Тезисы на тему: Приёмы драматизации на уроках литературного чтения как средство формирования коммуникативных УУД


Приемы драматизации на уроках литературного чтения как средство формирования коммуникативной компетентности
младших школьников
Заломова Д.С., студентка 4 курса
специальности
44. 02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
ГПБОУ СО Камышловский педагогический колледж

Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку новых педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Федеральный государственный стандарт начального общего образования нового поколения ориентирует нас на главный результат образования - становление личностных характеристик выпускника. В частности, подчеркивается, что «выпускник начальной школы должен быть доброжелательный, умеющий  слушать  и  слышать  собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение». Коммуникативность является необходимой основой для дальнейшего интеллектуального роста ребенка в условиях современной школы. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения ими в силу особой чуткости общения [3] .
Коммуникативная компетентность как психолого-педагогическая категория исследована в работах Т.З.Адамьянц, Н.А.Бернштейна, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, С.Л.Рубинштейна, В.А.Ситарова. В контексте исследования контакта как условия и следствия коммуникативного взаимодействия (И.А.Зимняя, Ю.Хабермас) обозначены такие аспекты, как диалогические отношения (М.М.Бахтин, Г.И.Рузавин), диалоговое обучение (Ш.А.Амонашвили), учебное сотрудничество (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова), игровое взаимодействие (О.С.Газман, С.А.Шмаков), управление педагогическим взаимодействием (И.А.Колесникова, Я.Л.Коломинский, Н.Е.Щуркова и другие). Проблемам формирования коммуникативной компетентности посвящены диссертационные исследования последних лет, где феномен «коммуникативные компетентности» рассматривался в соответствии со сторонами и функциями общения (Э.И.Аюпова, Г.М.Бушуева, Т.Н.Волкова, И.А. Гришанова, Е.Ю.Кононова, О.П.Кравчук, Е.В.Кравченко, Л.А.Кузнецова, Л.Я. Лозован, И.М.Михайлова, О.Н.Мостова, А.В.Хаустов, Е.В.Хвостова, и другие) [5].
Процесс формирования коммуникативности младшего школьника происходит в семье, в социуме, в образовательных организациях. Одним из процессов формирования коммуникативности младших школьников на уроках литературного чтения является использованием приёмов драматизации.
Лингвист Н. М.Хомский говорил, что коммуникативная компетентность — это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения [1].
Драматизация- это форма перевоплощения в художественный образ, основанная на представлении содержания в лице, предполагающая глубокое логическое и эмоциональное осознание произведений. Данный методический приём широко используется при изучении произведений литературы на уроках в младших классах, а также внеклассном чтении и внеклассной работе по литературе.
Приём - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
В зависимости от задач, методики проведения, степени активности и самостоятельности учителя и учеников исследователи - методисты выделяют несколько классификаций приёмов драматизации. Наиболее полно, на наш взгляд, этот вопрос разработан Л.Д. Мали, на её классификацию при разработке фрагментов уроков мы и будем опираться [4]:
чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;
чтение по ролям с устным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев;
постановка «живых картин» к произведению;
составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, характеров героев;
драматические импровизации;
развёрнутые драматические представления (инсценирование).
Приём драматизации по своей природе является комплексным, ориентированным как на зрелищную выразительность, так и выразительность звучания, в связи, с чем основными структурными элементами данного приёма являются следующие выразительные средства: мимика, интонация, жестикуляция . При использовании приёма драматизации на уроках чтения нужно иметь в виду, что он различаются по степени сложности, следовательно их нужно использовать постепенно, усложняя их с учётом возрастных особенностей учащихся и целей урока. Простейшие приёмы драматизации основаны на использовании одного-двух выразительных средств: чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию. Более сложные приёмы драматизации предполагают использование нескольких средств выразительности, к ним относятся все остальные.
Нами разработан комплекс занятий с использованием приёмов драматизации по разделу "Живи и твори" программы "Школа 2100".
Таким образом, можно сделать вывод: использование приёмов драматизации на уроках литературного чтения является одним из средств формирования коммуникативной компетентности у младших школьников.
Список источников и литературы.
Адамьянц, Т.З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека / Т.З.Адамьянц // Мир психологии. – 2008. - №1.
Адамьянц, Т.З. Коммуникативные навыки личности /.З.Адамьянц // Человек. – 2006. - №5.
Адамьянц, Т.З. Социальные коммуникации: учеб. пособие для вузов / Т.З. Адамьянц. – М.: Дрофа, 2009.
Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: автореф. дис. …канд. пед. наук / Е.М. Алифанова. – Волгоград, 2001.
Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. / Б.Г.Ананьев. – СПб.: Питер, 2001.