Статья.Средства формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка.


Средства формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка.
Успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.Проблемы формирования орфографической и пунктуационной грамотности беспокоят не одно поколение педагогов. Прежде чем начать разговор о формировании УУД на уроках русского языка, хочу предложить выдержку из работы Г.Г. Граник «Психологические закономерности формирования орфографической грамотности». Он с группой ученых выдвинул следующую гипотезу: «Основным психологическим механизмом орфографически грамотного письма является упреждение и удержание правилосообразных морфемных блоков или “сросшихся” в блок частей различных морфем. Блоки для пишущего выступают как целостные образования, мгновенно им опознаваемые. Фундамент процесса, приводящего к становлению психологического механизма грамотности, должен строиться на фонемно-морфемных правилах, на основе которых вырабатываются умственные приемы, в качестве таких блоков выступают отдельные морфемы или части различных морфем. Тренировочные задания должны сопровождаться упражнениями, в ходе выполнения которых усиленно работают все анализаторы. Усиленная работа анализаторов, во-первых, поможет накоплению в памяти различных блоков, во-вторых, - запоминанию традиционных написаний». Именно в этом направлении работаю сама, опираюсь на теоретическую основу работ Г.Граника, Бондаренко С. М., Концевой Л. А., Забуга И. С. и др.Как же наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий? Предлагаю остановиться на зрительных и слуховых, кинестетических анализаторах, движениях руки, которые, как мне кажется, играют определенную роль и помогают достичь повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по орфографии. Главное направление моей работы - предупреждение. Работа ведется на всех этапах учебной деятельности при использовании таких методов, как: а) словесные; б) наглядные; в) практические. Рассмотрим формы учебной деятельности, развивающие познавательные УУД: - Самостоятельное формулирование познавательной цели - компетентность в решении проблем формирую через проблемно-диалогический метод преподавания (по Е.Л. Мельниковой), заменяя урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Открытие знаний происходит на всех этапах урока. Например, повторение изученного:– Сегодня мы отправляемся в новое путешествие по городу Прилагательное. Но для этого нам необходимо получить карту, ответив на следующие вопросы:А) На какие группы делятся морфологические признаки самостоятельных частей речи? (постоянные и непостоянные);Б) Почему они так называются?В) Назовите морфологические признаки существительного, числительного, а прилагательного? (род, число, падеж).Г) Эти морфологические признаки прилагательного являются постоянными или непостоянными?(во время беседы на интерактивной доске выстраивается алгоритм): Морфологические признаки прилагательногоПостоянные непостоянные род число падеж- Чего мы еще не знаем? (есть ли другие непостоянные морфологические признаки; какие являются постоянными). Какая перед нами будет стоять задача? (формулируется задача); - Поиск и выделение необходимой информации – 1. Фрагмент урока: -Выделите в тексте новую для себя информацию. Что отличает эту часть речи от наречия? (непостоянные морфологические признаки) - Подготовьте в паре план устного ответа на тему: «Категория состояния как часть речи». - «Ты мне – я тебе!» (учащиеся по плану проговаривают новый материал);2. Задание «Ловушка» - учащимся предлагается выполнить такое задание, которое позволит выделить основную информацию, структура которой будет служить базисом для изучения темы; 3. Задание «Опора» - учениками оформляется новый материал в такой форме, которая поможет его понять и запомнить на уроке (план учебной статьи, схема, таблица, пошаговый алгоритм применения правила и др.).- Структурирование знаний - Запишем тему урока: «Способы образования имен прилагательных». На какие вопросы надо ответить, чтобы подготовиться к изучению данной темы урока? Работая в группе, сформулируйте и запишите свои вопросы.- Готовы? Сравним ваши вопросы с вопросами учебника. Беседа по вопросам стр. 116- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме – 1. Творческое домашнее задание (синквейн, стихотворение, грамматическая сказка, акростих); 2. Задание «Веселый перекресток» - ученики рассказывают друг другу изученный материал: каждый выбирает свой уровень ответа(***- самостоятельный ответ без опоры на материал параграфа; ** - ответ с использованием опоры: план, схема, алгоритм; * - пересказ материала учебника);3. Задание «Всезнайка» - учащиеся разрабатывают вопросы, задания, позволяющие повторить и закрепить изученный материал, используя дополнительные источники (эту работу можно поручить консультантам групп или членам всей группы); 4. Свободный диктант - целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Читаю текст целиком, а затем по частям (по абзацу). Ученики свободно записывают прочитанное. Синонимический ряд приветствуется, текст диктанта берется из учебник только в первом полугодии 5 класса. Далее вся работа только на слух. Это хорошо помогает в работе с грамматическим строем языка и готовит к изложению. А это ГИА, если работать в системе, то результаты высокие.- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий – На всех этапах слово рассматривается с помощью орфографического разбора. На начальном этапе изучения предлагается пошаговый алгоритм применения правила.Фундамент процесса строится на фонемно-морфемных правилах. В каждом слове обязательно графически обозначается изучаемая (имеющаяся) орфограмма с обязательным проговариванием применяемого правила: в слове «бездонный» пишу приставку -без-, потому что корень дон начинается со звонкой согласной - д; также пишу две буквы -нн, т.к. одна входит в корень дон, другая – суффикс. На первый взгляд, кажется, что уходит очень много времени (мнение большинства педагогов), с чем не соглашусь. Если вы, взяв 5 класс (а еще лучше сотрудничайте с учителем начальной школы), начнете эту работу, будете требовать обозначение, комментарий, в домашней работе не ограничитесь простым подчеркиванием пропущенной буквы, а в классе потребуете комментария во всех видах заданий, на всех этапах учебной деятельности, то ваш пятиклассник, погрузившись с вами вместе в эту систему работы, очень скоро будет принимать это как должное. Его не надо будет принуждать зубрить, вовлекать в работу, т.к. к нему рано или поздно придет осознание потребности этих знаний. Результат не заставит себя ждать, но только помните – система. - Рефлексия – 1. листы самооценки, запись ключевых слов изучаемой темы, оценка куратора группы, бонусные карточки; 2. Задание «Эксперимент» - ролевые игры или творческие задания, для выполнения которых используются знания, полученные на уроке.- Смысловое чтение - Задание «Ловушка», прием тезирования.- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности- Задания «Опора» и «Всезнайка», кластер «Древо познания»; «Броуновское движение» - класс поделен на группы и двигается по классу с целью сбора информации по изучаемой теме. Групповые формы учебной деятельности помогают мне формировать и коммуникативные УУД: - Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - Задания «Ты мне - я тебе!», «Веселый перекресток», «Взаимоконтроль», «Эксперимент». - Постановка вопросов – Задания «Вопрос – ответ», «Яркое пятно» - учитель сообщает интригующий материал, обеспечивающий принятие темы учениками (впоследствии сформируется целая группа учащихся по сбору такого материала).- Управление поведением партнера - игровые методики, эвристические игры.- Умение логично и полно выражать свои мысли – дискуссия, дебаты, спор, творческие проекты, коллективное творческое дело, организационно-деятельная игра.Именно так можно решать поставленные перед учителем новые задачи: переосмысление своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику в социализации.