«Проектная деятельность – один из вариантов формирования универсальных учебных действий младших школьников».


«Проектная деятельность – один из вариантов формирования ключевых компетентностей младших школьников».
Гуркина Светлана Анатольевна
Саратов
2014г.
Как воспитать ученика, который хочет и умеет учиться, который готов к самостоятельному принятию решения и ответственности за свой выбор? Эти непростые вопросы задают учителя, соотнося накопленный педагогической наукой опыт с новыми условиями жизни общества.
В начальных классах у школьника имеется не так уж много шансов проявить информативно-поисковую самостоятельность и вести целенаправленную поисково-исследовательскую деятельность. Эти шансы возрастают, если учитель использует метод проектной деятельности.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для них проблемы; метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы и технология сопровождения самостоятельной деятельности по разрешению проблемы.
Проектная деятельность предполагает несколько этапов:
- подготовительный этап, включающий в себя определение темы (проблемы), целей и содержания проекта;
-планирования проекта (анализ проблемы, выдвижение гипотез, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов, деление на группы, распределение работы между группами);
- выполнение проектного замысла (сбор информации, реализация идей проекта, оформительская работа);
- оценка результатов или рефлексия (оценка и самооценка качества проведённой работы);
При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования компетентности разрешения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимися собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности. Невозможно представить формирование ключевых компетентностей школьников отдельно друг от друга.
Возраст детей начальных классов определяет некоторые ограничения по организации проектной деятельности, но начинать вовлекать младших школьников в данный вид деятельности нужно с 1 класса.
Наблюдение и сравнение - интересный и наиболее доступный для первоклассников способ получения информации. Изучая тему «Разнообразие растений» на уроке окружающего мира в 1 классе было предложено задание: «Какие растения встречаются на нашем пришкольном участке».
Задание.
- Определи, какие растения встречаются в школьном дворе. Нарисуй.
- Определи видовой состав деревьев в школьном дворе. Сосчитай количество деревьев каждого вида.
- Попроси взрослых помочь заполнить таблицу результатов наблюдений.
№ Нарисуй Название дерева Количество деревьев
1 Тополь 2 берёза 3 рябина 4 Др. всего - Сделай вывод: _______________________________________________
«Людям, каких профессий, очень нужна наблюдательность?», «Что можно услышать в тишине?», «Кто чаще нарушает правила дорожного движения на ближайшем перекрёстке: пешеходы или водители автомобилей?» - подобного рода вопросы помогают в организации самостоятельных детских исследований. Они закладывают основу формулирования собственных выводов и суждений по поводу полученной в ходе наблюдения информации, т.е. способствуют формированию информационной и коммуникативной компетентностей.
Получение информации в процессе проведения экспериментов, опытов, исследований в ряде случаев может быть похоже на игру. В рамках предметной недели Здоровья в 1 классе был предложен эксперимент: «Кто живёт на наших ладошках?»
Задание.
- Рассмотри ладошки после игры с песком.
- Протри ладони влажной салфеткой. Что на ней осталось?
- Сполосни руки водой. Протри другой салфеткой. Что осталось на ней?
-Вымой руки с мылом. Протри новой салфеткой. Что на не осталось?
Ответ «ДА» +
№ задания Грязно Чисто
1 + 2 + 3 + 4 +
Сделай вывод:
- Как правильно надо мыть руки? _______________________________________
В ходе игрового экспериментального исследования, а именно в самостоятельном добывании и анализе информации, полученной на практике опытным путём, формируется вкус к интеллектуальной деятельности. Начинается формирование компетентности разрешения проблем, т.к.ученик видит проблему, формулирует её своими словами, приводит своё отношение к проблеме и, возможно, указывает на своё видение причин и последствий её существования.
В рамках проектной деятельности, начиная с 1 класса, в процессе познавательного общения на уроках и во внеурочной деятельности успешно используются такие формы делового общения, как интервью, опросы, анкетирование (для организации общения детей между собой, а также общения детей и взрослых). Освоение детьми форм делового общения в ролевых играх, диспутах, викторинах, конкурсах и т.д. формирует у них вкус к обмену познавательной информацией, способствует развитию умения слушать и слышать, т. е. формированию коммуникативной компетентности.
