоинствами современных пособий являются:
- многообразие тем, представляющих интерес для учащихся сообразно их возрасту;
- умелое сочетание традиционных и инновационных технологий;
- использование заданий, нацеленных на результат, дающих учащимся возможность почувствовать личный прогресс, оценить, насколько успешно они овладевают знаниями.
Мотивация – это некое эмоциональное состояние (наши мысли и чувства), которое побуждает нас к действию. Мотивация оказывает влияние на следующие аспекты деятельности:
- причины решения что-либо сделать;
- как долго люди хотят этим заниматься;
- насколько эффективно они готовы работать, чтобы достичь цели.
Многочисленные факторы влияют на желание учащихся изучать иностранный язык. К ним мы можем отнести:
- востребованность знания языка в современном мире, его социальная значимость;
- интерес к культуре страны изучаемого языка;
- чувство успешности, уверенности в себе, которое появляется, когда учащиеся осознают, что есть достижения в процессе обучения;
- поощрение и поддержка со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- интерес к образовательному процессу: самому предмету, формам работы на уроке, личности учителя.
Мотивированный учитель воспитывает мотивированных учеников. Он создает спокойную благожелательную атмосферу на уроке, помогает преодолевать страхи и неуверенность в себе. Учитель развивает со своими учениками отношения партнерства и сотрудничества. Чтобы сделать языковой урок интересным, учителю необходимо сосредоточиться на таких педагогических технологиях, которые по природе своей являются мотивирующими. К ним бы я отнесла:
- информационные;
- личностно-ориентированные;
- проектные;
- интерактивные;
- игровые;
Если бы мы спросили учащихся, какие формы работы на уроке у них вызывают наибольший интерес, то наверняка бы услышали, что им нравится играть, творить, соревноваться, иметь возможность выбирать задания, принимать решения самостоятельно, работать в группе… И это далеко не полный список приемов, которые может использовать учитель благодаря инновационным технологиям. Мы видим, что детям нравится выполнять личностно-ориентированные заданияЧто может сделать учитель на уроке иностранного языка, чтобы дать возможность реализоваться каждому ученику?
Во-первых, быть гибким.
Во-вторых, дать ученикам возможность выбора. Они могут выбрать форму работы, порядок выполнения, формат оценивания, уровень сложности.
В-третьих, инструктируя учащихся о порядке выполнения работы, целесообразно использовать многообразие информационных технологий.
Более того, необходимо использовать немедленную обратную связь на предмет понимания, сопровождать учебный процесс и отслеживать результативность.
И, наконец, учить самостоятельности и независимости в принятии решений. Различные интерактивные формы и приемы для развития личностных умений формируют устойчивую положительную мотивацию.
Содержание, организация и проведение урока иностранного языка определяют силу воздействия на учащихся учебно-воспитательного процесса.
Для повышения действенности урока иностранного языка в современных условиях имеется много возможностей. К первым из них можно отнести обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка, столь необходимым для рациональной самостоятельной работы учащихся по овладению им. Овладение любым предметом вообще, а иностранным языком — в большей мере, возможно лишь при условии активной деятельности каждого ученика, вовлечения их в саму речевую деятельность. Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности, как для учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и сохраняющую свою воздейственную силу и во внеурочное время. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники.
В глазах школьников учитель — прежде всего носитель преподаваемого им иностранного языка. Учитель образовывает, воспитывает и развивает учащихся. Он вдохновляет школьников на изучение иностранного языка, организует процесс овладения им, учитель создает атмосферу иностранного языка, условия для овладения им, обеспечивая ощутимое продвижение школьников вперед.
Особенности нетрадиционных форм урока
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Среднюю школу должны оканчивать образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого — найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого — с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.
Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными. Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок-спектакль, урок-праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок-интервью и другие формы занятий.
Использование Интернета на уроках иностранного языка
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами — средство реализации этих целей и задач.
Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, он создает естественную языковую среду. Основная цель предмета «иностранный язык» — формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной учащимися. Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении. Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным. Например:
для включения материалов сети в содержание урока;
для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;
для ликвидации пробелов в знаниях.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
совершенствовать умение аудирования;
пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.
Применение метода проектов
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является, по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности и коммуникативного взаимодействия.
Использование видео-урока
Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы.
Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.
Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Видео-уроки являются эффективной формой обучения
Использование урока-экскурсии
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т. д. Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока.
