Статья Игровые технологии обучения на уроках русского языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта

ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт
развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»





Кафедра гуманитарных дисциплин




Тема: «Игровые технологии обучения на уроках русского (родного) языка в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта»

(реферат)




Выполнена:
Дьяковой Анастасией Александровной, учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории МКОУ СОШ №7 Степновского района Ставропольского края














г. Ставрополь, 2014

Содержание
Введение....3
Основная часть..5
Сущность игровой технологии, ее компоненты.. 5
Игровые технологии и их классификация6
Заключение12
Список используемых источников и литературы.13
Приложение 14





















Введение
В настоящее время в связи с переходом на ФГОС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.
Актуальность данной темы  вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся  интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего урока. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.
Во-вторых, одной из наиболее важных проблем в преподавании является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению предмета. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено также в процессе игровой деятельности.
Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением. Вместе с тем учащиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога: “Поиграть на уроке”.
Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного материала.
По определению, игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (толковый словарь С.И. Ожегова)
Игровые технологии используются для решения следующих задач:
- активизация познавательного интереса;
- развитие коммуникабельности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.


Сущность игровой технологии, ее компоненты

Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль его достижения. Процесс только тогда получает статус технологии, когда он заранее спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, сформированы условия для проведения процесса.
Наибольший интерес, в нашем исследовании, представляют игровые технологии. В данной классификации игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого ещё в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.
Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.
Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем же вызвано возрастание интереса к игре в настоящее время? С одной стороны, оно вызвано развитием педагогической теории и практики, распространением проблемного обучения, с другой стороны, обусловлено социальными и экономическими потребностями формирования разносторонне активной личности.
Игровые технологии и их классификация

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.
В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:
мотивационный;
ориентационно-целевой;
содержательно-операционный;
ценностно-волевой;
оценочный.
Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.
Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.
Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.
   При выполнении любого умственного действия человек опирается на определенную систему ориентиров. Ориентировочная основа действий (ООД) может быть дана в виде алгоритма, эвристической схемы, которые, как показывает учительский опыт, легко усваиваются и используются в работе. Пример: в играх-путешествиях алгоритм действий для капитана, штурмана и др.
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.
Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.
Все рассмотренные компоненты игры определяют технологическую структуру игры.
Обычно в простых играх (кроссворды, лото) все структурные элементы игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от друга.
Начало любой игры – это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов.
Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию. Нередко учителю стоит произнести «Представьте, что», как они начинают входить в игру. Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.
 Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает школьников (реши кроссворд, найди ошибку), но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение.
Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия.
Какие игровые правила следует выработать в процессе подготовки к игре?
Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации: ты – «филолог», ты – «учитель», ты – «поэт». Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем и разделов курса русского языка.
Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил, игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют игру по заданному руслу. Примеры правил: закончил свою работу – помоги товарищу; будь доброжелательным; внимательно выслушивай мнение товарища и т.д. В играх-состязаниях для регулирования поведения часто вводятся штрафные очки.
Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.
Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время).
Различают результат для учителя (игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение).
Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.
Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. Ученики 5–7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.
Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.
Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют социальные явления. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться.
Старшеклассников привлекают и разнообразные словесные игры: кроссворды, сканворды, шарады, развивающие память, логическое мышление (найди ошибку в тексте, реши задачу), а также игры-состязания (клуб знатоков, КВН), ролевые игры, требующие активной речевой деятельности (пресс-конференция, презентация, брифинг), их также привлекают роли, имеющие высокий общественный статус (министр, дипломат, академик). Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.
Значение игровой технологии состоит в том, что она создает особый тип взаимоотношений между учителем и учеником – партнерские.
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.
Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.
Во время игры решаются определенные задачи:
1) победить в конкурсе, осуществить поиск, выступить в какой-либо роли. Перед учениками не ставится прямая цель – овладеть определенными знаниями, умениями;
2) добровольный характер игры диктует добровольное подчинение всех участников игровым правилам;
3) игра должна заинтриговать (удивить, поразить воображение и, может быть, поставить в тупик). Поэтому в ней должны участвовать все («слабым» ученикам надо дать возможность поверить в себя);
4) игра должна обеспечивать более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.
Рассмотрим примеры различных игр, которые можно использовать на уроке русского языка.
        Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные  и психологические;
По характеру педагогического процесса:
1.      обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2.      познавательные, воспитательные, развивающие;
3.      репродуктивные, продуктивные, творческие;
4.      коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.













Заключение
Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Таким образом, игра вполне оправданно может являться инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам.











