Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»


Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»
Выступление подготовили Ольга Алексеевна Иванова, учитель удмуртского языка и литературы, заместитель директора по УР; Ангелина Алексеевна Байсарова, учитель удмуртского языка и литературы, руководитель школьного музея.

Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
 Главной целью организации внеурочной деятельности в нашей школе является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
В целях сохранения родного языка ежегодно при формировании первых классов администрацией школы родителям предлагается открытие класса с изучением удмуртского языка, но, к сожалению, желающих отдать в данный класс своего ребенка составляет 5-7 человек. Данная ситуация вызывает тревогу. Для решения данной проблемы проведено исследование среди учащихся которое показало положительную мотивацию к изучению удмуртского языка, которой не было еще 5 лет тому назад. Мотивация к изучению родного языка сложилась благодаря проведенным внеклассным мероприятиям школьного и районного уровней. В данных мероприятиях привлекались не только дети, носители удмуртского языка, но и представители других национальностей.
Наиболее общими принципами в выборе форм и направлений внеурочной деятельности является добровольность в выборе форм и направлений.
Содержание внеурочной деятельности учащихся школы складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с социальными партнерами:

Система партнерских взаимоотношений
этнокультурного центра
4570095158115УдГУФакультет удмуртскойфилологиипрактика студентов
00УдГУФакультет удмуртскойфилологиипрактика студентов

742569011430ГТРК «Удмуртия»
радиопередачи
видео сюжеты
00ГТРК «Удмуртия»
радиопередачи
видео сюжеты
-22669511430Институт повышения квалификации г. Ижевск
курсовая подготовка
методические материалы
00Институт повышения квалификации г. Ижевск
курсовая подготовка
методические материалы
239839511430Педколледжпрактика студентов в ЭК лагере
00Педколледжпрактика студентов в ЭК лагере

571500014668500
515683512954000331279522860007169150226695Редакция газеты «Зардон»
творческие работы детей
00Редакция газеты «Зардон»
творческие работы детей
11087101524000
-22669595885Республиканский краеведческий музей им. К.Герда, районный музей
00Республиканский краеведческий музей им. К.Герда, районный музей

1832610123825003427095139700Школа –
этнокультурный центр
МОУ «ЦО»
00Школа –
этнокультурный центр
МОУ «ЦО»
571309512382500
7283450203835Редакция журнала
«Вордскемкыл»
статьи учителей
00Редакция журнала
«Вордскемкыл»
статьи учителей

20326358001000226250513589000571500013589000
342773015240000579564523304500502729510160000
17145015875Детский сад
00Детский сад

67119506350Образовательные учреждения Завьяловского района
организация и проведение семинаров
00Образовательные учреждения Завьяловского района
организация и проведение семинаров

449961058420Турагенство «Отдых»
Реализация классных проектов
00Турагенство «Отдых»
Реализация классных проектов
2398395106045AFS-программа
00AFS-программа
-48260106045Районное отделение «Удмурт кенеш», молодежно-общественная организация «Шунды»
00Районное отделение «Удмурт кенеш», молодежно-общественная организация «Шунды»

73494906162675Районная библиотека
совместные мероприятия
организация выставок
00Районная библиотека
совместные мероприятия
организация выставок

6629400635Районная библиотека
совместные мероприятия
организация выставок
00Районная библиотека
совместные мероприятия
организация выставок

Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:
- кружковая работа
В школе работают кружки и факультативы: «Юный краевед», «Знаешь ли ты свои корни» для 5-8 классов, «Удмуртский язык для иностранных школьников», «Литературное краеведение», «Межкультурное обучение» и т.д..В 1-4 классах введены часы кружковых занятий: «Чильпаськон»-3-4 классы (руководитель, педагог дополнительного образования Знаменская П.В., кукольная мастерская «Дыдыкай», руководитель педагог дополнительного образования Байкова Л.Е.). В программу данных кружков художественной направленности включено изучение удмуртских слов: название инструментов, предметов, используемых на занятии, счёт и другое.
Особое место в системе работы этнокультурного центра занимает школьный краеведческий музей - духовный центр общеобразовательной школы. Витрины и фонды музея рассказывают об истории школы, о ее учениках и учителях. Музей является своеобразным профориентационным центром, рассказывая о лучших людях села, об именитых выпускниках школы и их профессиях.
В музее представлены экспозиции и экспонаты, рассказывающие об истории старинного национального села и окрестных починков (деревень), о трудной жизни их обитателей - дедов и прадедов сегодняшних учеников.
Школьный музей тесно связан с учебной и внеклассной работой. Здесь проводятся не только экскурсии, но и музейные уроки, факультативы; организуются встречи с интересными людьми; проводятся совместные игры, выставки, беседы, вечера, праздники, мастер-классы по изготовлению удмуртской национальной куклы, цветка-италмас. Ведется поисково-исследовательская работа.
- проектная работа
По инициативе нашей школы с 2005 года реализуется проект интеллектуально-творческой игры «Шундыберган». В игре принимают учащиеся национальных классов. Игра проводится на удмуртском языке. С 2010 года игра вышла за пределы района. Основная цель игры: изучение истории и культуры удмуртского народа, воспитание любви, уважения к родному языку и создания условий для развития талантливых детей.
Ежегодно игра меняет форму проведения: игра по станциям, конкурс литературно-музыкальных композиций, литературная викторина, защита исследовательских работ, конкурс стихотворений собственного сочинения, мультимедийные презентации, КВН.
В 2013 году разработана концепция воспитательной работы школы, в основе которой лежит проектная работа классов. Параллели 4,5,6 классов реализуют проект «Моя Удмуртия», «Родничок».
С 2008 года коллектив участвует в реализации международной программы приема иностранного школьника в Российской школе. По данной программе в течение одного учебного года в школе обучались студенты из Италии, Турции, Германии, Тайланда, Японии, в 2014-2015 учебном году школа приняла студентов из Италии, Бельгии, Тайланда. C 2012 года школа вышла на второй уровень работы по программам межкультурного обучения в рамках фонда AFS «Интеркультура». Обучающиеся нашей школы стали участниками программы - направления Российских школьников «Академический год за рубежом». По данной программе в 2012-2013 учебном году обучалась Полина Батуева в Германии; 2013-2014 учебном году будут обучалась Кудрина Валерия в Италии, Кутергина Софья в Финляндии.
Студенты AFS в нашей школе изучают не только русский язык, но и знакомятся с удмуртским языком. В подтверждение этому в 2010 -2011 годах иностранными студентами Эленой Де Пьери из Италии, Наттаядой Бунпхокаев из Тайланда и учающимися 7в класса создан словарь многоязычия, который был презентован на международной конференции в Турции.
Хочется отметить, что иностранные студенты с желанием изучают удмуртский язык, тем самым повышают уровень мотивации к изучению родного языка учащихся школы.
- Организация профильных лагерей
В школе в течение нескольких лет организуется профильная учебная практика для учащихся 10 классов, одним из направлений которого является этнокультурное образование. Так, например, в 2014 году была реализована программа республиканского лагеря «Шудкар».
Этнокультурный лагерь - это нетрадиционная форма этнокультурного образования детей. В деятельности лагеря прослеживаются различные направления работы с детьми:
языковое;
научно-поисковое;
театрально-праздничное;
туристическое;
трудовое;
спортивно-оздоровительное.
Созданная в лагере среда общения на родном языке значительно влияет на желание детей изучать родной язык, активизирует речевую деятельность.
Во время лагерной смены проводится много различных мероприятий, игр, творческих заданий. Дети записывают в удмуртских деревнях фольклорный материал, который используется на уроках родного языка, при написании исследовательских работ.
- создание мини-словарей удмуртского языка для расклейки на территории с.Завьялово, создание керамических и металлических изделий в удмуртском стиле, создание остановки-словаря удмуртского языка.(«Удмурт дугдылонни»)
- детские общественные объединения
В школе работает детское общественное объединение «Шундысиос», главной целью деятельности которого является создание условий для самоопределения и самореализации детей удмуртов, сохранение и развитие удмуртского языка и культуры, содействие росту   национального   и   социального   самосознания.
В рамках деятельности объединения прошли следующие мероприятия:
- сборы «Удмурт-экспресс», где ребята прошли веревочный курс «Дэмен» (вместе) среди этапов для сплочения команд были «Кисло-кусло», «Кам шур вамен потон» и др., ребята прошли мастер-классы от активистов УМОО «Шунды» по написанию удмуртского рэпа, сыграли в национальные удмуртские игры, прошли школу ведущего. Важным заключением мероприятия стали проекты отрядов: танцевальный лагерь «Мушкар», удмуртский рэп-баттл - один из проектов «Дэривидение» был успешно реализован в апреле 2013 и 2014 года.

