Статья на тему: ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


УДК:373.3
Педагогика
кандидат педагогических наук, Гаврилина Ольга Викторовна
Институт педагогического образования и менеджмента Республиканского высшего учебного заведения «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Статья посвящена отдельным вопросам введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) в начальную школу общеобразовательных учреждений на примере изучения математики. Рассматриваются основные виды универсальных учебных действий и пути их формирования с учётом возрастных особенностей учащихся младших классов.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, системно-деятельностный подход, умение учиться; личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Annatation.. Paper deals with certain matters of administration of the Federal state educational standards (GEF) in primary school educational institutions on the example of the study of mathematics. The main types of universal educational activities and ways of their formation, taking into account the age characteristics of students in lower grades.
Key words: universal educational actions, system-activity approach, the ability to learn; personality, regulatory, cognitive, communicative universal learning activities.
Введение.Вхождение полуострова Крым в состав Российской Федерации реализованное конституционным законом «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Федеральным закономо принятии в Российскую Федерацию Республики Крым [ REF _Ref404604099 \r \h 2], является величайшимсобытием нашего времени,имеетисключительноважное значениедля страны и народа, открывает новую страницув истории государства, знаменуетначало новой эпохи в жизни России.
Вхождение Крыма в состав Российской Федерации предполагает переориентацию интересовобщества на новый путь развития, что неизбежно влечёт за собой существенные изменения в области экономики, науки, культуры, системы образования и здравоохранения.
Формулировка цели статьи.Рассматривая изменение структуры общего образовательного пространства в Крыму, центральными становятся вопросы, связанные с проблемой адаптации ранее действующей системы общего образования к новым стандартам Российской Федерации.Потребность в совершенствованиишкольного образования осознается обществом как актуальный вопрос особенно тогда,когда возникает кардинальное несоответствие между новыми требованиями к результатам образования и реальными результатами образовательной программы.
Изложение основного материала статьи.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросувведения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в школах Республики Крым позволяетвыделитьнекоторыетребованиясегодняшнего времени, обуславливающие существенные изменения в области образования,своевременностьобновленияначального общего образования наэтапе развития общества вРоссийской Федерации.
Главная цель современного информационного общества – формирование и всестороннееразвитиеличности, овладение ею систематизированныминаучными знаниями, умениями и навыками, чтобыв результате человек осознал необходимость в обучении и потребность в самообразовании, обладал умениями самостоятельно ставить цели, принимать обоснованные решения и нести за них ответственность, самосовершенствоваться на протяжении всей своей жизни и деятельности.
Проблема самостоятельного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, а также формирования желания и умения учиться, сегодня приобретает качественно новые черты и способствует освоению универсальных учебных действий в соответствии с классификацией, предложенной А. Г. Асмоловым [REF _Ref403250070 \r \h1]. В связи с этим «планируемые результаты» Стандартов второго поколенияФГОС определяют не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные результаты[ REF _Ref403249580 \r \h 3, с. 5].
Формированию универсальных учебных действий на уроках математики в младшей школе мы уделяем первоочерёдное внимание.
Начальное образование является фундаментом для формирования учебной деятельности ребенка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, способность к эффективному сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками во время урока, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми [ REF _Ref403250070 \r \h 1, с. 47].
Универсальные учебные действияоткрывают перед всеми участниками учебного процессановые горизонты, которые позволяют самостоятельно получать иусваивать новые знания, умения и компетентности на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД рассматриваем как комплекс способов действий исвязанные с ними навыки учебной работы, которые обеспечиваютсамостоятельное усвоение новых знаний и умений, включая планирование и организацию учебного процесса. Рассмотрим основные блоки формирования универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты):
Личностные универсальные учебныедействия позволяют сделать обучение осознанным, увязывая их с действительнымижизненными условиями. Направлены на понимание своих главных жизненных ценностей. Это даёт возможность сориентироватьнравственные представления, найти свою активную жизненную позицию в отношении своего будущего.
Регулятивныеуниверсальные учебныедействия дают возможность управлятьпознавательной и учебной деятельностью благодаря постановки целей, планирования, контроля и корректировки действий партнёра и своих собственных, самооценки успешности их выполнения.
Познавательныеуниверсальные учебныедействия включают общеучебные и логические действия, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативныеуниверсальные учебныедействия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя [ REF _Ref403250195 \r \h 4, с. 1].
Проиллюстрируемвиды заданий для учащихся начальной школы (1 - 2 кл.), выполнение которых, на наш взгляд, поможет в формировании УУД.