Список используемых источников и литературы
1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Педагогический университет.-  М.: «Первое сентября», 2009г.
2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2010г.
3.Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.   Челябинск: Два комсомольца, 2011.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

















Приложение 1
Конспект урока русского языка с применением игровых технологий в условиях реализации ФГОС
«Путешествие в царство омонимов» 5 класс

Цель урока: сформировать понятие об омонимах.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить омонимы в тексте;
- повторить морфемный разбор слов;
- научить отличать омонимы и многозначные слова;
- формировать умение использовать омонимы в речи;
- развить умение различать омонимы в тексте;
- определять виды омонимов;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 минута).
Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки»):
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь (Слайд 3).

Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация
знаний
(4 минуты)








































3. Постановка учебной задачи.
(1минута)
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете.

- Послушайте, как все начиналось. Жили-были Иван-Царевич и Елена-Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван-царевич, упал на землю и залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: «Не плачь, добрый молодец! Найдешь ты Елену-Прекрасную у Кащея Бессмертного в невиданном царстве» (Слайды 4,5).
- Итак, отправился Иван-Царевич в далекий путь. Ребята, поможем нашему герою вернуть Елену-Прекрасную?

- Долго ли, коротко ли шел он, и на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задание, выполнив которое Иван-Царевич узнает название того царства невиданного, переберётся на противоположный берег. Сейчас мы проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

Задание 1
- Разгадайте кроссворд по теме «Лексика» (Слайды 6).
1. Слова, близкие по лексическому значению.
2. Устаревшие слова.
3. Основная единица языка.
4. Слова, противоположные по значению.
5. Словарный состав языка.
6. Новые слова.
- Какое же ключевое слово получилось?







- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в лексическое царство омонимов! (Слайд 7)
- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока.
- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи, а также наш словарный состав должен пополниться. (Слайд 8).




























Учащиеся разгадывают кроссворд.
- Синонимы.
- Архаизмы.
- Слово.
- Антонимы.
- Лексика.
- Неологизмы.
- Омонимы.







- Омонимы.



Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.

- Цель урока - понять, какие слова являются омонимами.
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).





























Практика опережающего обучения.






Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.




4 минуты
































Первичное закрепление знаний.


7 минут





























































2 минуты
































2 минуты








Физ. минутка (пауза релаксации)
1 минута































10 минут
I. Формирование понятия «омонимы», отличие омонимов от многозначных слов. (Встреча с лесными зверюшками).
- Возвращаемся в наше царство омонимов.
Итак, ребята, с вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. На лесной тропинке увидел Иван двух одинаковых с лица инопланетных зверушек и услышал их разговор:
- Это чужой, скорее принеси лук. Неизвестно ещё, зачем он оказался в нашем царстве.
- Хорошо, я мигом.
- Что ты мне принёс?
- Я принёс тебе лук. Ты же просил лук!
- Лук, лук Я просил тебя принести лук со стрелами, а не луковицу с огорода. Всё, мы пропали: он направляется сюда (Слайд 9).
- Иван – Царевич не обидел зверюшек, а выяснил, что они попали в царство за то, что до сих пор не научились жить по его законам, что будут находиться здесь, пока не овладеют всеми необходимыми знаниями. Давайте поможем зверюшкам? Как вы считаете, почему они не поняли друг друга в диалоге?

- Так что же такое «омонимы» (Слайд 10)?

- Термин этот введён Аристотелем - древнегреческим философом; он был воспитателем полководца А. Македонского.

- Откройте, пожалуйста, свои справочники по русскому языку и запишите определение и примеры.


- Кто готов еще раз озвучить определение по памяти?


Задание 2.
- Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы. (Слайд 11).

Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В нору норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нету в норке
Может, норка возле норки?
Нет нигде.
Пропал и след.
Норка-здесь,
А норки нет!
- О чём это стихотворение?
- Назовите слова-омонимы.
- Определите лексическое значение этих слов? - Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова?
*Норка - хищное млекопитающее; норка (от
«нора») - временное или постоянное убежище, создаваемое животными в почве.

-Запишите эти слова и сделайте морфемный и словообразовательный разбор каждого слова.

норка (животное) - норки

норка норковая (суффиксальный способ словообразования)

норка (убежище) – норки


норка нора (суффиксальный способ словообразования)
Проверка разборов слов.
- Какой способ словообразования у обоих слов мы определили?
- С точки зрения этимологии слово «нора» общеславянское, от nerti - «скрываться, погружаться». Было такое выражение «понерети», т.е. «опуститься», «скрыться».
А слово «норка» заимствовано из финского языка- «nirk» - «горностай». Сближение с «нора» является вторичным, и обязано своим пользованием народной этимологии, поэтому мы с уверенностью можем сказать, что даже по происхождению эти слова различные по лексическому значению и употреблялись изначально в разных языковых группах (Слайд 12).

- Какой сделаем вывод? Наводящие вопросы: 1.Какой частью речи эти слова являются? 2.Одинаковы ли они по написанию и произношению?
3.Как они образованы по морфемному составу?
4. А каковы по происхождению?
- Значит, перед нами омонимы.

