Музыкальная гостинная на тему Этюды об этюдах


Ф.И.О. : Преснякова Наталья Федоровна, преподаватель.
Образовательное учреждение: МБОУ ДО «Яшалтинская детская музыкальная школа»
Название работы: «Этюды об этюдах» (музыкальная гостиная)
Номинация: «Внеклассное мероприятие»
Этюды об этюдах
Музыкальная гостиннаяЦели:
1. Объединение творческих усилий преподавателей и учащихся в целях совершенствования учебно-воспитательной работы.
2. Активизация исполнительской деятельности учащихся.
Задачи:
1. Знакомство с формированием и развитием жанра этюда и приемов игры на инструменте.
2.Знакомство с композиторами – авторами известных европейских исполнительских школ.
3.Повышение интереса к совершенствованию техники через концертно-исполнительскую деятельность.
4. Обозначение важности развития исполнительской техники путем включения учащихся в общешкольные мероприятия. Создание условий для концертного исполнения этюдов.
«Этюды об этюдах»… Немного странное название, не правда ли? В нем кроется тайна… Итак, слово «этюд». Оно часто будет звучать сегодня. Этюд (фр. etude — изучение) — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. 
Пианист играет гаммы – это музыкальный фон.
Слышите, кто-то заиграл гаммы. Это хорошее упражнение для развития беглости и ловкости пальцев. Все ученики музыкальной школы обязательно играют гаммы. Но все это делают по разному. Любите ли вы играть гаммы? Нет? А как вы думаете, можно ли любить или не любить то, чего не умеешь или не знаешь? Конечно, нет.
Вед. Нет скрипача, пианиста, музыканта любой специальности, которому в музыкальной школе, не пришлось бы сыграть ни одного этюда — завершенной по форме пьесы, предназначенной для развития технических навыков и мастерства музыканта. На эту задачу указывает и значение самого слова: в переводе с французского «этюд» означает «учение», «изучение». И сейчас этюды для фортепьяно австрийского композитора и педагога К. Черни, написанные еще в XIX в., незаменимы для юных музыкантов, овладевающих техникой и различными приемами игры на этом инструменте.
 Вед.Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.)
Этюд не просто упражненье,
А упражненье для души.
Для пальцев наших развлеченье,
Да и названья хороши.
Этюды Карла Черни исполняют учащиеся.
Вед.На основе учебных этюдов сложился этюд художественный, концертный, которому отдали дань крупнейшие композиторы XIX в. У композиторов – романтиков Никколо Паганини, Ференца Листа, Фредерика Шопена, Роберта Шумана и других этюд становится яркой концертной пьесой. Для исполнения таких этюдов надо обладать высоким техническим мастерством.
Вед.На новый уровень этот жанр вывел Фридерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано — Роберт Шуман («Симфонические этюды», ор. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства», Этюды по каприсам Паганини;
Вед.Существуют этюды для разных инструментов, зачастую их авторами становились сами исполнители, так как сочинение этюда не требует больших композиторских навыков, а сложности исполнения им были хорошо известны. 
Вед.Возьмем, например, до-минорный этюд Ф. Шопена, часто называемый революционным. Он создан под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей. Но можно ли было достичь огромной силы воздействия без то низвергающихся подобно водопаду, то вздымающихся пассажей в левой руке — особого вида фортепьянной техники, на развитие которой рассчитан этот этюд?

(слушаем Революционный этюд Ф.Шопена до-минор)
 Вед.Мощный толчок становлению жанра художественного этюда дали 24 «каприса» для скрипки Н. Паганини (каприччо, каприс — это инструментальная пьеса свободной формы в виртуозном стиле). Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс сделали их обработки для фортепьяно.
(слушаем 24 каприс для фортепиано Н.Паганини)

Вед. Замечательные этюды создали русские композиторы. Неоднократно обращался к жанру художественного этюда А. Н. Скрябин. Особенно любим слушателями его ре диез-минорный этюд с патетически-декламационной мелодикой.
(слушаем А.Скрябин ре диез минор этюд)
Вопросы:
1.Что означает слово «этюд»? (изучение)
2.Наиболее известный композитор, создававший этюды? (К.Черни)
3.Какие циклы его этюдов вам известны? («Школа беглости», «Школа фуги»)
4.Какие виды этюдов существуют? (концертные, художественные)
5.Какие композиторы их писали? (Р.Шуман, Ф.Лист, К.Дебюсси, Н.Паганини, С.Рахманинов, А.Скрябин)
Этюды разные в программе есть,
Их всех сейчас не перечесть.
Есть и этюды-упражненья,
Чтоб отрабатывать движенья.
Ведь без «противных» гамм, аккордов,
Нельзя достичь больших рекордов.
А сейчас мы будем слушать этюды в вашем исполнении (учащиеся исполняют подготовленные этюды).
А наш музыкальный вечер мы закончим словами: «Не бойтесь упражнений, гамм и этюдов, полюбите их, и они вам непременно улыбнутся».