Формирование учебных универсальных действий посредством технологий коллективного обучения


Мигина Наталья Александровна,учитель физики МБОУ гимназия № 1 г.о. Самара
Формирование учебных универсальных действий посредством технологий коллективного обучения
Современная задача образования по её сути состоит в том, чтобы ученик научился быть учителем. Хотя бы для самого себя. Желательно, и для и других. И это несомненно точно отвечает потребностям того общества, в котором мы живем. Обучающие семинары, конференции, мастер – классы давно перестали быть прерогативой научного общества. Они являются неотъемлемой частью деятельности любой уважающей себя корпорации, фирмы, объединения, в какой области производства или сферы услуг она бы не подвизалась. Логично, что юные граждане России, выйдя из стен образовательного учреждения и вступая на путь трудовой деятельности должны чувствовать себя уверенно, компетентно насколько это возможно для начала карьеры. Как лучше помочь им обрести эту уверенность? И здесь могут оказать существенную помощь технологии коллективного способа обучения.
В урочной деятельности наиболее удобным видом работы сообща, на мой взгляд, является работа в паре или небольшими группами (до четырех человек). С одной стороны, традиционная рассадка обучающихся за партами позволяет сразу включиться мини-группе в работу, не тратя время на передислокацию. С другой стороны, в такой группе никому не удастся отмолчаться, каждому придется высказаться, сформировать свое мнение по обсуждаемой проблеме, услышать партнера. Таким образом, обучающийся будет формировать в себе коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать и т.д. Здесь прекрасно будут работать прием «Чтение. Суммирование в парах», заполнение «Свободной таблицы», приемы технологии развития критического мышления посредством чтения и письма «Фишбоун» и составление кластера.
Во внеурочной деятельности взаимное обогащение учащихся интеллектуальным потенциалом удобнее осуществлять в группе – команде (6-10 человек). Это может быть игра, например, «Крестики – нолики», или соревнование типа «Физико – химического марафона», «Путешествия в страну знаний», предметного КВН и т.д. В такой деятельности обучающиеся развивают не только коммуникативные УУД, такие как, умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, но и регулятивные УУД: планирование путей достижения целей, умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им (на каждый этап Марафона выделялось, к примеру, только десять минут), принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров и т.д. Конечно, формируются, познавательные УУД, и личностные УУД, в частности: формирование гражданской идентичности вполне обоснованно начинается с чувства единства своей команды (класса), любви и гордости за неё.
Таким образом, применение существующих на данный момент образовательных технологий коллективных способов обучения адекватно отвечает задаче формирования всех универсальных учебных действий, которыми должен овладеть выпускник образовательного учреждения.
Более того, формирование коммуникативных УУД без применения технологий указанного типа будет крайне затруднено, ведь не секрет, что научиться делать что-либо можно, только это делая. «Ничто так человека не учит, как опыт», - так говорил А.С. Макаренко. А древнегреческий философ Протагор утверждал: «Упражнение, друзья, даёт больше, чем природное дарование». Так упражняйте, дорогие коллеги! И упражняйтесь!