Организация внеурочной деятельности в период каникул,как ресурс формирования личностных ,универсальных учебных действий.


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРИОД КАНИКУЛ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
АбдулгазизоваИльвиза Даниловна, учитель начальных классов
МКОУ «Карагалинская СОШ»
Сегодня образ будущего образования, создаваемый стандартом, выглядит как совокупность результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностные, метапредметные и предметные.
Планируемые результаты представлены в двух формах, условно названных обобщенной и технологической. Каждая из этих форм соответствует одному из уровней: нормативному или инструктивно-методическому.
Обобщенная форма служит ориентиром при разработке образовательных программ при создании учебно-методической литературы или при разработке материалов контроля.
Технологическая форма планируемых результатов соответствует инструктивно-методическому уровню их представления. С ее помощью, возможно, представить итоговые планируемые результаты в виде цепочки тематических планируемых результатов, отражающих не только логику развертывания учебного материала курса, но и логику формирования учебных действий.
В содержании планируемых результатов отражены ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального общего образования, сформулированных в требованиях стандарта:
—формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
—воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
—индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Иными словами, система планируемых результатов (или, собственно, ожидаемые учебные достижения учащихся) призвана дать представление о том, какими именно универсальными учебными действиями (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными), преломленными через специфику содержания предмета (систему опорных знаний), овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.Известно, что формирование любых личностных новообразований - умений, способностей, личностных качеств (в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом), возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
Контроль.
Личностные результаты в ФГОС НОО впервые предъявлены как становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
В рамках деятельностного компонента требований к сформированностигражданской идентичности учащегося начальной школы актуальной является работа учителя по созданию учебных ситуаций, где выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников является инструментом воспитания духовно – нравственной культуры. К особенности и условиям нравственного развития младших школьников следует отнести психологическую природу воспитательного процесса. Воспитание по определению: планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного роста организма. В соответствии с изменением образовательной парадигмы, с академической на экологическую, и принятие принципа индивидуализации образовательного процесса признаётся субъектность учащихся и главенство субъект – субъектных отношений в процессе образования.
Растущий человек не пассивен в решении объективных задач, а в той или иной степени творит свою жизнь, ибо сам ставит перед собой те или иные цели. Следовательно, учащегося можно рассматривать как субъекта собственного развития. Развитие личности происходит в процессе жизнедеятельности, которая задается конкретными общественными условиями. Жизнедеятельность учащихся во многом определяется теми институтами воспитания, теми коллективами и группами, членами которых они являются, теми ситуациями, в которые он попадает, теми продуктами индивидуальной деятельности, которые он выполняет.Нравственность (нем. Sittlichkeit) — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
Ребенок, поступая в школу, вступает в определенные отношения с людьми, учебное сотрудничество: учителями, учащимися. Он вынужден считаться с другими, учитывать их интересы. Однако он будет ориентироваться на указанное требование только тогда, когда это требование будет принято им как значимое. Личное принятие ориентировочной основы выполняемых действий составляет специфическую особенность усвоения морального опыта. Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте идет процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично переживают радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. Задача педагога – создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретает характер привычки. На следующем мотивационном уровне у ребенка возникает потребность совершать нравственные поступки. Таким образом, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.
Для становления индивида субъектом социальной жизнедеятельности необходимо создать модель процесса активного включения его в систему социальных связей для усвоения системы духовно - нравственных отношений. Учебное сотрудничество предполагает взаимодействие и возникающее в его процессе общение в рамках адекватного коммуникативного поведения. Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, вежливость, дружелюбие, учтивость, уважительное отношение к людям.Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённой ситуации нормам и является эффективным. Коммуникативные универсальные учебные действия как условие успешности в учебной деятельности носят метапредметный характер планируемых результатов.
Многолетний опыт работы показал, что формирование надпредметных умений на уроках по разным учебным предметам недостаточно эффективно.
Курс «Я и Мир», целью которого является создание теоретического фундамента для формирования предпосылок гражданской идентичности, как личностных универсальных учебных действий и умения учиться в целом состоит из следующих четырёх параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
Организационно-рефлексивная: формирование типов учебных действий, включая способности регуляции поведения в учебной деятельности - умения учиться, как процесса саморазвития.
Коммуникативная: формирование норм поведения, норм общения, коммуникативного взаимодействия и т.д.
Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, приёмы продуктивной деятельности и т.д.
Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д.
Программа «Я и Мир» направлена на формирование у ребенка определенного отношения к окружающему миру и к самому себе. Достижению цели способствует постановка задач к каждому из четырёх блоков программы:
1 блок. «Учусь общаться».Задачей которого, является развитие коммуникативных умений, качеств обучающихся.
2 блок. «Я среди людей». Задача: формирование понимания значимости взаимоотношений, необходимости взаимодействия с другими людьми.
3 блок. «Учусь понимать себя». Задача: воспитание потребности в самопознании и самореализации.
4 блок. «Учусь понимать других» Задача: развитие умения понимать и принимать других для выстраивания конструктивной линии поведения.
Содержание программы обеспечивает упорядоченность и целостность развивающейдеятельности внутри развивающей среды. Основу воспитательного процесса составляет деятельность, направленная на становление у детей нравственных ценностей.
Формы и методы воспитательного действия, влияющие на развитие нравственных ценностей, связывают все элементы системы в единое целое. Наряду с традиционными формами и методами работы в программу включены новые для начальной школы формы и методы воспитательного воздействия: тренинги личностного роста, деловые, ролевые и коммуникативные игры, практикумы – игровое моделирование, нравственные ситуации, учебные ситуации и т.д.