Для формирования личностных УУД можно предложить следующие виды заданий:
1) Участие в проектах.Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов: «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Математика вокруг нас. Цветники: форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Дети делают альбом «Цветники: форма, размер. Узоры и орнаменты» с фотографиями, рисунками цветников своего города.
2) Творческие задания.Составить задачу по рисунку. Понимать информацию в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица), осуществлять её перевод из одной формы в другую. Посредством подобных заданий у ребенка происходит развитие речи, мышления и воображения, что неразрывно связано с формированием его личностных качеств.
3) Подведение итогов урока.Учащиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия. У детей формируется самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.
Роль математики как важнейшего средства коммуникации в формировании речевых умений неразрывно связана и с личностными результатами, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления. С этой точки зрения все без исключения задания учебника ориентированы на достижение личностных результатов, так как они предлагают не только найти решение, но и обосновать его, основываясь только на фактах. Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
Задания, направленные на формирование регулятивных УУД:
1) Преднамеренные ошибки.Выпишите примеры, в решении которых допущена ошибка. Решите их правильно.
7 + 3 – 2 = 8 6 – 4 + 7 = 10 8 – 7 + 6 = 8 1 + 8 – 6 = 3
2) Сравнение.Рассмотрите рисунок. О чем можно сказать: Столько же? Больше? Меньше?В процессе выполнения подобных заданий формируется умение составлять план и последовательность действий при определении разницы количества предметов, адекватно использовать речь для регуляции своих действий.
3) Решение текстовых задач.При работе с задачей формируется умение составлять план и последовательность действий, а также вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
4) Проблемные ситуации.Например, при изучении темы «Вычитание из числа 10» в начале урока формулируется вопрос «Как из числа 10 вычесть однозначное число?» У обучающихся формируется умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.
В значительную часть уроков математики включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем выбрать цель деятельности (сформулировать основную проблему (вопрос урока). Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его.
Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:
1) Моделирование.Школьники учатся создавать модели и схемы для решения задач. Например, «Догадайся, как можно раскрасить 5 листочков в 2 цвета, желтый и зеленый, так, чтобы желтых листочков было на 3 меньше, чем зеленых. Сделай схематический рисунок и выполни задание».
2) На что похоже?В результате выполнения подобных заданий у детей формируется умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета: обнаружение моделей геометрических фигур в окружающем.
3) Поиск лишнего.Задание: не вычисляя, найдите лишний пример.
10 – 2 8 – 2 6 – 2 3 + 2
5 – 2 4 – 2 3 – 2 2 – 2
Формируется умение осуществлять классификацию.
4) Задание.Решите «цепочки» примеров:
24 : ( 3 · 8) – ( 7 · 0) · 1+ 8 : 1= ?
27 : 3 + 2 · (12 : 6 – 20 : 10)= ?
В процессе выполнения заданий у обучающихся формируется умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия. Оно осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы, но для математики это действие представляется наиболее важным, так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий. Так, например, большое количество математических задач может быть понято и решено младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели. Поэтому задания учебника первого класса знакомят обучающихся с общепринятыми в математике моделями и учат детей самостоятельному созданию и применению моделей при решении предметных задач.
Для формирования коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:
1) Работа в парах, в группах.Работая в парах, группах, обучающиеся учатся сотрудничеству.
2) Постановка вопросов к задаче.Поставьте вопрос и решите задачу.
Например: Лена нарисовала 3 рисунка, а Таня – на 2 больше. Формируются умения: задавать вопросы по учебному материалу и отвечать на них, слушать собеседника, определять общую цель и пути ее достижения, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль[ REF _Ref403250558 \r \h 4].
В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
К первому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ».
Ко второму направлению формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)
Основой развития коммуникативных умений в курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).
Выводы.Подводя итог, можно утверждать, что способность учащихся самостоятельно успешно осваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД, как обобщенные действия, открывают возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности.Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
– познавательные и учебные мотивы;
– учебную цель;
– учебную задачу;
– учебные действия и операции.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Литература:
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 г.). –Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/531718/Саранцына О. П., Щербулова Н. В., Портнова О. Н., Калинкина С. Г.Формирование УУД на уроках математики. III педагогический марафон «Новой школе – Новое качество». Часть 2 – Петропавловск-Камчатский, 2012. – 42 с.Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий //kbr-my-school2.ucoz.ru/
Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.