Тематическая беседа АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ


Тема: АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ
(тематическая беседа)
Цель: повторение и обобщение основных правил дорожной безопасности.
Задачи: 
формирование твердых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;
развивать у детей способность быстро оценивать уличную обстановку и ориентироваться в ней;
воспитывать грамотных участников дорожного движения; привлечение к систематическому изучению и выполнению правил дорожного движения.
                                                   Ход занятия.
1. Постановка проблемы.
   - Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь по удобней. Я предлагаю вам потереть ладошки (показывает). Потерли, теперь приложите их к своим щечкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь.
   - Наше занятие называется «Азбука безопасности». Азбука… Это слово вы все хорошо знаете. Все буквы русского языка вместе – это и есть азбука. Почему с этого слова начинается грамотный человек? Да потому, что без знания букв не прочтешь ни одного слова. Буквы – это основа чтения. И мы с вами будем учиться не просто словам, а правилам. И не просто правилам, а правилам безопасности.
   - А что же такое безопасность? (ответы детей)
  - Это значит оберегать себя от какой-либо опасности, быть осторожным, внимательным, строго выполнять установленные правила, то есть беречь себя от опасности.
По улице, по городу
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правил ты,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеет правила
Шофер и пешеход.
   - Сегодня мы будем вспоминать правила безопасного движения на дорогах и улицах. Вы уже хорошо усвоили главные правила поведения на улицах и дорогах и, наверное, не нарушаете их. Но иногда все-таки вы замечаете, как другие нарушают правила. Что происходит в таких случаях? (ответы детей)
   - Бесспорно, правила уличного движения, законы улиц надо уважать и беспрекословно выполнять. Но ведь светофоры есть не всюду, например, в нашем селе их нет. Как же быть в таких случаях? (ответы детей)
   - Знание ПДД необходимо и взрослым, и детям. Не только знание, но  соблюдение их. Соблюдение любых правил необходимо, а уж на дороге – просто обязательно: не зная, как и где перейти улицу, вы можете попасть в беду. Ведь недисциплинированные пешеходы создают на улицах и дорогах опасную обстановку, нередко являясь виновниками несчастий.
   Однажды произошел такой случай. Один ученик стал перебегать дорогу. Было это зимой, когда дорога была покрыта тонким слоем льда. Когда водитель заметил перед машиной пешехода, он резко нажал на тормоза. Машина стала вращаться как волчок, ее понесло в сторону и бросило на тротуар, Рядом находился газетный киоск, около которого стояли люди. Автомобиль нанес им тяжелые травмы. Недисциплинированный ученик сам не пострадал, но принес несчастья другим.
   - В чрезвычайно динамичной транспортной среде, где ситуации меняются быстро, почти мгновенно, требуется особое умение смотреть, замечать и делать выводы.
 И 1 правило, которое нужно усвоить:
если нельзя заранее увидеть, надо уметь предвидеть!
Пример. 10-летняя Валя, возвращаясь, домой из школы, выскочила на проезжую часть улицы позади автобуса. Из-за него она не могла видеть ехавшую наперерез машину. К счастью, девочка осталась жива, но у нее были сильные ушибы, сотрясение мозга.
   - Почти две трети несчастных случаев, происходящих с детьми на улице, - результат попытки пересечь ее впереди или позади стоящих машин, либо  «вынырнув» из-за других предметов, мешающих увидеть опасность: кустов, деревьев, заборов, стен домов, приближающихся и удаляющихся машин, а также из-за групп пешеходов.
Поэтому нужно быть осторожным, с опаской относиться к любому предмету, скрывающему проезжую часть улицы.
Помните, что приближающая машина может скрывать другую, двигающуюся в том же направлении, а из-за удаляющейся не видно той, которая едет навстречу.
2 правило: быть внимательным и наблюдательным на дорогах.
   - Часто случается так: вы можете увидеть опасность – ничто этому не мешает. И, тем не менее, не видите ее.
