Пространство урока как возможность формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Пространство урока как возможность формирования
коммуникативных универсальных учебных действий

ФГОС определили новые требования к результатам обучения школьников. Сегодня учитель должен дать ученику не только предметные знания, но сформировать у школьников универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспЕчение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Согласно ФГОС целями изучения русского языка являются:
1. Воспитание уважения к родному языку.
2. Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию, овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
Выделяют 4 вида универсальных учебных действий:
1.Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2.Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
3. Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
На уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Так как каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.
Общая характеристика русского языка как школьного предмета
Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что он помимо того, что является предметом обучения, является еще и средством изучения всех остальных школьных предметов. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения учащегося по другим школьным предметам и играют немаловажную роль в построении продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.
Формирование коммуникативных УУД:
Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Ожидаемые предметные результаты освоения курса русского языка: овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.  
Общая характеристика литературы как школьного предмета
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Литература – как базовая учебная дисциплина, формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение русского языка и литературы как учебных предметов - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры
Прежде чем приступить к обзору способов формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы, я хотела бы немного остановиться на результатах исследований Бунеева Р.Н., 2002, Илюшина Л.С., 2006, Торшилова Е.М., 2001, Степанов П.В., 2006, Ефремов К., 2007, Собкин В.С., 2006 и др. об особенностях современных школьников. Вот основные идеи их исследования:
Важным качеством современных детей стоит назвать более сильное ощущение своего «Я» в мире. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Соответственно, происходит отделение ребёнка от коллектива, от семьи, подчас рушатся моральные нормы,  устои.
В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В связи с этим, учащиеся с трудом могут разобраться в теме и основной идее текста, воспринимают художественное произведение поверхностно, не видят подтекста и глубинного смысла.
Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации. Произведения художественной литературы остаются в их сознании вне автора и времени создания повести или романа, а вместе с этим отходит на задний план хронологический аспект анализа. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании школьников. Учащиеся «учат» только те предметы, которые нужны им для дальнейшей жизни.
По степени популярности занятия сегодняшних подростков в свободное время, например, в выходные дни, располагаются в следующей последовательности: просмотр телепередач, слушание музыки, игра на компьютере, разговоры с друзьями по телефону, просмотр видеокассет, чтение. Отсюда следует, что на уроки литературы, где заранее нужно прочитать текст, они приходят неподготовленными, что затормаживает образовательный процесс.
Многие подростки проявляют неверие в традиционные ценности, считают, что традиционные моральные нормы и ценности относительны, не обязательно их все соблюдать.
Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Учащиеся хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий.
Необходимо учитывать эти особенности современных школьников.
Формирование всего комплекса УУД на уроках русского языка и литературы происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.).

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Речь и речевое общение.
Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.
2. Речевая деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.
3. Текст.
Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.
4. Функциональные разновидности языка.
Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:
умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
 извлечь нужную информацию (полно или частично),
 проникнуть в смысл высказывания слушание;
навыков изучающего чтения;
 умений ведения диалога и построения монологического высказывания говорение;
умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания:
собирать и систематизировать материал,
 составлять план, пользоваться различными типами речи,
строить высказывание в определенном стиле,
 отбирать языковые средства,
совершенствовать высказывание письмо, говорение.
Анализ текста.
эмоция «включает» интерес, который «запускает» любознательность. Значит, важен этап организации мотивации .
интерес включает внимание, которое формирует готовность к восприятию. Здесь необходим этап целеполагания.
формулируется цель. Методически целесообраза регулярно организуемая вопросно-ответная беседа.
Репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно-критических статей, мемуарных и эпистолярных материалов.
II. Продуктивные высказывания:
1. Научные, литературоведческие: развернутый устный ответ, сообщение, доклад.
2. Литературно-критические: литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, «слово о писателе» и др.
3. Искусствоведческие: рассказ или доклад о произведении искусства (картине, скульптуре, архитектурной постройке), речь экскурсовода, режиссерский комментарий и т.д.
4. Публицистические: речь о герое произведения, ораторское выступление, репортаж и т.д.
5. Художественно-творческие: а) литературно-художественные стихи, рассказы, очерки, пьесы и т.д., самостоятельно сочиняемые школьниками; б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и др.
И каждый учитель - предметник работает над повышением познавательной мотивации учащихся. Учебная деятельность будет обеспечивать развитие познавательной мотивации современных учащихся при условии ее реализации на основе:
- сочетания личностно-ориентированного и деятельностного подходов;
- расширения поискового поля средств развития познавательной мотивации и определения организационно-педагогических условий во взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности;
- предоставления учащимся возможности множественного выбора, проявления самостоятельности, творчества, самореализации с выходом на конкретный результат деятельности;
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий должно присутствовать на всех школьных уроках как необходимое условие для социализации учащихся.

15