ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРОДУКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

Колесникова Е.Г. учитель начальных классов
МАОУ ООШ № 27 г. Томска

В условиях введения ФГОС нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их познавательные и творческие способности.
Использование групповых технологий способствует развитию у учащихся личностных возможностей. Групповая работа на уроках очень привлекает младших школьников. Особенность этой работы в том, что ученики непосредственно взаимодействуют друг с другом, и опосредованное участие педагога. Групповая работа обеспечивает условия для овладения такими сложными умениями как целеполагание, контроль, оценка. Ученик становится частичной группы.
При организации групповой работы следует выделить ряд этапов:
1 этап: во фронтальной работе научить детей сотрудничать друг с другом. Можно использовать следующие приемы:
- если ребенок затрудняется в ответе, он сам вызывает себе помощника;
- для оценки своего ответа ученик сам назначает себе « учителя»;
-вводятся приемы несловесного общения « согласен»,
« несогласен», использовать жесты, мимику, наклоны головы;
- используются игры, развивающие умение слушать ( например первый ученик называет свое слово, второй должен повторить это слово и назвать свое, третий – повторяет предыдущие слова и называет свое). Эти приемы можно использовать во время дискуссии.
2 этап: работа в составе малой группы ( 3-5 человек).
Цель: развивать положительное отношение к совместной деятельности. Использовать приемы кооперации людей для достижения лучшего результата. Большую помощь оказывают родители учащихся.
Правила групповой работы:
1.перед работой нужно договориться, кто, что будет делать;
2. не спорить зря, а доказывать, объяснять;
3. стараться понять друг друга;
Необходимо усложнение деятельности учащихся в группе по таким направлениям:
1.усложнение видов групповой работы;
2. повышение степени самостоятельности учащихся;
3. усложнение содержания учебного материала, обрабатываемого в группах.
Групповую работу делят на: парную работу, единую групповую ( учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп) и дифференцированную групповую ( у каждой группы свое задание, ног все они подчинены единой цели). Первые задания для работы нужно давать на хорошо отработанном учащимися материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом. Групповая работа наиболее эффективна тогда, когда материал соединяет уже известное школьникам с неизвестным. Это побуждает взаимодействовать друг с другом, обращаться за помощью, обсуждать свои догадки.
Использование на уроках групповой работы убедили в том, что:
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творчество;
исчезает безразличие, приобретается теплота между детьми;
дети начинают лучше понимать друг друга;
учащиеся наиболее точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
приобретают навыки, необходимые в жизни; умение строить свои отношения с другими людьми. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, активизируют мыслительную деятельность. У учащихся повышается уровень развития, обучения и воспитания.

Список литературы:

1. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома "Первое сентября".- 2010.- №4.- С.3-5
2. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников
/ Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы.- 2008. - №4.-С.67-116



15