Урок математики в 1 классе по теме «Выполнение действия сложения и вычитания разными способами» . За день до урока дети провели анкетирование (с помощью родителей).
«Что используем для вычисления?»
Задание.
- Спроси своих друзей и выясни, чем они пользуются при сложении и вычитании в пределах 10?
Ответ «ДА» +
Ответ «НЕТ» –
Фамилия, имя Счётные
палочки Пальцы Линейка По памяти Всего
способов
Всего - Сделай вывод:
- Каким способом чаще всего пользуются твои друзья при вычислении в пределах 10?
- Предложи новый (свой) способ сложения и вычитания в пределах 10 (спроси у взрослых).
_____________________________________________________________
С возрастом расширяется количество источников, из которых учащиеся черпают информацию.
(В процессе чтения) Всё больше и больше ощущают потребность заглядывать в справочники, энциклопедии, словари, использовать научно-познавательную литературу, возможности Интернета.
(В процессе использования медиаресурсов) Во всех классах в системе используются подбор слайдов, учебные фильмы и мультимедийные программы.
(В процессе расширения образовательного пространства) В нашей гимназии осуществляется комплексная программа экскурсий в музеи города, выставочный центр «Радуга», включены лекции планетария и уроки – концерты филармонического оркестра. Сюда можно отнести экскурсионные поездки по городам России (Сочи, Санкт-Петербург, Волгоград, Казань).
В начальной школе чаще всего используют учебный проект или «псевдопроект», т.к. проектная деятельность – основа личностно-ориентированного обучения. Именно в такой деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умений формулировать и решать проблему, а также решать учебные задачи, возникшие в проектной деятельности.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких им областей. С большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Наиболее приемлемыми для 1 и 2 класса являются игровые и творческие проекты, т.к. они не обязывают участников следовать некой строго проработанной структуре совместной деятельности и представляют участникам проекта максимум свободы.
Я предлагаю несколько вариантов проектов из опыта работы учителей МОУ « СОШ «№31».
1 класс – проект «Весёлая Азбука» (учитель Гуркина С.А.)
Изучая звуки и знакомясь с буквами, ребята пришли к выводу, что могут придумать продолжение весёлых страниц, посвящённых букве.
Они сами распределили, кто на какую букву будет оформлять страницу. На классных собраниях представлялись проекты своих страниц, ребята зачитывали придуманные или найденные тексты, обсуждали оформление. Дети с удовольствием включились в работу, они постоянно советовали друг другу, как лучше оформить страничку, обсуждали, что понравилось больше, а главное, учились высказываться, отстаивать собственное мнение. Это был долгосрочный учебный проект, защита которого прошла в виде традиционного праздника «Спасибо тебе, Азбука».
1 класс –проект «Сочиняем чепуху» (учитель Галушкина С.Н. )
Одна из страничек Азбуки была посвящена весёлым стихотворениям. Дети предложили продолжить эту работу. Родилась целая книга.
Проекты рождаются, следуя заповеди «идти от детей»
В прошлом году в 1 «Б» классе (учитель Ляхова Ю.С.) остро встала необходимость решения проблемы «Дружба в классе нужна?». Так родилась идея проекта. Обсудив необходимость решения этой проблемы, класс разделился на группы. Каждая группа выбрала себе тему:
1.Пословицы и поговорки о дружбе.
2. Происхождение слова «дружба» и слово «дружба» в других языках.
3. Примеры дружбы у литературных героев.
Каждая группа приготовила сценки, которые были представлены на празднике для детей и родителей. Вернисаж газет и тот материал, который был представлен группами, дали возможность составить «Правила дружбы в классе».
2 класс - Праздник «Яблочный денёк» (учитель Гуркина С.А.)
