Знакомство детей с архитектурой с использованием инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников


Конспект представления театральной гостиной с посещением творческих мастерских в рамках культурных практик ДОУ
ФИО Захарова Елена Викторовна
Место работы МБДОУ «Детский сад №17»
Возрастная группа Подготовительная группа
Образовательная область Познавательное, художественно-эстетическое
Тема Знакомство детей с архитектурой с использованием инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии дошкольников
Используемая образовательная программа Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; игровая технология интеллектуаль- но-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобо- вича, программа С. В. Погодиной «Шаг в искусство».
Цель Цель: формировать у детей умение конструировать здания своего города, определять пространственные отношения в направлениях от других объектов, составлять предметные силуэты из частей по замыслу и схематичному рисунку в картину, объединенную одним сюжетом, используя инновационные технологии: развивающие игры В.В. Воскобовича; авторские технологии С.В. Погодиной; технологии тестопластики.
Программные задачи; Задачи: 
Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки колонны;
- Продолжать знакомить детей с архитектурой с опорой на региональные особенности нашего города;
- Продолжать учить детей создавать объемное сооружение (силуэт архитектурного здания нашего города Никольский собор по фотографии), используя развивающие игры В. Воскобовича: «Крестики 2», «Крестики 3», «Черепашки», «Чудо Соты»;
- Упражнять детей в расписывании печатных пряников в виде ландшафтных архитектурных строений нашего города: маяк-часы, фонари, используя пищевые красители «Рисовашки»;
- Упражнять детей в изображении фона (небо, река Кама, трава), используя авторскую технологию С. В. Погодиной;
- Упражнять детей в выкладывании бабочек, цветов, лучей солнца из пластилина, используя технику «миллефиори» (многослойная лепка из пластилина).
Развивающие задачи:
- Развивать творческие способности детей, операции логического мышления и самостоятельности;
- Развивать умение детей работать с трафаретами, составлять силуэтную форму здания из частей;
- Развивать психические процессы: творческое воображение, внимание, память, мелкую моторику рук;
- Поощрять к высказыванию, взаимодействию, сотрудничеству, активизировать речь.
Воспитательные задачи:
- Вовлекать детей в совместную деятельность, работа в группах – мастерских: «Техническая слобода», «Аллея дизайнеров», «Бульвар искусств»;
- Воспитывать у детей любовь и уважение к родному городу;
- Воспитывать коммуникативные качества: умение выслушивать мнение собеседника, дополнять высказывания, выражая собственное мнение.
Предварительная работа Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций архитектурных построек своего города, города Санкт-Петербург, Москвы и других городов (Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф); проведение мастер-класса «Печатный пряник» по изготовлению печатных пряников; изготовление и расписывание пряников с детьми в детском саду; знакомство с развивающими играми В. Воскобовича; экскурсии на Набережную «Кама», в музей «Уездного города», в музей Б. Пастернака, в Скарятинский сад, в парк «Хазине»; беседы о нашем городе, рассматривание старинных зданий города; встреча с поэтами – чистопольцами Валентиной Солдатовой и Рифкатом Гардеевым; изучение архитектурных форм: виды крыш, типы колонн, виды арок; разучивание стихов В. Солдатовой о Чистополе.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность) Демонстрационный: Презентация со слайдами предварительно проведенной работы, книга «Чистополь и чистопольцы», Мультимедийный проектор для показа слайдов, указка.
Раздаточный материал: лист формата А 2, «Крестики 2», «Крестики 3», «Чудо соты», «Черепашки», «Лепестки», фотография - образец сконструированного Никольского собора из развивающих игр дяди Славы, фотография-образец расписанных печатных пряников пищевыми красителями, два корабля – пряника, часы-маяк-пряник, фонари-пряники, пищевые красители «Рисовашки» («Молочный» - 3 шт., «Шоколадный» -3 шт.), колпаки-2 шт. и фартуки-2 шт. для кондитеров, береты – 2 шт. для поэта, художника, музыканта, комбинезон для архитектора и костюм строителя.
Структура занятия Вводная часть (длительность 3 мин) Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
Основная часть: (длительность 20 мин) Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы: Исторический персонаж - Екатерина II, русский купец – ведущий, решение проблемных ситуаций, вопросы к детям, универсальные игровые средства: игры В.В. Воскобовича: «Крестики 2», «Крестики 3», «Черепашки», «Чудо Соты».
Заключительная часть: (длительность 7 мин) Цель: подвести итог занятия.
Обогащение словарного запаса детей Двускатная крыша, арка, куполная и луковичная крыша.
Интеграция образовательных областей - познавательное развитие
- речевое
- художественно-эстетическое
- социально-коммуникативное
Инновационный подход - Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича;
- авторская программа «Шаг в искусство» С.В. Погодиной.
Использованная литература Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича; авторская программа «Шаг в искусство» С.В. Погодиной.
Этапы Вводная часть
Звучит мелодия, входят купцы города Чистополя и Екатерину II. Купцы приглашают посмотреть Екатерину II на современный город.
