Двойственные приемы в споре (10-11 классы)


Тема: Двойственные приемы в споре
Составитель: Межова В.Т.
Образовательное учреждение: МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» (Красноярский край, Курагинский район, п. Курагино)
Цель: обучение искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента через формирование навыков распознавания двойственных приёмов в споре.
Задачи:
-познакомить обучающихся с двойственными приёмами в споре;
-развивать умения и навыки по корректному ведению спора;
-воспитывать культуру речевого этикета;
-совершенствовать навыки этичного межличностного отношения
Целевая аудитория: учащиеся 11 классов общеобразовательных школ
Состав группы: 15 человек
Тип занятия: применение знаний на практике
Прогнозируемые результаты: обучающиеся знают двойственные приёмы спора, руководствуются этическими нормами ведения спора, применяют приёмы корректного ведения спора.
Оборудование: учебные тексты для выполнения практической работы, тетрадь, ручка, доска
I. Организационный этап (приветствие, настрой на плодотворную работу) (2мин.)
II. Актуализация знаний (5 мин.)
Педагог: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова персидского поэта и мыслителя Саади, которые записаны на доске:
Глупец с учёным в спор вступает
И даже побеждает иногда.
Бесценную жемчужину, бывает,
Булыжник разбивает иногда.
- Как вы думаете, о чём это высказывание и как оно связано с темой нашего предыдущего занятия?
(ответы учеников)
- Действительно, на прошлом занятии мы выяснили, что логический приём доказательства состоит из 3 основных элементов: тезиса, аргументов и демонстрации (доказательства). В ходе любого спора - диспута, дискуссии, полемики, диалога – удар противника может быть направлен против любого из названных элементов, наиболее уязвимого, с точки зрения оппонента. Для этого существует масса разнообразных приёмов, но порядочный человек должен помнить, что нельзя быть неразборчивым в применяемых средствах.
Вступать в спор с единственной целью – победить, продемонстрировать свою эрудицию – дело бесперспективное, потому что, кроме минутного удовлетворения победой и неприязни, а иногда и ненависти побеждённого, вы ничего не получите. Каждый в споре должен отстаивать истину и справедливость.
III. Целеполагание и мотивация (10 мин.)
Педагог: - Все приёмы в споре можно разделить на корректные и некорректные, то есть допустимые и недопустимые.
-Как вы думаете, чем может помочь вам в споре знание корректных и некорректных приёмов»?
(Корректные приёмы нужны для того, чтобы во время диспута или дискуссии активно отстаивать свою точку зрения, убедить партнёра в ошибочности его взглядов. Некорректные приёмы необходимо знать, чтобы быть готовым к любым выходкам противника и не поддаваться на провокации)
Педагог: - Итак, для того чтобы побеждать, существует ряд приёмов, которые мы с вами и рассмотрим. Постарайтесь по названиям приёмов, записанным на доске, раскрыть их смысл и, если сможете, приведите пример из жизни:
1. «Бить врага его же оружием»
2 Психологические доводы:       а) довод к человеку (обращение к личным качествам или поступкам того лица, чья идея или предложение обсуждается);       б) довод к публике (апелляция к чувствам свидетелей спора с целью склонить их на сторону говорящего);       в) ссылка на авторитет (на высказывание или действия человека, пользующегося влиянием).       Доводы к человеку и к публике могут оказать сильное психологическое воздействие
      3. Сопоставление утверждения оппонента с его поступками ( один из видов "зажимания рта").   
   4. Обращение доводов оппонента против него самого - прием, называемый "возвратным ударом".       5. Применение юмора, иронии, сарказма.       6. Перехват инициативы у оппонента, атака вопросами.
