РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ


РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
МолдошбаеваМиргулЖаныбековнаСовременные представления педагогической психологии и дидактики основным аспектом обучения является формирование способов действий, реализуемых через умения. Осуществимо это может быть только в процессе деятельности. В результате процесса деятельности учащиеся овладевают ее рациональными приемами и необходимыми для нее знаниями. При этом приемы, сформированные в деятельности, становятся для учащихся умениями, приемами мышления и даже чертами личности, поскольку, по выражению А.Н.Леонтьева, каково строение деятельности, таково и строение сознания как психического отражения реальности.
Согласно, А.Г. Асмолову понятие, Универсальные Учебные Действия — это «обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению».
На сегодняшний день выделяются: личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные УУД, Сформированность вышеперечисленных УУД определяется разработанными критериями.
Авторы модели Программы развития УУД подчеркивают, что развитие универсальных учебных действий в основном зависит от способа построения содержания учебных предметов. Поскольку содержание каждого учебного предмета следует своей внутренней логике, поэтому решение этой задачи представляет значительные трудности,
Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации деятельностного подхода и развитии универсальных учебных действий представляют особый интерес. Это связано со следующими причинами:
информатика — учебный предмет, который активно развивается и включает в себя многие современные образовательные тенденции;
характерные для учебного предмета информатики некоторые виды деятельности (например, моделирование) естественным образом встраиваются в систему универсальных учебных действий;
в последние годы в информатике интенсивно развивается идея «метапредметности», которая во многом перекликается с концепцией универсальных учебных действий.
Развитие современного общеобразовательного курса информатики и ИКТ связано, с доминированием деятельностного подхода. При этом специфика предметной области должна быть отражена в конкретных видах учебных действий.
С этой точки зрения особую важность имеют знаково-символические универсальные учебные действия, включающие в себя: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель и преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Особое значение придается знакам как культурным средствам, опосредствующим деятельность человека.
Важность знаково-символической деятельности для курса информатики была осознана еще в 80-90 гг. прошлого века В.К. Белошапкой, С.А. Бешенковым, А.С.Лесневским и др. В 1995 г. вышла книга С.А. Бешенкова, А.Г. Гейна, С.Г. Григорьева, в которой были рассмотрены основы семиотики, науки о знаках, в рамках информационной деятельности.Вклад информатики в формирование универсальных учебных действий не ограничивается знаково-символической деятельностью. Например, регулятивные УУД могут быть сформированы в процессе отработки этапов решения задач с использованием компьютера:
анализа реальной ситуации и определения целей деятельности;
организации деятельности, направленной на достижение этой цели;
анализа и коррекции результатов этой деятельности и др.
Тем не менее, именно знаково-символические УУД для информатики играют особую роль, поскольку:познавательные и коммуникативные УУД развиваются в информатике преимущественно в знаково-символическом аспекте;
через знаково-символические УУД можно раскрыть сущность основных видов информационной деятельности: сбора, хранения, преобразования, передачи информации, моделирования, управления.
Сформированность универсальных учебных действий приобретает особую значимость в связи в внедрением новых образовательных стандартов. Это связано с тем, что значительная часть деятельности в рамках предмета (в частности, познавательная и коммуникативная) связана с построением, преобразованием, оценкой информационных моделей. В то же время деятельность, связанная с моделированием, в разных предметах осуществляется по-разному, что затрудняет понимание общей структуры этой деятельности. Информатика является предметом через который можно активно развивать и формировать УУД.
ЛИТЕРАТУРА
Асмолов А. Г. Деятельность и установка. — М.: Издательство Московского университета, 1979. — 152 с. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=22851.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Серия: Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2010 г.
Бешенков С.А., Ракитина Е. А. Информационное образование в россии \\Журнал Знание. Понимание. Умение Выпуск№ 3 / 2013
Жиркова В.С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики / В.С. Жиркова // Молодой ученый. – 2014. – № 6. – С. 88-91.
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obrazovanie-v-rossii#ixzz40EguRHxQ
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования [Электронный ресурс] – URL: http://минобрнауки.рф (дата доступа: 21.12.2014).