Процессуальные цели и задачи неразрывно связаны с результативными, так как они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижение желаемого результата, определяют ступени роста личности. Так, в первом блоке содержание деятельности предполагает обучение умению общаться, во-втором – осмысление ребенком себя и обретение уверенности в своей значимости, в третьем – понимание необходимости принимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему, в четвёртом – осмысление себя как частицы общества.
Учебный план курса предполагает выделение на его изучение 278 часов в рамках внеурочной деятельности.Основное преимущество организации внеурочной деятельности заключается в создании условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательном учреждении в течение дня, содержательном единстве учебного, воспитательного и развивающего процессов в рамках основной образовательной программы образовательного учреждения.Содержание внеурочной деятельности направлено на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Для организации внеурочной деятельности в период каникул могут использоваться возможности тематических лагерных смен, летних школ.
В этом году ребята моего класса в рамках внеурочной деятельности в период осенних каникул на базе школы занимались по программе надпредметного курса «Я и Мир», целью которой является создание единой воспитательной среды в процессе формирования у младших школьников нравственных ценностей и потребности в саморазвитии и самоактуализации. Нами был адаптирован 1 блок программы «Учусь общаться» под условия тематической лагерной смены. Так как мы находимся в сельской местности, и следующие каникулы ребята тоже будут посещать пришкольный лагерь, работа по программе курса «Я и Мир» будет продолжена. Предлагаем вам модель блока, который мы адаптировали под тематику лагерной смены.
Программа блока «Учусь общаться».
Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного общения. Общение – один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Он определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.).Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, вежливость, дружелюбие, учтивость, уважительное отношение к людям. В рамках урочной деятельности, по различным предметным областям много внимания уделяется объяснению норм этикета общения и недостаточно по отработке их применения детьми в практике при решении жизненных задач.
Основным содержанием блока программы является деятельность отличная от урочной, для решения учебно – практических задач,с целью формирования адекватного коммуникативного поведения младших школьников.
Задачами курса «Учусь общаться» являются следующие:
повышение уровня культуры речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;
формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, когда, зачем говоришь);
освоение речевых норм осуществлять в единстве с изучением общих правил культурного поведения, формирующий опыт нравственного поведения.
В содержание деятельности по этому направлению входит обучение умению общаться в коллективе: отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений;обретение коммуникативных универсальных учебных действий в процессе продуктивной деятельности. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности речи, закрепление правил общения.
Результаты реализации программы включают в себя:
Личностные универсальные учебные действия как знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Ученик получит возможность для формирования:морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требования.
Регулятивные универсальные учебные действия как:
ученик научится:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия как:
Ученик научится:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия как:
ученик научится:адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Программа рассчитана на 21 час (по количеству дней лагерной смены)для детей 7-9 лет. Продолжительность занятия 45 минут (может быть дольше, зависит от погружения детей в тему).
Тематическое планирование блока «Учусь общаться».
Тема № 1. Знакомство (1 час). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Игровой тренинг «Здравствуй, это я».
Тема № 2. «Правила общения в нашем коллективе». (2 часа). История появления правил поведения. Необходимость соблюдения правил поведения в обществе. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Клички. Мимика, тон. Деловая игра «Правила общения в нашем коллективе».
Тема № 3. Поведение в общественных местах (6 часов). Общественный транспорт. Театр. Библиотека. Кафе (учреждение общественного питания). Правила проезда, приобретения билета в театр, поведения в театре и других общественных местах. Общение в кафе. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр».
Тема № 4. Волшебные слова (3 часа). Вежливость. Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности. Слова-паразиты. Шутки обидные и безобидные. Тест на вежливость (проверим себя).
Тема № 5. Как построить диалог (1 час). Обращение к знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Беседа. Как начать беседу и направлять её. Вежливая просьба. Ролевая игра «Вежливый слон».
Тема № 6. Как научиться слушать собеседника (1 час). Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
Тема № 7. Игровое моделирование «Интервью для газеты» (3 часа). Как взять интервью у сказочного героя? Публикация интервью.
Тема № 8. Поведение в коллективе (1 час). Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.
Тема № 9. Мимика и жесты в устной речи (1 час). Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».
Тема № 10. Игровое моделирование «Мой день рождения». (3часа). Проект «Моя открытка». Пожелания Составление поздравлений. Пожелания друзьям. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность. Ролевая игра «Приходите на мой день рождения». Правила этикета в гостях.
Тема № Итоговое занятие (1 час). Турнир знатоков этикета.
В рамках внеурочной деятельности отводится важная роль организации каникулярного отдыха детей младшего школьного возраста. Ведь именно каникулы – особое ценное и деятельное пространство образования, принципиально важное для саморазвития детей. Для ребёнка главное: расти, набираться опыта, приобрести новые интересы, расширить круг знакомых и взрослеть, самостоятельно осваивая мир. Для педагогического коллектива нашей школы каникулы это, прежде всего, возможность формирования непрерывного единого образовательно-воспитательного пространства, это создание благоприятных условий для заполнения свободного времени ребят интересной, разнообразной, привлекательной для них деятельностью отличной от урочной. Именно каникулы более всего отвечают потребностям ребёнка в свободе выборе интересной для него деятельности и свободном развитии интересов. В пространстве каникул развёртывается неформальное учебное сотрудничество, сотворчество и межличностное общение детей и взрослых.
Список литературы.
Богуславская Н.Е., Купина Н.А.. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. – Флинта: Наука. 2007г.
Данкова Р.Е. Вежливые дети. Стихи и рассказы о правильном и неправильном поведении.- Оникс 21 век. 2008г.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва: «Школьная Пресса». 2002г.
Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости для детей. Учимся играючи.- Рипол Классик Дом XXI век. 2008г.