Пример. 11-летний Сережа направлялся в школу. На другой стороне улицы он увидел своего друга и бросился к нему через дорогу. И попал под машину, которую не заметил.
   - Случай этот типичен для детей. Подчиненный одному желанию, вы забываете об осторожности. Все внимание Сережи было сосредоточено на его друге, к которому он стремился, и не заметил явную опасность – идущего наперерез транспорта.
Пример. Группа шестиклассников переходили дорогу. Несколько ребят отстали. Когда их стали звать, они бросились  вдогонку за остальными. Мальчик, бежавший последним, был сбит машиной.
   - Почему последнему не везет чаще, чем первым? (ответы детей)
   - Правильно, первые больше следят за дорогой и, увидев опасность, успевают благополучно достичь противоположной стороны улицы. Последний,  доверяя впереди идущим, догоняя их, плохо наблюдает за тем, что делается на дороге.
   - Надо приучать себя замечать опасность, чтобы вас не отвлекло.
3 правило: внимательно осматривайте улицу перед тем, как выйти на проезжую часть.
Пример. 11-летний Миша уже минут 10 шел по одной из таких улиц. За это время по ней не проехала ни одна машина, и мальчик потерял бдительность. Он стал наискосок пересекать дорогу, не оглянувшись назад. А как раз в это время сзади быстро и бесшумно приблизилось такси. Результат – тяжелые травмы, инвалидность.
Пример. Трое ребят, оживленно беседуя, шли тихой, пустынной улицей. Внезапно один из мальчиков, 10- летний Алеша, не оглянувшись, сошел с тротуара – буквально под колёса машины..   - Что общего в этих случаях?
   - Потеря бдительности из-за обманчивого ощущения безопасности, которое возникает на пустынной улице. Поэтому необходимо приучать себя внимательно осматривать улицу перед тем, как выйти на проезжую часть всегда, независимо оттого, есть на ней машины или нет.
4 правило: уметь наблюдать за дорогой и транспортом, лучше видеть и оценить дорожную обстановку.
Пример. Первоклассник Павлуша возвращался из школы. Пошел через дорогу, но вначале  посмотрел как учили, налево – увидел машину. Но подумал, что она еще далеко, стал переходить улицу, на машину больше не смотрел и ударился о ее переднее колесо; шофер вовремя затормозил. Как оказалось, Павлуша не умел определять, далеко машина или близко.
 Вывод: если машина по расстоянию далеко, но едет быстро, значит она близко.
5 правило: приучайте себя не надеяться только на боковое зрение, а обязательно поворачивать голову, осматривая дорогу перед тем, как на ее ступить.
Это требование касается всех детей, особенно оно важно для тех, у кого плохое зрение.
   - Большинство несчастных случаев происходит, когда дети спешат. Это и понятно. Они волнуются, мысли их заняты лишь тем, как бы не опоздать. В таком состоянии тормозные реакции быстро ослабевают, правила дорожного движения забываются. Если к тому же нет прочных навыков поведения на улице, вероятность несчастного случая велика. Поэтому из дома в школу или еще  куда-нибудь, вы должны выходить заблаговременно.
Полезно вырабатывать привычку изменять ритм движения.
6 правило: на проезжей части идти чуть медленнее, на тротуаре – снова ускорять шаг.
   - Можно ли сделать так, чтобы не было на дорогах разных  происшествий или хотя меньше? (ответы детей)
3.Итог.
   - В движении по дороге всегда участвуют трое: Человек, Машина, Дорога. От человека требуется внимательность, дисциплина и умение, и если человек хорошо знает язык дороги, если он выполняет ее советы, просьбы и приказы – дорога всегда будет для него надежной и безопасной.  
На улицах наших движенье так сложно,
Везде всевозможных так много машин!
Но ты не теряйся, не бойся дороги,
А смело по улицам этим иди!