Доклад о формировании универсальных учебных действий на уроках биологии



Доклад на тему:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии»
Подготовила Дурченко Л.П.
Тема, которую мы сегодня рассматриваем «Формирование
универсальных учебных действий на уроках биологии»
Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
Что такое УУД? Какие бывают УУД?
Какие существуют приемы формирования УУД?
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со
временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий.
Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.
Особое место в реализации ФГОС ОВЗ отводится формированию
универсальных учебных действий (УУД).
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Реализуя новый стандарт, каждый учитель задает себе вопрос: как
научить школьников учиться, как обучить их деятельности, сформировать личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД?
Одним из эффективных средств формирования УУД является
использование интерактивных образовательных технологий. Ярким примером таких технологий является педагогическая мастерская.
Что такое УУД ? Попробуем ответить, что такое УУД.
УУД - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД -совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную
компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную
идентичность и толерантность.
Для практической реализации педагогической модели повышения
профессиональной компетентности учителей по формированию УУД
необходимо изучить теорию и практику вопроса. Прежде всего, речь идет об определении содержания УУД школьников. Этот вопрос является ключевым, поскольку, для того, чтобы иметь представления о том, как формировать УУД, нужно знать, что формировать, а именно: какие знания и умения составляют контекст данного понятия с учетом психофизиологических возрастных особенностей учеников нашей школы.
Характеристики УУД изложены в тексте ФГОС ОВЗ.
Виды УУД :Личностные:
Осмысление
Осознание
Принятие жизненных ценностей
Регулятивные:
СаморегуляцияЦелеполаганиеПланирование
Прогнозирование
Коррекция
Контроль
Оценка
Познавательные :Выделять существенные признаки и свойства предметов
Сравнивать, обобщать, классифицировать
Пользоваться знаками и символами
Коммуникативные:
вступать в контакт и работать в коллективе
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
сотрудничать со взрослыми и сверстниками
обращаться за помощью и принимать помощь
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД включают:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать, писать;
выполнять арифметические действия;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение ,таблицу,
предъявленные на бумажных и электронных и других носителях)
Коммуникативные УУД:
Обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению;
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик–класс, учитель -класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации
Регулятивные УУД:
обеспечивают обучающимся умение организовывать свою учебную деятельность.
входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Личностные УУД:
обеспечивают ценностную смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.