Активное участие приняли все учащиеся, готовясь к празднику «Яблочный денёк». Огромное количество материала было собрано и обработано: оформлена газета, посвященная сортам яблок, собраны рецепты полезных блюд и рецепты народной медицины с использованием яблок, представлены инсценировки отрывков сказок, где встречаются яблоки, подготовлены викторины, частушки, конкурсы с яблоками и даже поставлен кукольный спектакль по сказке, написанной детьми. Теперь «Яблочный денёк» стал традиционным осенним праздником для учащихся начальной школы.
Активное участие ребят в разработке общественно-значимых проектов даёт им возможность осваивать новые способы действий в социокультурной среде. Проекты «Письмо солдату», «Поклонимся великим тем годам», «Моя семья», «Чистые улицы моего города» являются эффективным средством воспитания и самовоспитания.
Через проектную деятельность ребята пополняют знания о стране, её традициях и истории.
2 класс– проект «Родники Саратовской области» (учитель Емелина Л.А.)
Во время изучения темы «Подземные воды» возникла проблема охраны родников. Ребятам предложили для изучения материал о родниках Саратовской области. Работая с дополнительной информацией (учебный фильм, дополнительная литература и т.д.) дети сами выделили 4 родника: Малиновый, Белый ключ, Вязовский, Татарский). Они разделились на группы, чтобы больше узнать о каком-то1 роднике. Защитой проекта стало создание макетов родников и плакатов в их защиту и сохранение.
В 4 классе защиты проектов прошли по теме: «Заповедники России» (учитель Перепросова В.К.)
Представление проекта – волнующее событие. Необходимо представить подготовленный материал так, чтобы заинтересовать слушателей. Перед выступлением важно преодолеть волнение. Ребята сами готовят необходимый сопроводительный материал, макеты, презентации. Публичное выступление проходит в нескольких классах. Увлекательные презентации с большим интересом слушают дети. После выступления разворачивается дискуссия. Слушатели задают вопросы о целях проекта, об источниках информации, которыми пользовались авторы проекта.
Темы проектов могут быть связаны с формированием у младших школьников здорового образа жизни и правильного отношения к своему здоровью.
4 класс – проект «Познай себя сам» (учитель Гуркина С А.)
Дети пришли к выводу, что при изучении большой темы «Человек» должны знать о себе гораздо больше. Разделившись на группы, выбрали себе тему, работали с дополнительной литературой, обсуждали найденный материал, отбирали самый интересный и важный по их мнению. Защита группового проекта проходила в виде «Заседания учёного совета». В итоге все презентации были оформлены в альбом «Познай себя сам».
В школе стало традицией проводить предметные недели. Каждая тематическая неделя начинается с общей линейки, на которой подводятся итоги предыдущей недели и объявляется план работы следующей недели. Я считаю, что такую форму работы можно назвать «Проекты в проекте». Сюда включаются учебные проекты по темам недели, классные и школьные олимпиады, внеклассные мероприятия, конкурсы и викторины по материалам тематических газет и многое другое. В этом учебном году мы провели их 6: «Неделя здоровья», «Неделя изобразительного искусства», «Неделя трудового обучения и профориентации», «Неделе окружающего мира», «Неделя математики». Началась: «Неделя русского языка», планируется «Неделя литературного чтения», «Неделя физического воспитания», «Неделя музыки».
Проектная деятельность, применяемая в начальной школе, позволяет обучающимся научиться планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, реализуя цели и задачи, предложенные учителем, приобретая необходимые умения и осваивая аспекты компетентностей, которые позволяют ему быть успешным при осуществлении реальных проектов в основной и старшей школе.
При проведении оценки проектной деятельности предоставляется исключительная возможность оценки уровня сформированности компетентности разрешения проблем, информационной и коммуникативной компетентностей по целому ряду оснований – тех способов деятельности, владение которыми демонстрирует ученик.
В этом контексте важно учитывать, что опыт самостоятельных суждений, решений, действий приходит не вдруг. На приобретение такого опыта уходят годы. Если годы обучения в начальной школе не станут временем формирования самостоятельной, думающей личности, готовой не только к принятию решений, но и к практической их реализации, то такая личность может уже и не состояться.