- Конкурс вокального искусства «Дэривидение» стал событием для всего района. Название конкурса «Дэривидение» состоит из двух слов: «Дэри» - удмуртское название села Завьялово и всем знакомого «видение». По типу европейского аналога, цель конкурса – найти талантливых молодых исполнителей – но в данном случае в Завьяловском районе. Инициаторами конкурса стали общественные организации «Шунды», «Удмурт Кенеш» и «AFS- интеркультура». Главным условием конкурса – исполнение песни как минимум на 3-х языках: удмуртском, русском, английском.
Победители конкурса получают путевку в Межрегиональный лагерь для детей, изучающих удмуртский язык «Шундыкар».

- В апреле 2013 года в рамках Межрегионального семинара по продвижению удмуртского молодежного движения в регионах России с компактным проживанием удмуртов прошел проект «Лаборатория «Шунды». Где ребята прошли 4 мастер-класса «Удмурт эктон», «Школа ведущего», «ДПИ» и «Удмурт шудонъес».

- Ежегодно в феврале в День родных языков традиционно организуется и проводится акция «Вераськы анай кылын» («Говори на родном языке»);
- участие в экспериментальных площадках
В 2012 году на базе школы открыта республиканская площадка «Педагогическое сопровождение речевых этнокультурных практик».
Идея эксперимента заключается в исследовании феномена многоязычных речевых практик в образовательной деятельности школьников во внеурочной работе в рамках нового вида педагогической деятельности – сопровождения образовательной деятельности детей. Для детей приобщение к многоязычным речевым практикам есть естественный шанс в их развитии как усвоении разнообразных культурных практик, которые приходят, прежде всего, с разными языками.
Проведенные мероприятия в рамках реализации экспериментальной площадки
Обучение педагогов -тьюторов для проведения пилотного проекта «Многоязычие через театральные практики»,
Проведение тьюторами проектной работы «Многоязычие через театральные практики»
Проведение тьюторского сопровождения образовательной деятельности школьников во 2-х классах.
Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность для изучения существующих практик разно- и многоязычия их окружения.
Классно-урочная работа (средняя и старшая школа).
Изучение научно-методической, психолого-педагогической литературы, уточнение и определение понятий по инновационным подходам обучения многоязычию;
Работа методического семинара учителей-участников эксперимента с участием тьюторов по освоению технологий педагогического сопровождения образовательной деятельности школьников в пространстве многоязычия.
Проведение экспериментальных уроков многоязычия.

Модель этнокультурного образования МБОУ «Завьяловская СОШ»
54648102712085005553710119507000525780010807700044577002909570004457700966470005600700623570Музей
00Музей
32004001537970Школа -
этнокультурный центр
00Школа -
этнокультурный центр

720090017780Уроки
Учебные кружки
Факультативные и элективные занятия
00Уроки
Учебные кружки
Факультативные и элективные занятия
3657600-635Республиканская экспериментальная программа
00Республиканская экспериментальная программа
119443517780Профильная учебнаяпрактика00Профильная учебнаяпрактика
245173510096500
7604760-635НОУ «Прометей»
00НОУ «Прометей»

57569107493000
11811074295Отделение «Шунды»
00Отделение «Шунды»

195643538100062998353810Летний э/к
Лагерь «Шудкар»
00Летний э/к
Лагерь «Шудкар»

58293006223000
274320011239500
119443595250Мастерская«Дыдыкай»
«Чильпаськон»,
«Узелки»
00Мастерская«Дыдыкай»
«Чильпаськон»,
«Узелки»

6400800132080Реализация AFS программы
00Реализация AFS программы

392811037465Классные проекты «Моя Удмуртия»
00Классные проекты «Моя Удмуртия»


Итак, система внеурочной работы школы по родному языку формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения удмуртскому языку (разговорный курс удмуртского языка с 5-9 классы), развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности, формирует этноязыковую компетенцию обучающихся.