Конспект урока на тему Решение задач с пропорциональными величинами


КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Предмет: Математика
Класс: 3Б
Тема: Решение задач с пропорциональными величинами
Тип урока: урок закрепления
Цель урока: закрепить умение решать задачи с пропорциональными величинами
Задачи урока:
образовательные: уметь выражать пропорциональную величину через две другие известные величины, решать задачи на основе этих связей.
развивающие: развивать логическое и алгоритмическое мышление, память, математическую речь;
воспитательные: воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к одноклассникам.
Планируемые результаты урока:
ПРЕДМЕТНЫЕ – взаимосвязи трех пропорциональных величин, уметь применять их при решении задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные – построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, установление причинно- следственных связей;
Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи; осуществление контроля и оценки по эталону, рефлексивная самооценка;
Коммуникативные - формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических и диалогических высказываний;
ЛИЧНОСТНЫЕ - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу.
Оборудование: Учебник "Математика" 3 класс, Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В., компьютер, презентация.
ОК ПК ПО У
1.2.4,7 1.1,1.2,1.3.1.4,1.5,4.1, 4.2 1.2.4,7 1-12,21-26
ХОД УРОКА:
Педагогическая деятельность учителя Учебная деятельность учащихся
Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята.
- Скажите, как вы понимаете высказывание?
Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.
Какой вывод сделаете для себя?
- Мы должны работать хорошо, чтобы привести ум в порядок. Размышляют
Рассуждают.
Комментируют.
Объясняют.
Актуализация знаний
Откройте тетради, запишите число, классную работу.
- Начнем урок с математического диктанта.
Откройте рабочую тетрадь на с.78 №5.
Решите задачи устно, в тетрадь запишите только ответы.
Около каждой задачи в кружок запишите знак действия, с помощью которого она решается.
1) 18кассет с фильмами упаковали в коробки, по 6 кассет в каждую. Сколько коробок заняли эти кассеты?
2) На штору для одного окна нужно 4 м ткани. Сколько метров этой ткани нужно на шторы для 6 таких окон?
3) В двух одинаковых бидонах 18л молока. Сколько литров молока в 1 бидоне?
4) У Димы 5рублей, а у Кости в 5 раз больше. Сколько рублей у кости?
5) В хоре было 27 учеников , а в танцевальном кружке- в 3 раза меньше. Сколько школьников было в танцевальном кружке?
6) С одной грядки собрали 36 огурцов, а с другой - на 9 огурцов меньше. Сколько огурцов собрали со второй грядки?
Организует взаимопроверку:
Обменяйтесь тетрадями с соседом, проверим правильный ответ, если ответ верный ставим знак (+), если неверный , знак(-), обменяйтесь тетрадями обратно.
Итак, у кого 1,2 ошибки, это 4.
У кого 3,4, ошибки это 3, у кого более 2.
Посмотрите на доску, перед вами таблица для задачи №2.
Расход ткани на 1 штору. Количество штор Общий расход
4м 6шт. ?
На штору для одного окна нужно 4 м ткани. Сколько метров этой ткани нужно на шторы для 6 таких окон?
Составьте задачи обратные данной.
Ребята, вы догадались, что мы будем повторять на уроке? Записывают число, классную работу.
1)3(:)
2)24(∙)
3)9(:)
4)25(∙)
5)9(:)
6)27(-)
Проводят взаимопроверку.
Составляют задачи по таблице.
Расход на 1шт. Кол-во штор Общий расход
4м ? 24м
? 6шт 24м
1) На штору для одного окна нужно 4м ткани. На сколько окон нужны шторы, если всего понадобилось 24м?
2)Общий расход на 6 штор 24м. Сколько метров нужно на штору для одного окна?
Формулируют учебную задачу: повторить решение задач.
Закрепление изученного материала
Откройте учебник, с.72, №1
Составь по таблице три задачи и реши их.
Цена Количество Стоимость
4р 6шт. ?
4р ? 24р
? 6шт 24р
1ряд- по первой строке, 2ряд- по 2й, 3ряд-по 3й.
Перед тем как начнем работать, вспомним, что такое цена , количество, стоимость и как их найти.
Проверяем.
Итак, 1ряд диктует задачу и решение.