Русский купец: Екатерина Вторая - мы приглашаем Вас посмотреть на современный город, мастеровой народ прошу вас пройти в свои мастерские «Техническая слобода», «Аллея дизайнеров», «Бульвар искусств» и рассказать Екатерине Второй, чем вы занимаетесь в них. А я хочу пригласить трех гостей для работы в наших мастерских. Одного гостя прошу пройти в мастерскую «Техническая слобода», второго гостя провожу к мастерам в «Аллею дизайнеров», а третьего – в мастерскую «Бульвар искусств».
Екатерина II: Мне очень интересно посмотреть на город Чистополь в настоящее время, каким он стал сейчас спустя 235 лет. Название ваших мастерских дивные и непонятные для меня. Что же в них происходит?
Основная часть
Русский купец: Здесь у нас первая мастерская «Техническая слобода». Над чем вы сейчас работаете мастера?
Мастера «Технической слободы» Мы создаем архитектурное объемное сооружение «Никольский собор», хотим вам преподнести подарок, на память о нашей встрече. Проектируем собор, из деталей и создаем его в целом. Посмотрите, здесь есть купола луковичной и купольной форм, колонны, основание собора и колокольни, крыша двускатная. Все эти детали собора изготовлены с помощью Чудо-конструкторов дяди Славы: «Крестики-2», «Крестики 3», «Черепашки», «Чудо-соты». Пока вы посещаете другие мастерские, мы доделаем свою работу.
Архитектор я отменный,
Начертить могу мгновенно
И отрезок, и прямую,
Над бумагой я колдую.
Как только мастера «Технической слободы» завершают силуэт собора, они переносят работу в мастерскую «Бульвар искусств» для завершения.
Екатерина II: Спасибо, ребята, за рассказ. Мастерская «Техническая слобода» мне понравилась своими идеями. Чем же занимаются мастера в «Аллее дизайнеров»? Кто такой дизайнер?
Русский купец: Дизайнер – это человек, который занимается оформлением предметов. Расскажите нам мастера, что же вы оформляете?
Мастера «Аллеи дизайнеров»: Мы хотим украсить картину ландшафтной архитектурой: часами-маяк и фонарями. Наш город находится на реке Кама и к нему всегда пристают корабли, часы-маяк стоит на нашей Набережной, а фонари красиво освещают её в темное время суток. Наши работы съедобные – это пряники. Мы раскрашиваем их пищевыми красителями «Рисовашка».
Мой Чистополь любимый, как маяк,
Что светит в середине Татарстана,
И пробил час, наш гордо веет стяг,
Он шлет привет всем городам и странам!
Как только мастера заканчивают расписывать пряники, они приносят их в мастерскую «Бульвар искусств» и выкладывают на картине.
Екатерина II: Вторая мастерская оказалось очень «вкусной». Я рада, что пряники, которые печатали в мое время готовятся и сейчас. Я с нетерпением жду встречи с мастерами «Бульвара искусств». Чем же они порадуют меня?
Русский купец: Я приглашаю вас в третью мастерскую «Бульвар искусств». В этой мастерской у нас трудятся поэты, художники, музыканты. Над чем вы сейчас работаете?
Мастера «Бульвара искусств»: Мы завершаем картину для нашей гостьи, Екатерины II: мы изобразили фон неба, образ Камы на картине с помощью влажных салфеток и акварельных красок, а сейчас делаем лепестки цветов, бабочек, лучи солнца в технике многослойная лепка («миллефиори»).
Мастера «Аллеи дизайнеров» приносят свои пряники и украшают картину кораблями, часами-маяк, фонарями. Заканчивают картину и дарят Екатерине II.
Мастера из всех мастерских и русский купец: Примите, пожалуйста, от нас подарок-картину «Никольский собор», созданную нашими мастерами, и послушайте стихи чистопольской поэтессы, Валентины Солдатовой о нашем городе:
Белый храм над рекою над Камой
Грациозно, как лебедь, парит.
Колокольного звона он гаммой
О минувших годах говорит.
Отражается в Каме великой
Синим бархатом блеск куполов.
Белокурою гордою птицей
В облаках раствориться готов,
К совершенству людей призывая,
Будит в душах любовь и добро.
Как вожак в лебединой стае,
Всех готов он принять на крыло.
Заключительная часть
Итог мероприятия
Екатерина II: Ребята, вы сегодня познакомили меня с работой удивительных мастерских современного города Чистополь. Я узнала много нового и интересного для себя. Уважаемые гости мастерских поделитесь в нескольких словах, что вы увидели и узнали нового и интересного?
Гости участники работы в мастерских: делятся своими впечатлениями.
Екатерина II: Ребята, придет время, вы станете взрослыми и будите украшать свой город новыми зданиями, придумывать новые технологии строительства. Я хочу пожелать вам творческих успехов и угостить вас печатным пряником. Спасибо вам за картину, а сейчас мне пора возвращаться! До новых встреч!
Дети: До свидания!
Русский купец: Уважаемые мастера нам тоже нужно возвращаться. Спасибо, гостям, за совместную работу.
Купец и дети уходят.