Применение урока-спектакля
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля — творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Использование урока-праздника и урока-интервью
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету. Потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
Как мы уже говорили, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Положительный эмоциональный интерес учащихся необходим на каждом занятии иностранным языком, независимо от качества, наличия или отсутствия необходимых вспомогательных средств обучения. Эмоциональный интерес - это орудие преподавателя, которое даёт возможность учащимся справляться с существующими трудностями в процессе обучения иностранному языку, не позволяет им скучать и отвлекаться и способствует поддержанию доброжелательной обстановки на занятиях иностранным языком.
      В современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Важным и актуальным моментом в преподавании иностранного языка в школе сегодня считается формирование и развитие учебной и творческой самостоятельности учащихся.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»,
В соответствии с ФГОС на своих уроках английского языка я использую системно-деятельностный подход. При этом ребенок не просто получает знания от учителя, а учится добывать их сам. Он сам планирует, оценивает свою работу, взаимодействует с другими детьми. В условиях такого подхода каждое упражнение можно трансформировать так, что при выполнении упражнения у ребенка будут формироваться универсальные учебные действия (УУД), причем не просто какой-то один вид УУД, а целый комплекс УУД: познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных.
Упражнение-игру «Узнай слово», которое я иногда даю детям при чтении. Всем детям дается одинаковый кусочек текста, в котором содержится 8-10 незнакомых слов. Каждый ребенок должен просмотреть текст и попытаться догадаться из контекста о значении незнакомых слов. Если слово все же незнакомое, его надо выписать в тетрадь. Таким образом, у каждого ребенка получается столбик незнакомых слов. Далее всех детей делю на команды по 4-5 человек. Каждая команда садится вокруг стола в разных частях класса, и выбирает себе капитана. Если в команде кто-то догадался о значении слова, то, вся команда записывает перевод этого слова себе в тетрадь. Таким образом, у каждой команды формируется список слов, которые не знают все члены команды. Затем капитан каждой команды выходит к своей части доски и записывает в столбик список неизвестных слов. Очень важно перед началом каждого этапа игры четко оговаривать, сколько времени дается на каждый этап.
Это формирует и развивает личностные УУД. Кроме личностных УУД это упражнение формирует и развивает регулятивные УУД, поскольку в процессе его выполнения ребенок должен планировать, контролировать, и оценивать свои действия. Безусловно, игра развивает и познавательные УУД. Ведь речевая догадка предполагает анализ текста, установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД развиваются, поскольку в процессе работы формируется социальная компетентность. Таким образом, игра обеспечивает развитие всех типов УУД.
По многим тема при введении лексики я использую игру в «лото». Дети с удовольствием играют в эту игру в средней школе. Лото я делаю сама. Продаваемые игры не рассчитаны на конкретные лексические единицы к используемым УМК.
При использовании деятельностного подхода любое самое простое упражнений формирует целый комплекс УУД. Например, диктант можно организовать так, что его проводят сами ученики. Игра называется «Учитель». Проводится она в конце пройденной темы. Лексику, как правило, дети уже выучили на уроках с помощью различных игр с картинками. Задается выучить 10-15 слов. Поэтому страха перед диктантом у учеников нет. Возможно только формирование чувства успешности при написании такого диктанта, или желания улучшить свои результаты. Происходит это так: сначала вызываю троих (у меня позволяет доска отдельно работать троим) учеников поучаствовать в соревновании, только по желанию. Желающих обычно вся группа. Диктую любых три слова. Если все трое написали правильно, то все трое получают пятерки. Но здесь задача не только правильно написать, но и написать быстрее всех. Победитель, кто написал хотя бы два слова быстрее остальных, становится учителем, сам вызывает учеников, и сам диктует три-четыре слова. Затем определяет победителя, который, в свою очередь, становится учителем.
Есть еще один тип упражнений, который я использую в своей учебной деятельности – это – театр. При чтении или рассказе какого-либо диалога или текста, или даже простейшей фразы, я прошу детей, представить, что они на сцене и выступают перед зрителями.
Инсценируя сказки, диалоги, дети учатся саморегуляции и прогнозированию результатов, а это значит, происходит формирование и развитие регулятивных учебных действий. Учащиеся должны слушать, и слышать других, обсуждать совместные действия, а это значит, развиваются коммуникативные УУД. Кроме того, в процессе инсценировки происходит нравственно-этическое оценивание содержания, что ведет к развитию личностных УУД. Творческая атмосфера урока позволяет заинтересовать ребят изучаемым материалом, что ведет к развитию познавательных УУД.
Из приведенных примеров упражнений видно, что при реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в 5 классе происходит формирование и развитие универсальных учебных действий при выполнении практически любого упражнения.
И в заключении скажу, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случаев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.