Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка

Формирование коммуникативных
Универсальных Учебных Действий
на уроках английского языка.
Слайд1
Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение.
Слайд 2
Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования.
Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений на уроках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой нашего предмета.
Основной нашей проблемой является то, что овладение ИЯ происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.
Слайд 3
Во время обучения закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на том, как происходит формирование и развитие коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в нашей школе, при обучении иностранному языку.
Слайд 4
Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Слайд 5
Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся в принципе, существуют два основных умения, непосредственно относящихся к сфере коммуникативных действий:
общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать решению коммуникативных задач.
            В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему, создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителя и учащихся.
Слайд 6
Проектирование урока с позиции формирования УУД
Основной формой обучения в школе по-прежнему остается традиционный урок. Однако формирование коммуникативных УУД невозможно, если образовательный процесс организован по старинке. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса:
- проблемно – диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;
- организация учебного сотрудничества;
- работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
- проектно-исследовательская деятельность;
- использование интерактивных возможностей ИКТ.
Именно поэтому фронтальной работе на уроке мы стараемся отводить как можно меньше времени. Предпочтение же отдаём парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где изначально каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общий результат или продукт.
Слайд 7
Коллективные формы работы (парные и групповые), ролевые игры, дискуссии, проектную деятельность, инсценировку различных ситуаций, поскольку эти методы предполагают обучение общению через общение.
Групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое: развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения, повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе. Также она делает более плодотворной роль учителя, - вместо принуждения к учению, главной задачей учителя становится оказание содействия, что немаловажно.
В нашей повседневной работе мы часто используем дискуссию как практическое занятие, моделирующее различные аспекты речевой деятельности обучаемых, обеспечивающее использование имеющихся у них знаний, совершенствование их иноязычной речи.
Слайд (8, 9)
Слайд 10
            Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных  УУД.
Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:
учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;
учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;
учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.
Формируемые на уроках УУД закрепляются ребенком во внеучебной и внешкольной деятельности (например: участие в олимпиадах, конференциях, поездки в зарубежные страны), и становятся личным достижением, используемым в повседневной жизни, индивидуальной творческой деятельности.
Из всего сказанного следует, что формирование данных универсальных учебных действий является  тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Слайд 11

ћђ Заголовок 115