IV. Практическая работа «Определение приёмов в споре» (38 мин.)Педагог: - Предлагаю вам тексты с примерами, иллюстрирующими тот или иной приём в споре. Ваша задача – внимательно изучить текст и определить название приёма (постарайтесь аргументировать свой выбор)
(работа в группах (обучающиеся заранее поделены на 6 групп): обсуждение и предложение своих версий)     
Группа №1
В дискуссии А.В. Луначарского с А.И. Введенским оба оратора использовали различные полемические приемы, в том числе и этот. Так, в ответ на довод А.И. Введенского: "Религия - некоторая ценность, хотя бы из порядка опиатов, ибо сколько слез она иссушила, сколько ран исцелила..." А.В. Луначарский заявил: "Да, это верно, но мы хотим не облегчать страдания, а лечить болезнь". Что это за довод? (Обращение доводов оппонента против него самого - прием, называемый "возвратным ударом").
Группа №2
А) В дискуссии с А.В. Луначарским А.И. Введенский сказал: "Я заметил, что в громадном большинстве случаев лучшие антирелигиозники создают свое понимание религии и потом победоносно его разрушают. Такая борьба с ветряными мельницами своего воображения о религии Христа давно описана в бессмертном произведении Сервантеса".
Б) Между Крассом и Цицероном часто вспыхивали словесные перепалки. Красс решил помириться, приветливо поздоровался и попросил у Цицерона пообедать. Тот охотно согласился. Несколько дней спустя его друзья сказали, что Ватиний тоже желает примирения.
-Как? – воскликнул Цицерон.- Ватиний тоже хочет присоединиться к моему обеду?
(Применение юмора, иронии, сарказма)
Группа №3
Так, например, в романе И.А. Гончарова "Обломов" описывается спор между Ильей Обломовым и Андреем Штольцем. Обломов критикует петербуржцев за пустую жизнь, ничегонеделание. Он утверждает: "Надо идти своей тропинкой, трудиться..." Спор заканчивается вопросом Штольца "А ты?.."
(Сопоставление утверждения оппонента с его поступками. Этот прием оказывает сильное давление и, по словам С.И. Поварнина, является одним из видов "зажимания рта", поэтому он не уместен в споре за истину)
Группа №4
В рассказе А.П. Чехова "Случай из судебной практики" описывается курьезная ситуация, когда использование этих приемов привело не только к сильным, но и неожиданным результатам: после выступления адвоката расчувствовались не только присяжные и публика, но и сам подсудимый, который к изумлению защитника признал свою вину.      ( Доводы к человеку и к публике)
Группа №5
- Во-первых, я вчера был в вашем садоводстве и заглянул в твой сад, но тебя там не было.
Во-вторых, я так наелся клубники, которая стояла в ящиках на веранде, что у меня разболелся живот.
В-третьих, как тебе нравится «во-вторых»?
- Во-первых, ты перепутал. Это не мой дом, а председателя колхоза.
Во-вторых, я видел, как он день тому назад поливал клубнику хлорофосом от долгоносика.
В-третьих, как тебе нравится «во-вторых»?
( «Бить врага его же оружием»)
Группа №6
Как – то мне в метро пришлось увидеть такую сцену: офицер держал за рукав молодого человека. Тот не вырывался, потому что был явно слабее офицера, но время от времени кричал блеющим голосом проходившим мимо пассажирам: «Помогите невинно пострадавшему!» (довод к публике (апелляция к чувствам свидетелей спора с целью склонить их на сторону говорящего))
(работа в группах (обучающиеся заранее поделены на 6 групп): обсуждение и предложение своих версий)     
Педагог: - Вы справились с заданием и познакомились с допустимыми приёмами в споре. А теперь давайте поговорим о некорректных приёмах или уловках в споре. В связи с этим вспоминается забавный детский анекдот:
Воспитательница в детском саду собрала вокруг себя детей и говорит:
- Дети, а сейчас давайте повторим слова, которые вы никогда не должны говорить.
