Особенности общения и коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития


Особенности общения и коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации.
Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Запас знаний об окружающей их естественной и социальной среде у них крайне скуден, они не могут рассказать о свойствах и качествах предметов, даже часто встречавшихся в их опыте; умственные операции недостаточно сформированы, в частности, они не умеют обобщать и абстрагировать признаки, а их грамматическое оформление неполноценно; интерес к учебной деятельности четко не выражен, познавательная направленность или не обнаруживается, или весьма нестойка, преобладает игровая мотивация; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя и соблюдать школьный режим, что мешает нормальному осуществлению учебной деятельности. Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным, функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т.д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:
а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;
б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;
в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается, и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;
г) многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и, не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени.
Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.
Полноценное развитие детей с ЗПР возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и взрослого:
– введение специальных коррекционно-педагогических приёмов, направленных на повышение социальной компетентности ребёнка, в основные разделы программы;
– реализация личностно – ориентированного подхода в общении педагогов с детьми, основанного на принципах гуманистической психологии и педагогики;
– создание условий для формирования позитивности и адекватности самовосприятия и коррекции неадекватной самооценки;
– создание положительно окрашенной, радостной, доброжелательной атмосферы.
Таким образом, коммуникативная деятельность детей имеет свои особенности, обусловленные не только нарушением интеллектуального и речевого развития, но и предрасположенностью к дезадаптивным формам поведения, что ведёт к школьной дезадаптации и мешает успешному обучению в школе. При систематической и целенаправленной работе специалистов образовательного учреждения имеется возможность формирования коммуникативной готовности детей данной категории в младшем школьном возрасте путём создания благоприятных для коммуникативного развития педагогических условий и коррекционно-педагогического воздействия.
 Каждый год психологи и педагоги наблюдают детей, для которых проблемы адаптации и развития коммуникативных навыков чрезвычайно значимы. Обязательно в каждой группе и каждом классе присутствуют дети с низким уровнем коммуникации. Это связано с рядом причин:
     1. Дети с высоким уровнем тревожности. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе таких, которые к этому не располагают.
Следуют отличать тревогу от тревожности. Тревога - это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. 
Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.  Несмотря на внешнюю «бесчувственность» тревожные дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри, часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений. Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается, как опасный. Закрепляясь в ходе становления характера, эта черта приводит к заниженной самооценке.
Тревожность опасна тем, что в более старшем возрасте она становится личностным образованием и препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личной и профессиональной сфере, и, как следствие, человек социально дезадаптивен.
     2. Агрессивный ребенок. Агрессия - это активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Говоря об агрессии, часто употребляется понятие «агрессивность». Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Агрессивные дети сверхчувствительны к негативному отношению к себе, они заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. У таких детей слабо развит контроль над эмоциями, они не осознают свои эмоции, кроме гнева. В случае намеренной агрессии у детей отсутствует чувство вины, либо вина проявляется очень слабо, они не берут ответственность за свои поступки. При наличии проблемной ситуации дети имеют ограниченный набор реакций на неё и еще меньше возможностей для конструктивного решения проблемы, они застревают на проблемной ситуации.
В отношениях с другими детьми чаще чувствуют себя отверженными, всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении, проявляют низкий уровень эмпатии по отношению к другим людям. В отношениях с родителями боятся непредсказуемости их поведения.
Агрессивные дети нередко имеют высокий уровень тревожности и неадекватную самооценку, чаще низкую. Вследствие чего, агрессия у таких детей проявляется для самоутверждения, обозначения чувства собственной значимости и силы по отношению к окружающим.
В более старшем возрасте агрессивность может стать личностным образованием, что приводит во взрослом возрасте к неудачам в личной жизни и трудностям в построении профессиональной карьеры.
     3. Гиперактивный ребенок и ребенок с синдромом дефицита внимания. У таких детей наблюдаются такие симптомы, как нарушение внимания, признаки импульсивности и гиперактивности и, как следствие, социальная дезадаптация. Исследования показывают, что у гиперактивных детей наблюдаются двигательные нарушения, а также отмечаются общие затруднения в восприятии, что отражается в дальнейшем на умственных способностях детей, а, следовательно, и на качестве обучения. Наиболее часто страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движения рук. Ребенок не способен выполнять законченные, точно координированные движения в процессе самообслуживания, в игре, рисовании, письме, физических упражнениях.
Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий (несмотря на усилия сделать все правильно) и несдержанности в словах, в поступках, в действиях (например, выкрикивание с места во время занятий, неспособность дожидаться своей очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать, излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (несмотря на требования взрослого). С возрастом  проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметнее окружающим. Присутствие взрослых для таких детей не является сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как другие дети ведут себя в их отсутствие.
Нарушение социальной адаптации проявляется в более низком уровне социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. Аффективная напряженность, значительная амплитуда эмоционального переживания, трудности, возникающие в общении со сверстниками и взрослыми, приводят к тому, что у ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. Дети с симптомом гиперактивности любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив. В поведении проявляются чаще всего агрессивность, жестокость, плаксивость, истероидность и даже чувственная тупость. Ввиду этого у таких детей мало друзей: они ищут друзей, но быстро теряют их.
Важно отметить, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпение к неудачам. Вследствие этого у таких детей выявляется повышенная тревожность, беспокойство, внутренняя напряженность, чувство страха. Такие дети в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач. Для них характерна заниженная самооценка. Все вышеперечисленное приводит к социальной дезадаптации таких детей и невозможности выстраивать длительные доверительные отношения со сверстниками.
     4. Дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) - это отклонение в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. У детей с данным диагнозом наблюдаются психический и психофизический инфантилизм. Для них характерны: отставание в развитии эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость. Также у детей наблюдаются нарушения познавательной деятельности, нарушения внимания, отвлекаемость, быстрая утомляемость, психомоторная вялость или возбудимость.
В зависимости от вида ЗПР, у одних детей наблюдается агрессивность, непоследовательность действий, необдуманность и импульсивность поступков, у других - робость, плаксивость, недоверчивость, страхи, отсутствие творческого воображения и выраженных интересов, у третьих - нетерпеливость, капризность, завышенная самооценка, склонность к ипохондрическим переживаниям.
В зависимости от индивидуальных особенностей психики ребенка у него возникают различные типы эмоционального реагирования: агрессивно-защитный, пассивно-защитный или «инфантилизированный».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. - 2000. - № 3. - С. 12-16.
Соловьева, Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности [Текст] / Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 67-72.
Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР [Текст] / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург. - 2007. – № 8. – С. 52-59.
Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.