2ряд
3ряд

Прочитайте задачу№2 с.72.
Посоветуйтесь в парах, как ответить на вопросы
1ряд - первый вопрос
2ряд -2 вопрос
3ряд-3 вопрос
Запишите решение задачи.
№5
1)4м 9дм=...дм 4)1дм(кв)=...см(кв)
2)3дм 4см=...см 5)1м(кв)=...дм(кв)
3)9см 6мм=...мм 6)9м=...дм
Выполняем №6 с.72 Прочитайте задачу


3м 4м
-Какая фигура называется квадрат? Свойства квадрата.
-Как найти площадь квадрата?
-Какая фигура называется прямоугольник? свойства прямоугольника.
-Как найти площадь прямоугольника?
-Как найти периметр квадрата, периметр прямоугольника.
1способ решения у доски
2способ у доски
Оценивание учащихся
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Выполняют задание, составляют задачи.
(Например):Одна тетрадь стоит 4р. Сколько нужно заплатить за 6 таких тетрадей?(6∙4=24)
Одна тетрадь стоит 4р.Сколько тетрадей купили, если за покупку заплатили 24р?(24:4=6)
За 6 тетрадей заплатили 24р. Сколько стоит 1 тетрадь?(24:6=4)
(С)Стоимость - это количество денег, затраченное на всю покупку
Чтобы найти стоимость , надо цену умножить на количество.
(К) Количество- это число, которое показывает, сколько куплено единиц товара.
Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.
(Ц)Цена- это количество денег, которое нужно заплатить за единицу товара
Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.

На каждое детское пальто пришивают 3 пуговицы. Сколько пуговиц нужно пришить на 8 таких пальто? На 9пальто? На 10 пальто?
Чтобы узнать сколько пуговиц пришить на пальто, надо умножить кол-во пуговиц для одного пальто на кол-во пальто.
1)3∙8=24(шт.)-пришили на 8 пальто
2)3∙9=27(шт.)-пришили на 9 пальто
3)3∙10=30(шт.)-пришили на 10 пальто
1)1м=10дм, 4м 9дм=90дм
2)1дм=10см, 3дм 4см=34см
3) 1см=10мм, 9см 6мм= 96мм
4)1дм(кв)=100см(кв), 1дм(кв)= 100см(кв)
5) 1м(кв)=100дм(кв), 1м(кв)=100дм(кв)
6)1м=10дм, 9м=90дм
У входа в парк были две клумбы одна клумба имела форму квадрата, длина стороны которого 3м, а другая- форму прямоугольника, длины которого 4м и 2м. У какой клумбы площадь больше?
Что можно сказать про их периметр
Квадратом называется четырехугольник у которого все стороны и углы равны.
(S)квадрата=3(кв)м
Прямоугольник это четырехугольник у которого все углы прямые, противоположные стороны равны.
(S)прямоугольника=2м∙4м(длину на ширину)
(Р)квадрата=4∙3м
(Р)прямоугольника= 2∙(2м+4м)
1способ
1) 3∙3=9 м( кв) — (S) квадратной клумбы2) 4∙2=8 м (кв)— (S)прямоугольной клумбы3) 3∙4=12 м — (Р) квадратной клумбы4) 2∙4+2∙2=12м — (Р) прямоугольной клумбы5) 9-8=1 м( кв)9>812=12ответ — площадь квадр клумбы больше площади прямоугольника клумбы на 1 м (кв)
2способ
1)3∙3=9м(кв)- (Р)квадратной клумбы. 2)4∙2=8м(кв)-(Р) прямоугольной клумбы3)9-8=1м -на столько (S)квадратной клумбы больше ,чем прямоугольной4)3∙4=12(см)-(Р) квадратной клумбы. 5)(4+2)∙2=12(см)- (Р) прямоугольной клумбы. квадратной и прямоугольной клумб равны. 
12=12Ответ:1м,
Выполняют физкультминутку.
Самостоятельная работа
- Выполним самостоятельную работу.
1вариант: №1 Запишите решение задачи
Шарик стоит 45 рублей. Сколько шариков можно купить на 180 рублей?
№2 Составьте задачу и решите ее
цена количество стоимость
50р 7шт ?
№3 Заполните таблицу и решите задачу.
Три одинаковых стула стоят 210р. Сколько стоит один стул?
цена количество стоимость
2вариант: №1 Запишите решение задачи
Открытка стоит 120 рублей. Сколько стоят 5 таких открыток?
№2 Составьте задачу и решите ее
цена количество стоимость
? 6шт 360р
№3 Заполните таблицу и решите задачу
Булка хлеба стоит 22 рубля. Сколько булок хлеба можно купить на 242 рубля?
цена количество стоимость
Организует проверку по эталону, оценивает работу первых правильно выполненных карточек. 1) 180:45=4(шт)- 4шарика
Одна игрушка стоит 50р. Сколько потратили на покупку семи игрушек? (50∙7=350р)
1)210:3=70(р.)-стоит 1 стул
цена количество стоимость
? 3шт 210р
1) 120∙5=600(р.)-стоимость пяти открыток
Сколько стоит 1 кружка , если 6 кружек стоит 360р?
1)360:6=60(р.)- стоит 1 кружка
цена количество стоимость
22р ? 242р
1)242:22=11(шт) - 11булок хлеба
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Что мы повторяли сегодня на уроке?
- Повторите, как найти цену, количество, стоимость.
- Что такое квадрат? Что такое прямоугольник?
- Молодцы, вы хорошо поработали!
Д/З :учебник с.72№3,4