- Некорректные приёмы мы должны знать, чтобы быть готовым к любому подвоху в споре. Обидно проиграть не идее, а человеку из стихотворения Саади, (можно ещё раз прочитать его). Этих приёмов великое множество. Может, вы сможете сами привести примеры и сформулировать их названия? (использование метода мозгового штурма
(по ходу ответов детей можно делать записи на доске и сразу решать, как можно выйти с достоинством из этой ситуации
1. Приклеивание ярлыков - обзывание оппонента, например: "Да вы догматик!" или "А вы консерватор!" и т.п. "Подобные доводы, - пишет В.И. Курбатов, - прямой симптом того, что спор выродился в перепалку. Самый рациональный выход из такого положения - прервать обсуждение из-за нежелания подвергаться оскорблениям и непродуктивности дальнейшего спора". Возможно, однако, что противник изменит свою тактику после разоблачения этого приема словами: "Пожалуйста, без ярлыков!", хотя надежда на это невелика.
Не успел цыплёнок вылупиться, как о нём сказали:
- Вот, растяпа, разбил яйцо. Бог мой, откуда у него такие манеры? Очевидно, это что – то наследственное! (Ф.Кривин. Трудный цыплёнок»)
      2. "Расстрел" красивыми фразами, например: "Так рассуждать может человек, который не любит Родину (или свой народ, или родной язык)". Ответ: "Оставим красивые фразы!" или "Только без фраз!" может образумить не каждого, но попытаться стоит.       3. Ложь (ссылка на несуществующий источник, вымышленный факт, собственную "цитату", усеченное цитирование, подтасовка фактов). Убедительно соврать может не каждый. Заподозрив неладное, нужно попытаться установить истину или прекратить разговор. Разоблачить этот прием можно лишь при отличном знании вопроса.       4. Зажимание рта (запугивание), "палочный аргумент", например: "Вы можете, конечно, оставаться при своем мнении, но тогда..." Услышав подобное, можно сказать: "Это аргумент кулака" или "Это аргументация силой". Если такое разоблачение приема на оппонента не подействует, стоит, видимо, вспомнить совет В.И. Курбатова: "Спор, в котором появилась тенденция к обмену угрозами, лучше всего прервать, пока он не зашел слишком далеко. Необходимо остудить страсти. Приступать к дальнейшему можно лишь после совместного осуждения подобных доводов"1.       5. В споре с женщиной - ссылка на несовершенство женской логики. Ответ: "Это известный аргумент. Давайте говорить серьезно".       6. Выведение из терпения - противник все время посмеивается, или подмигивает, как бы на что-то намекая, или насвистывает, постукивает по столу, быть может, создает другие помехи разговору с целью вызвать раздражение оппонента. На человека, владеющего собой, этот прием не подействует. Наоборот, его невозмутимый вид способен успокоить "озорника". Если же тот не останавливается, полемику прекращают.       7. Дискредитация - противник вспоминает о порочащих оппонента эпизодах его жизни. Если таковых нет, придумывает их. Дискредитация проводится с целью подорвать доверие людей к доводам оппонента ("раз он такой"). Этот запрещенный прием считается самым серьезным, так как перенести "разоблачения" труднее всего. Если обвинение справедливо, становится неловко, а если нет - мы возмущаемся напраслиной. Но лучше не поддаваться эмоциям, а принимать решение, которое зависит и от того, есть ли свидетели спора. И если это разговор наедине или в присутствии единомышленников, вполне оправданно прекратить полемику. Раз человек пошел на дискредитацию, истина его не интересует, убеждать он не намерен, а слушать вряд ли захочет. Но если полемика возникла в ходе совещания, собрания или переговоров, не реагировать на обвинение нельзя: может пострадать репутация.       V. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
(Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»)
Педагог: - Итак, ребята, наше занятие подошло к концу, подведём итоги нашей работе:
-Что нового вы сегодня узнали?
-Назовите наиболее запомнившиеся корректные и некорректные приёмы.
-Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
(ответы детей)
Рекомендация педагога обучающимся: проследить за полемикой, например, в какой – либо передаче по телевидению: за соблюдением правил ведения полемики, применением полемических приёмов и уловок.
Использованная литература
Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995
Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учеб. Пособие.- СПб.: «Паритет», 2003
http://www.booksite.ru/localtxt/ora/tor/sko/ye/art/8.htm