Задание 3.
- Вернёмся к этимологии слов «норка» и «нора». Сколько лексических значений имеет слово «нора»?
- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

- Перед вами 4 рисунка. Ответьте на вопрос -почему слово «капитан» расположено между двумя рисунками, т.е. каждый рисунок имеет одно название, а рисунки снизу имеют каждый свою подпись?» (Слайд 13).








- Итак, в чём же сходства и отличия омонимов и многозначных слов (Слайд 14).

Задание 4.
- Выполним упражнение 725 (устно). Прочитайте задание №1 – «Сравните, как даётся в толковых словарях объяснение значений омонимов и многозначных слов?». В чём отличие?



- Прочитайте задание №2 – «Почему лексическое значение омонимов раскрываются в разных словарных статьях?»



- Составьте два предложения, используя омонимы из приведённых словарных статей.


- Зверюшки поблагодарили Ивана и тут же исчезли. А мы, я вижу, немного притомились. Без физ. минутки не обойтись.
1. Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глазки, откройте, быстро поморгайте.
2. Зажмите руки в замочек, вытяните вперед, теперь вверх, потянитесь к солнышку.
II. Встреча с Бабой-Ягой (классификация омонимов).
- Отправился путник дальше. Темнело. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках, видит: стоит Баба-Яга и что-то варит в большом котле. Увидела царевича и говорит: «Знаю-знаю, зачем пришел Иван-Царевич. Раз ты заглянул в наше царство, есть у меня задания для тебя. Коли выполнишь – помогу тебе, милок, а коли уж нет, то окажешься в моём отваре» (Слайд 15).

Задание 5 (парная работа).
- Перед вами листы с упражнением. Но к этому языковому материалу нет задания. Придумайте его. Чтобы не подвести Ивана, вы должны сработать дружно, в парах.

Посоветуйтесь и подчеркните слова - омонимы (Слайд 16-17).

1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к бе
·регу Я берегу
· эту книгу.

- Какие особенности омонимов вы можете назвать?
- Итак, перед нами так называемые грамматические омонимы. В русском языке различают полные и частичные омонимы (омофоны, омоформы, омографы) (Слайд 18).
Полные омонимы – слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению.
Частичные омонимы:
- ОМОФОНЫ - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Пример: «Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот» (К. Прутков)
- ОМОФОРМЫ - слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Пример:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Да смотрите ж, не болтайте,
Будет вам по калачу,
А не то поколочу. (А.С.Пушкин)
- ОМОГРАФЫ - слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (различия в ударении). Пример:
А что такое Атлас?
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и атлАс.

Задание 6:
- Теперь найдите (назовите только номер предложения) (Слайд 17):
1). Омофоны (№1).
2). Омографы (№3).
3). Омоформы (№2).

- Осталась Баба-Яга довольна нами дала волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею.


















- Зверюшки не поняли друг друга, так как слова «лук» (из огорода) и «лук» (со стрелами) являются омонимами.


- Омонимы (от древнегереч.: хОмос – «ОДИНАКОВЫЙ», Онима – «имя») – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.
Запись учащимися определения «омонимы» и примеров в справочник.
Один-два учащихся озвучивают определение по памяти

















- Это стихотворение о том, как норка не нашла норку в норке.
Варианты ответа учащихся.
- Толковый словарь.







Два учащихся работают у доски.




















- Это слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и произношению, но образованные от разных корней, разные по происхождению, и значения их тоже различны.

Слово «нора» имеет два лексических значений.
- Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.
- У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу.

- Капитан - многозначное слово, в каждом его значении имеется сходство: главный в группе, команде, на корабле.
У предметов, называющихся крАнами, - никакого сходства в значении нет, у каждого слова своё лексическое значение (водопроводный кран, предназначенный для слива воды, и грузоподъёмная машина).
Слова КРАН-1 и КРАН-2 называются омонимами.

Записывают в справочники.

- Толкование многозначных слов даётся в одной словарной статье под цифрами, а омоним к слову ключ – отдельной словарной статьёй и имеет своё заголовочное слово.
- Лексическое значение омонимов раскрываются в разных словарных статьях, так как имеют разные лексические значения.
- Подайте мне, пожалуйста, гаечный ключ. Жизнь бьёт ключом.

Выполняют упражнения.






















- Нам нужно определить, есть ли в данных предложениях омонимы.









- Различие в написании согласной и в постановке ударения, разные части речи.
















- Запись учащимися «Виды омонимов» в справочник.


































Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).















ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.



УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль).












































































































УУД: познавательные (опираются на уже известное).

































УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).










УУД: регулятивные (нахождение омонимов); познавательные (опираются на уже известное).





































