Статья по математике на тему: Развитие универсальных учебных действий на уроках математики посредствам исследовательской деятельности учащихся 7 класса при обучении уравнениям и неравенствам


Развитие универсальных учебных действий на уроках математики посредствам исследовательской деятельности учащихся 7 класса при обучении уравнениям и неравенствам
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в широком смысле будем понимать как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в узком (собственно психологическом) смысле будем понимать как совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1, с. 3]. К числу универсальных учебных действий относятся: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные действия. Познавательные действия. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, умение различать обоснованные и необоснованные суждения, объяснять этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации. Коммуникативные действия. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: обучающиеся учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Регулятивные действия. Формирование регулятивных действий обеспечивает использование действий контроля, приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. В процессе работы школьник учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Личностные действия. Формирование личностных действий обеспечивает умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества)[2, с. 9]. Большая роль при формировании универсальных учебных действий отводится математике, т.к. школьный предмет математики, как никакой другой, позволяет обучать общим методам исследовательской деятельности. Рассмотрим задание по алгебре, которое можно использовать при изучении уравнений и неравенств в 7 классе:Для всех значений параметра а решить уравнение 34a-1x+3a-4=0. При решении этих заданий целесообразно предложить учащимся исследовательские карты, которые помогут учащимся пройти все этапы исследовательской деятельности. Рассмотрим пример исследовательской карты (Табл. 1).
Таблица 1
Исследовательская карта по алгебре для учащихся 7 класса
Задание. Для всех значений параметра а найти все решения уравнения 34a-1x+3a-4=0.Проблема. Как параметр будет влиять на решение уравнения?
Случай 34a-1=034a-1≠0Значения параметра a=43a≠43Поиск корней 0∙x=0x=4-3a34a-1=-4Вывод. Если a=43, то x- любое число, если a≠43, то x=-4 В 7 классе учащиеся начинают систематически изучать курс алгебры и поэтому в это время целесообразно начинать планомерную работу по формированию исследовательской деятельности. Главная задача учителя в это время заключается в том, чтобы познакомить учащихся с основными этапами исследовательской деятельности. Так как, предлагаемые задания не являются стандартными и, очевидно, будут вызывать затруднения у учащихся, то предлагаемые исследовательские карты будут не заполненными только в предлагаемой таблице зависимостей. Постепенно доля самостоятельной работы учащихся при выполнении этих заданий будет увеличиваться. При выполнении этих заданий у учащихся будут формироваться следующие универсальные учебные действия:
Личностные. Повышение мотивации к учению за счет самостоятельной формулировки проблемы и проведения испытаний (ученик понимает, что ему нужно сделать и для чего). Все это поможет ему ответить на вопрос «Какое значение (смысл) имеет для меня учение?».
Регулятивные. В ходе выполнения работы, обучающиеся приобретают навыки планирования своей деятельности, например, составление плана, последовательности действий, учатся прогнозировать результат, вносить изменения и дополнения в план.
Познавательные. Учащиеся формулируют проблему, устанавливают причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные. В ходе поиска решения исследовательских заданий, у обучающихся есть возможность взаимодействия друг с другом. Совместно ученики могут определять цель деятельности, анализировать задачу и собирать дополнительную информацию. В процессе деятельности научаются управлять своим поведением, четко и точно выражать свои мысли.
Уравнения и неравенства с параметрами представляют собой широкое поле для полноценной математической деятельности. Исследование этих задач открывают перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, а также формируют совокупность универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.