ЛИЧНОСТНО — ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УУД


ТЕМА: «ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УУД»
Акулова Анастасия Юрьевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП №38 им. Е.А.БолховитиноваАннотация: статья посвящена личностно-ориентированного обучения в  современной  школе представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков.
В существующей практике обучения мы зачастую сталкиваемся с неоднородностью состава учащихся одного класса по учебным возможностям, по индивидуальным психофизическим особенностям, по интересам, по национальному признаку, по уровню воспитанности.
Дети разные, в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал.
- Что можно сделать сегодня в школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успехов в учебе?
- Как это сделать, чтоб урок для всех учащихся стал единый?
- Помочь ученику в его становлении личности, в развитии его познавательных возможностей?
Личностно-ориентированные технологии позволяют решать поставленные задачи.
Слабым и инертным детям в школе приходится «ломать» себя, приспосабливаться к требованиям обучения. Но у таких детей есть и свои преимущества. Например, в ситуациях, требующих монотонной, однообразной работы, такие дети проявляют себя лучше, чем дети с сильной нервной системой. Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой - чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Но возникают и такие ситуации, когда ученикам с сильной нервной системой приходится нелегко. При однообразной, монотонной работе они испытывают чувство раздражения, неудовольствия и начинают отвлекаться. Им с трудом удается работать по шаблону, по алгоритму.
Прежняя психологическая установка  учителя  «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель» уступило место новой психологической установке для учащегося «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного "
Личностно-ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.
Современным детям не хватает опыта собственной жизни, и как следствие этого, собственных, личностно значимых проблем и задач. Значительное число младших школьников подчиняются  логике взрослой жизни или логике и содержанию телепередач. Поэтому они не задумываются над возникающими перед ними проблемами и не имеют собственных задач.
В отличие от традиционного   личностно — ориентированный урок изменяет тип взаимодействия " учитель  — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируется на анализ процессуальной деятельности ученика, а не только на анализ результатов. Модифицируется позиция ученика — к функциональному творчеству от старательного исполнения. Меняется его мышление: оно становится рефлексивным –  нацеленным на результат. Видоизменяется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное ведь в том, что учитель должен организовать оптимальные условия для развития личности учащихся, а не только давать знания.
Личностно – ориентированный урок  - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной  и созидательной способности.
Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков  человеческого сознания.
Целью урока является   -     создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения этой цели:
- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
 Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Подобное построение уроков активизирует развитие психических процессов. Повышает уровень сформулированнности орфографических и вычислительных навыков. Улучшает психологический климат в классе и существенно повышается мотивация обучения . Признаки лично-ориентированного обучения
- Использование субъективного опыта ребенка
- Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач
- Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества
- Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха
 Урок  в  личностно –ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация,   противоречие.
 Ученики предлагают свои версии решения  проблемы,чем больше версий ,тем лучше.
Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану. 
Итог урока  -рефлексия. Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.
Существует  много видов заданий для развития индивидуальности в рамках урока. 
1.Задания на создание возможностей самопознания.   По заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить работу,сделать  вывод о том, что получилось,а что нет .Оценка школьником  себя как субъекта учебной деятельности (умею ли я ставить учебные цели,планировать работу ).
2. Задания на создание возможностей для самоопределения («Выбирай себя »). Задания, предполагающие выбор уровня учебной  работы, в частности,ориентации на тот или иной балл.
3.Задания на включение самореализации («Проверь » себя .)
Задания,предполагающие реализацию себя в определенных ролях.Задания требующие творчества в способе учебной работы (переделать в схему, провести опыт).
4. Задания,ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно » ). Обычные творческие совместные задания,но без какого- либо распределения учителем ролей,работа в парах, игровые задания. Задания, предполагающие взаимопомощь,   
5. Задания и группа приемов организации совместной работы направленных на развитие стремления изменить себя,  совершенствоваться и саморазвиваться .(«Меняй себя ради себя »). Каждому ребенку оценить  свою работу, на основе заданных учителем критериев.
Очень  хорошо если ребенок совместно с педагогом составит «Цепочку достижений», где прослеживаются все его успехи.      
В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий, среди которых самыми распространенными и эффективными  являются:
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- проектная деятельность;
- уровневая дифференциация;
- портфолио;
- технология развития критического мышления;
- проблемно-диалогическое обучение;
- информационные технологии.
Учебные занятия в системе личностно - ориентированного образования предполагают широкое использование различных технических средств обучения, в том числе и персональных .Технология проблемно-диалогического обучения является:
- результативной – обеспечивающей высокое качество освоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности;
- здоровьесберегающей – за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний позволяющей снижать нервно-психические нагрузки учащихся;
- носит общепедагогический характер – осуществляется на каждом предметном содержании и любой образовательной ступени.
  В реализации личностно-ориентированного обучения, на мой взгляд, важным является отношение к ребёнку не как к объекту, а как к равноправному субъекту образовательного процесса. Ученику надо помочь научиться учиться (т.е. сформировать учебную деятельность), а далее остаётся лишь позволить ему добывать знания самому и помочь ему сделать это самому.
На личностно-ориентированном уроке учитель должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, полилога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ребёнка.
Организация обучения на уроках, ориентированная на психологические      и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.
 Список литературы:
Алецкая И. Личностно ориентированный образовательный процесс. // Начальная школа плюм. – 2006,№12. – с.11.
Гребнёва В., Щербаченко И. Как понять и принять ребёнка во всей полноте. /\ Народное образование. – 2006,№8. – с.201-211
Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок : научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. – 2007,№2. – 30-36
Зайцев С. В. Личностно-ориентировнное обучение младших школьников //Директор школы.-2005, №3.-с.56-63; №4. – с.57-65
Никодимова Е.А. Внедрение личносто ориентированных технологий //Школьные технологии.-2004, №6.-с.124-132
Разина Н.А.  Технологические характеристики личностно-ориентированного урока. // Завуч. – 2004,№3. – с.125-127
Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. – 2003,№2. – с.58-64  ; // Адукацыя i выхаванне. – 2004,№3. –с.3-9
 Якиманская И. Личностно-ориентированная школа : критерии и процедуры анализа и оценки её деятельности. // Директор школы. – 2003, №6. – с.27-37
«Личностно-ориентированные технологии  обучения».: В кн.:Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. – с.200-234
Личностно ориентированный урок : конструирование и диагностика. // Завуч. – 2006,№2. – с.5-115