Задание в формате ЕГЭ.















Закрепление изученного материала




















6 минут












































































2 минуты


Закрепление изученного материала (Царевич на распутье).
- Недолго думая, Иван-Царевич бросил клубок ниток на землю, и тот быстро «побежал» вперёд, да так быстро, что добрый молодец едва успевал за ним. Клубок докатился, да птицей обернулся, и улетела она высоко-высоко. Стоит Иван Царевич на распутье и читает надписи на камнях: «Направо пойдешь – любимую не найдёшь. Налево пойдешь – любимую найдешь, да голову сложишь. Прямо пойдёшь – ничего не найдёшь и любимую потеряешь». Растерялся царевич, да Бабу-Ягу недобрым словом вспомнил, вдруг откуда ни возьмись выскочила белка: «Приглядись, Иванушка, к камешкам. Под каждым задание лежит. Какое выполнишь быстрее, там свой верный путь найдешь – не ошибёшься» (Слайды 19,20).
- Ну что, ребята, опять царство омонимов подготовило нам задачу. Чтобы сократить время, поработаем в группе. Каждый ряд будет выполнять одно из заданий. Так мы быстрее доберёмся до Кощея.

Задание 7 (групповая работа).
Каждый ряд выбирает себе любую «дорогу» (Слайды 21-25).

«Дорога налево»
Отгадайте загадки.
1. Вот слово. Для решенья
В нем отыщите два значенья:
Несется первое к реке,
Другое щелкает в замке.
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
Другое улеглось в кармане
И там все время ни гугу. (ключ)
2. Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
3. Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.
Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.
Если в городе её вам придётся встретить,
На пешеходном переходе – можно не заметить. (зебра)
«Дорога прямо»:
1.Прочитайте предложения. Ответьте устно на вопрос: что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? Назовите вид данных омонимов.






- Наконец мы нашли настоящий замок.
















- Это была настоящая мука.
2. Вставьте пропущенные буквы. Чем вы руководствовались при постановке гласных? Назовите вид омонимов.
Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство.
3. Назовите омонимы, определите вид омонимии. Случайно разбить стекло. – Со стола стекло молоко.

«Дорога направо»:
Задание: Найдите омонимы и определите их вид.
Лисички.
- Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички.
- Ну а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё со шляпкой.
Такса.
Сев в такси, спросила такса:
- За проезд какая такса?
А водитель:
- Денег с такс
Не берем совсем. Вот так-с!

- Знаете ли вы, что обозначает слово «каламбур»?
- Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Каламбур – это игра слов. Именно в этом задании перед нами «каламбуры». Некоторые учащиеся уже попробовали дома сочинить свой каламбур, и кто знает, может, это начинающие поэты.

- Быстрее всех ответили ребята с ____ ряда, и Иван-Царевич вдруг сразу же оказался перед Кощеем-Бессмертным. А если бы Царевич не ответил на вопросы, пришлось бы ему долгую и мучительную дорогу идти до своей возлюбленной.
























Каждый ряд советуются и выбирают задание.


























- Иногда различать слова-омонимы помогает ударение. Такой вид омонимов называется «омографы».
















- Подбирали однокоренные слова по лексическому значению. Омофоны.


- Омоформы.























Несколько учащихся зачитывают каламбуры.




























Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

3 минуты


Фронтальный опрос (встреча с Кощеем Бессмертным).
- Иван-Царевич появился перед Кощеем (Слайд 26), а тот говорит ему: “За Еленой-Прекрасной пришел, добрый молодец? Долго же ты шёл ко мне, много заданий пришлось выполнить. А в головушке-то твоей белокурой осталось хоть что-нибудь? Давай мирно договоримся. Выполнишь последнее задание мое – забирай Елену-Прекрасную, а коли нет – голова твоя с плеч долой!”
– Делать нечего, согласился Иван.
(Слайд 27, 28)
- Что называют омонимами?
- В чём отличие омонимов от многозначных слов?
- Назовите виды омонимов.
-Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл:
- А если не поняли – такой смайл:
- Молодцы, и здесь вы помогли Ивану-Царевичу.
- Удивился Кощей Бессмертный нашим знаниям, не рассчитывал на это и решил отпустить возлюбленную Ивана. Открылась потайная дверь, и вышла Елена - Прекрасная. Вскоре сыграли они свадьбу и стали жить-поживать, да добра наживать.
А Иван-Царевич благодарит вас за активную помощь ему и просит самым активным поставить отличные оценки.














Отвечают на вопросы учителя.







УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.
2 минуты
1). Учить записи в справочнике, письменно выполнить задания к тексту (у каждого лежит на столе ) – для всех.
2). Творческое задание (по желанию): составить каламбур+рисунки. (Слайд 29)
Запись учащимися задания в дневники.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




15