Способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе


«Способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
Аннотация: В статье представлено содержание, обеспечивающее формирование коммуникативных универсальных учебных действий; виды речевой деятельности; мыслительные операции; проанализированы средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, мыслительные операции, сотрудничество, группа, взаимообучение.
Постановка проблемы. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Наблюдая за первоклассниками, исследователи отмечают, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым, трудно договариваться между собой. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить.
Главной целью образовательного процесса на уроке является создание для учащихся возможности занимать активную, инициативную позицию в изучении школьных предметов. Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Анализ исследований. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, С. В. Молчановым, Н. Г. Салминой.
Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г. В. Бурменской, И. В. Дубровиной, А. Н. Корнева, Г. Ф. Кумариной, Р. В. Овчаровой, И. Н. Садовниковой и др.
Цель статьи: определить способы формирования коммуникативных универсальных действий на уроках русского языка для повышения эффективности обучения младших школьников.
Изложение основного материала. Формирование у человека любых умений, в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом возможно только в процессе деятельности. Деятельностный характер соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста, дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета (И. М. Осмоловская [3]).Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции:
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
Текст. Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.
Функциональные разновидности языка. Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий [2]).
В процессе поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии) и умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (О. В. Чиндилова [4]).
В связи с этим для формирования умений учителю целесообразно на разных предметах использовать технологию сотрудничества. Обучение в сотрудничестве рассматривается как наиболее актуальное с позиции современных требований к процессу обучения.
Сначала эти упражнения могут быть такого вида:
«Левая и правая стороны»:
(Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
Вариант. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
Критериями оценивания данного задания стали: понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций (О.М. Арефьева [1]).«Кто прав?»
Задание 1. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», –предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», – возразила Аня. Кто из них прав и почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?».
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее (Г.А. Цукерман [5]).
«Рукавички»
Ученикам, сидящим парами, выдают каждому по одному изображению рукавички с просьбой украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Узор можно придумывать самостоятельно, предварительно договорившись между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критериями оценивания данного задания послужили: продуктивность совместной деятельности (оценивалась по степени сходства узоров на рукавичках), умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности (замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют); взаимопомощь по ходу рисования; эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся).
Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.
Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую (Г.А. Цукерман [5]).
Технология коммуникативного взаимообучения. Тесно связана с учебным сотрудничеством, где, каждый ученик может самостоятельно и коллективно усвоить новые знания, формировать умения и компетенции, что совпадает с концепцией УУД. К ним относят такие виды работ:
Словарный диктант с взаимопроверкой тетрадей. Оценивание соседа по парте по шкале успешности. Объяснение ошибок товарища.
Лист с заданиями. Ученики договариваются, что и как будут делать. Проверка по эталону, обучение друг друга.
Картинки с заданиями. Ребята составляют рассказ по картинкам. Договариваются, кто в какой последовательности будет отвечать.
Прочитайте текст, проанализируйте его, придумайте вопросы к нему. Задайте их друг другу. Оцените ответы товарища, доскажи ответ (О.М. Арефьева [1]).
Выводы. Анализ образовательной среды показал, что для решения обсуждаемой проблемы в начальной школе используются групповые формы организации учебного общения (в парах, микрогруппах), технология сотрудничества коммуникативное взаимообучение.
Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Работа в парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия. Полезность коммуникативного взаимообучения очевидна: обогащается словарный запас учащихся за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов, постановка правильного грамматического строя речи при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Список литературы:
Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О. М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. Первое сентября – 2012. – № 2. – С. 74–78.
Канакин, В.П., Горецкий, В.Г. Рабочие программы. Русский язык 1 – 4 классы. Предметная линия учебников «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва : Просвещение. – 2014. – С. 14 – 18.
Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 6–13.
Чиндилова, О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 2. – С. 3–6.
Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман // Что значит «уметь учиться». Москва: Педагогический центр «Эксперимент». – 2006. – С. 55 – 68.