Педагогические аспекты формирования универсальных учебных действий в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Хритова Н. Б
г.Саянск, МОУ «СОШ №5»

Педагогические аспекты формирования универсальных учебных действий
в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Математике нельзя, научится,
глядя, как это делает, сосед.
(Древнегреческий философ-математик Нивен)

Очень часто в этой роли, как ни странно выступает учитель математики. Может поэтому качество математических знаний, о чем говорят результаты ЕГЭ, очень низкое, несмотря на то, что в настоящее время у учителя математики как никогда больше возможностей для полноценного обучения предмету. Добавляются часы из вариативной части учебного плана, нет ограничений на проведение спецкурсов, элективных курсов. Вместо положительного результата это приводит к тому, что освоение содержания в ходе преподавания математики становится доминирующим по отношению к формированию универсальных учебных действий (УУД), на что и должен быть направлен образовательный процесс в условия перехода на новые образовательные стандарты. Хочется привести слова Алексея Николаевича Леонтьева: «Горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией». Возникающие при этом проблемы, как усиление практической направленности обучения, снятие перегрузки с обучающихся, обеспечение личностно ориентированного характера образования, формирование позитивной мотивации учения, развитие самостоятельности, умение выбирать и отвечать за свой выбор, развитие интересов, склонностей и способностей детей, могут быть разрешены только через реализацию системно-деятельностного подхода, базирующегося на теоретических положениях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. [В.В.Козлова, А.М. Кондаков, 2009,с.6].
В нашем городе Саянске каждое образовательное учреждение имеет свою программу-программу деятельности образовательного учреждения по достижению планируемых образовательных результатов, включающую в себя не только примерные программы по отдельным учебным предметам, но и программу воспитания и социализации школьников. В которой сформулированы ключевые задачи, отражающие направления формирования качеств личности, условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Целью обучения и воспитания в педагогической концепции «Человек. Культура. Здоровье», принятой в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Саянска в 2005 году, состоит в воспитании физически, психологически, нравственно здоровой личности школьника в воспитательной системе «Школы здоровья». Реализация этой цели достигается и при обучении математике через формирование УУД:
1) в направлении личностного развития
на развитие у школьников логического мышления за счет использования в обучении формально-логических операций, образного представления изучаемых объектов,
на умение ориентироваться в потоке информации, критически ее осмысливать,
аргументировано доказывать свое мнение (в целях развития монологической устной и письменной речи учащихся).
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
В основе процесса обучения и воспитания на уроке математики задействованы практически все виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В соответствии с Программой развития школы и Программой воспитания школьников цель воспитания в школе также выражается в ценностях «Человек. Культура. Здоровье», поэтому на уроках математики в течение года каждый школьник должен учиться:
аргументировано доказывать свое мнение (в целях вырабатывать необходимую степень независимости, свободы в поступках и ответах за свои действия) (ценность ЧЕЛОВЕК);
направлять познавательную активность в соответствие с учебными интересами (ценность ЧЕЛОВЕК);
сохранять работоспособность и темп учебной деятельности в течение всего урока (ценность ЗДОРОВЬЕ);
занимать устойчивое позитивное положение в группе сверстников (ценность ЧЕЛОВЕК);
воспринимать систему отношений со сверстниками и педагогом как доверительную, уважительную при определенной автономности (ценности: ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА).
В основе методики преподавания математики кроме традиционных методов обучения применяются:
технология критического мышления;
технология рефлексивной саморегуляции;
проектный метод;
усиление практической направленности обучения, выражающейся в специальном подборе заданий для проектной деятельности обучающихся;
использование рациональных приемов обучения школьников работе с КИМами в условиях подготовки к ЕГЭ;
учет индивидуальных особенностей класса;
дифференцированное обучение в пределах группы;
уровневое обучение в пределах класса
Участие в реализации метапроекта «Воспитание личности школьника в условиях малого города» и программы воспитания МОУ «СОШ№5» - школы «Здоровья» потребовала усиления воспитательного потенциала уроков математики с одной стороны, и организация учебно-поисковой деятельности обучающихся при получении новых знаний и способов действий при обучении с другой стороны, привело к использованию технологии развития критического мышления на уроках математики.
Актуальность технологии «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» состоит в её открытости по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя. Технология развития критического мышления направлена для решения большого спектра задач в образовательной сфере и воспитание базовых навыков человека открытого информационного общества, на развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.
Применение технологии развития критического мышления в обучении математике, позволяет воспитывать в ребёнке личность:
способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта, предшествующих поколений;
готовую к сознательному выбору будущей профессии; умеющую адаптироваться в окружающем мире;
умеющей прогнозировать последствия своей деятельности и критически её оценивать;
сохраняющую интерес к природе и готовность к получению нового знания.
Специальный подбор заданий для проектов, стимулирует интерес учащихся к занятиям математикой, активизирует деятельность учащихся на уроках, учит детей вступать в доверительный диалог с педагогом. При этом педагог получает возможность реализации воспитательных задач, подставленных в школьной программе воспитания, способен оказывать положительное влияние на мотивационную сферу ребенка. Проводимая на уроках математики рефлексия позволяет фиксировать не только познавательный интерес учащихся, но и отношение к поставленным на этих занятиях нравственным проблемам, что выражается в экстраполяции обсуждаемых ситуаций к собственной жизненной практике.
Н.Е. Щуркова считает, что «ребенок, вступив в диалог, вынужден выразить свое «я», сообщить другому о себе, своем отношении к тем или иным явлениям, предметам, а, сообщив, точнее уяснить себе, каково же именно это его отношение, каковы его предпочтения, т.е. осознать свое автономное «я». [Н.Е.Щуркова, 1996,с.8]. Осмысление собственного отношения к социальным ценностям, а также выбор предпочтительного отношения при сопоставлении разных точек зрения способствует взращиванию нравственных отношений более высокого уровня.
Каждый человек является воспитателем самого себя, поэтому возникает необходимость взять на вооружение идеи технологии рефлексивной саморегуляции (технология О.С. Анисимова, П. Г. Щедровицкого), потому что в поведении школьника многое зависит от его сознательной саморегуляции, мотивов самосознания, развиваемых в процессе воспитания. Это в значительной степени и определяет осмысленное им принятие или непринятие социальных норм. В этом смысле любой человек является воспитателем самого себя.
Я считаю, что воспитательное общение можно определить как диалогическое общение, способствующее осмыслению школьниками собственного отношения к миру и стимулирующее их к развитию более высокого уровня проявляемых отношений к социальным ценностям.
Целевая установка как совокупность ключевых принципов и идей, понимаемых и принимаемых в нашей школе, включает в себя, прежде всего отношение к человеку как к наивысшей ценности. Не менее значимым является воспитание ценностного позитивного отношения к культурному достоянию, к социальному устройству общества, наконец, к себе как к яркой индивидуальности.
В заключении хочу отметить, что математика является одним из тех предметов, где формируется, становится и развивается человек, что как раз и находит своё отражение концепции образовательных стандартов второго поколения.
Список литературы:
Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект/ под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с. – (Стандарты второго поколения)
Примерные программы основного общего образования. Математика. – М.: Просвещение, 2009. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).
Концепция федеральных государственных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения)
Н.Е. Щуркова. Диалогичность воспитания //Воспитание школьников. – 1996. - №3.
Воспитание школьников / под общей ред. А.Е. Белобородовой. – Иркутск, 2007. – 171 с.