Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики


Батяева М.С.
учитель математики
МОУ Некрасовская СОШ
ymnica9@mail.ru
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики
Особенностью современного мира является то, что он находится в постоянном движении и меняется всё более быстрыми темпами. Объём информации в мире постоянно растёт, поэтому знания, полученные в школе, через достаточно короткое время устаревают и нуждаются в коррекции. На первое место теперь выходит не результат самого обучения в виде каких-то конкретных знаний по определённым предметам, а умение учиться, то есть добывание знаний. Поэтому, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Универсальные учебные действия у обучающихся на уроках математики формируются путем вовлечения детей в активный процесс изучения математики. УУД делятся на:
Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника («Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я»).
Регулятивные УУД способность строить учебно – познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты.
Познавательные УУД – самостоятельный поиск, исследование и обработка, систематизация, обобщение и использование информации.
Коммуникативные УУД – осуществление коммуникативной деятельности [2].Примеры заданий по математике, формирующие
универсальные учебные действия
УУД/виды знаний формирующие УУД Примеры заданий
Личностные
(творческие задания, имеющие практическое применение)
№ 999. Придумайте пять дробей, у которых числитель на 3 меньше знаменателя. Запишите пять дробей, у которых числитель в три раза больше знаменателя [1, с.154].
№ 886. Разделите тремя способами квадрат со стороной 4 см на 4 доли. Начертите четверть квадрата, половину квадрата [1, с. 140].
Регулятивные
(преднамеренные «ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут) № 1728. Сколькими способами 4 пассажира могут разместиться в четырёхместном купе поезда? [1, с. 262].
№ 432. На вершину холма ведут пять тропинок. Сколько существует способов подняться на холм и спуститься с него, если подниматься и спускаться по разным тропинкам? [1, с. 70].
№ 597. Саша любит решать трудные задачи. Он рассказал, что за 4 дня смог решить 23 задачи. В каждый следующий день он решал больше задач, чем в предыдущий, а в четвертый день решил вчетверо больше, чем в первый. Сколько задач решил Саша в каждый из этих четырёх дней? [1, с. 90].
(Составление алгоритма, выстраивание последовательности необходимых операций)
Познавательные
(«найди отличия»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями)
№1322. Во сколько раз лестница на девятый этаж длиннее лестницы на третий этаж этого дома? [1, с. 206].
№ 636. При вычитании каких натуральных чисел получится 12? Сколько пар таких чисел? Ответьте на же вопросы для умножения и для деления [1, с. 96].
(Поиск и выделение необходимой информации, анализ с целью выделения общих признаков, синтез, как составление целого из частей)
Коммуникативные
(составить задание партнеру; оценка работы товарища; групповая работа по выполнению заданий; «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»; парный опрос;)№ 528. Поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, со знакомыми взрослыми и постарайтесь узнать, нужна ли им в работе, в жизни математика, можно ли стать хорошим специалистом, не зная математики [1, с. 81].
(Сотрудничество в поиске и сборе информации, умение точно и грамотно выражать свои мысли).
№913. Приведите примеры предметов, имеющих форму окружности, круга, дуги окружности, полукруга [1, с. 143].
Основными целями изучения школьного курса математики являются развитие логического и критического мышления, культуры речи, формирование умения искать и находить необходимую информацию, умение анализировать, классифицировать и применять ее в реальных ситуациях.
Математические знания и умения необходимы современному школьнику для продолжения обучения в других образовательных учреждениях, для изучения различных смежных с математикой дисциплин. Задача учителя состоит, прежде всего, в том, что бы научить ребёнка применять полученные знания в повседневной жизни и создать прочный фундамент для дальнейшего математического развития.
Список литературы
Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.Ч. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.: ил.
http://nsportal.ru/