Статья Формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры с использованием игровых технологий.


Формирования универсальных учебных действий
на уроках физической культуры с использованием игровых технологий.
В рамках реализации ФГОС, приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Сложность формирования УУД на уроках физкультуры заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД необходимо осуществлять вынужденные простои.
Любая педагогическая технология, применяемая на уроках физической культуры, должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.
На уроках физической культуры часто применяем игровые технологии, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, на улице, а также с различными средствами передвижения. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.
Рассматривая подвижные игры как мощное средство воспитания и развития физических и психологических качеств, проанализируем этот вид деятельности основываясь на требования ФГОС.
Так по предметным результатам подвижные игры позволяют осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.
Учащиеся излагают правила и условия проведения подвижных игр. Осваивают двигательные действия. Взаимодействуют в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Осваивают умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности. Моделируют технические действия в игровой деятельности. Выявляют ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр. Соблюдают дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности. Осваивают умения выполнять универсальные физические упражнения. Развивают физические качества.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
1. Формулирование цели
2. Выделение необходимой информации
3. Структурирование
4. Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5. Рефлексия
6. Анализ и синтез
7. Сравнение
8. Классификация
9. Действия постановки и решения проблемы
Осмысление, объяснение своего двигательного опыта. Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений. Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации.
Коммуникативные:
1. Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2. Постановка вопросов
3. Разрешение конфликтов
Позитивно взаимодействуют со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений. Объясняют ошибки при выполнении упражнений. Управляют эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохраняют хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Выражают свои мысли в соответствии с задачами урока, владеют специальной терминологией, организовывают и проводят игру.
Регулятивные:
1.Соотнесение известного и неизвестного
2. Планирование
3. Оценка
4.Способность к волевому усилию
Учащиеся организовывают самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий. Характеризуют, выполняют задание в соответствии с целью и анализируют технику выполнения упражнений, дают объективную оценку технике выполнения упражнений на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. Технически правильно выполняют двигательные действия из базовых видов спорта, используют их в игровой и соревновательной деятельности. Планируют собственную деятельность, распределяют нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.
Личностные результаты:
1. Самоопределение;
2. Смыслообразование.
Сформированность навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. Сформированность и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленной цели.
Во многом  активность учащихся на уроке физической культуры зависит от учителя. Мы стараемся на всех уроках максимально повысить двигательную активность и эмоциональную наполняемость урока.
Если на уроке решается задача развития силы, то в урок включаем игры, связанные с перетягиванием, сталкиванием, удержанием, выталкиванием, с доступными отягощениями; бег, прыжки, метания на дальность, перемещения в пространстве, передачи партнерам по команде.
Для развития быстроты подбираем игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие расстояния в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на осознанное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости используем игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой и тактической изворотливостью, умения использовать моменты и ситуации, в условиях соперничества. Для развития выносливости применяем игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
Большой воспитательный эффект дает максимальное включение в деятельность всех учащихся, в том числе и освобожденных от занятий на данном уроке. Освобожденные учащиеся присутствуют на уроке, внимательно следят за тем, что выполняют их товарищи, слушают новый материал, помогают в судействе и проведении урока (собирают, раскладывают инвентарь, помогают в судействе или оценивании действий товарищей). На  уроке, освобожденные ученики подсчитывают ошибки у занимающихся школьников (неправильное выполнение упражнения, падение мяча). В основной части урока поочередно несколько учеников осуществляют оценочную деятельность. 
Таким образом, при правильно подобранных играх, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах, ловко и эффективно действовать командных состязаниях. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры,  посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.