Выступление на методическом объединении Применение информационных технологий в работе классного руководителя»


Мизоновская ООШ
филиал МАОУ Новолоктинская СОШ
Выступление на методическом объединении
классных руководителей
«Применение информационных технологий в работе классного руководителя»
Учитель начальных классов
Шалыгина М.А.
Мизоново2013г.
«Применение информационных технологий в работе классного руководителя»
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.
Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса.
Компьютеризация школы коснулась всех сторон её жизни, в том числе и работы классного руководителя, который может использовать ИКТ в воспитании и организации классного коллектива.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучает его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Важнейшими направлениями работы классного руководителя являются:
– организация воспитательного процесса в классе;
– документальное обеспечение воспитательного процесса;
– разработка и проведение классных часов;
– разработка и проведение внеклассных мероприятий;
– проведение родительских собраний;
– работа с семьей;
– помощь в ученическом самоуправлении.
Подготовка детей к успешной жизни в обществе – вот цель современной школы, а современная жизнь немыслима без компьютерной технологии.
Компьютер стал нашим другом и помощником в работе. Это техническое средство расширяет возможности в воспитательном процессе. Появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами видео, графики, звука, аудио эффектов.
1
Основными целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются:
вовлечение школы в построение единого информационного пространства; (создание школьного веб-сайта.)
формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
развитие познавательной и творческой активности учащихся;
формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;
организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, музеев, медиатеки и т.п.);
внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
развитие способности свободного культурного общения;
обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
всестороннее развитие личности ребенка;
организации содержательно досуга детей и молодежи.
Основные положительные стороны использования ИКТ в работе: наглядность, доступность, относительно низкие затраты на оборудование, сокращение временных затрат на подготовку наглядности, эстетичность.
2
Нам трудно теперь представить без компьютера, интерактивной доски, видеокамеры, цифрового фотоаппарата школьное мероприятие, будь то общешкольное дело, Уроки мужества и памяти, различные интеллектуальные и творческие конкурсы, классные часы и т.д.
В моей пед.копилке появилась целая коллекция мультимедийных презентаций, которые сочетают в себе различные информационные среды: графику, текст, анимацию, видео, звуковые эффекты, что создает полноценный зрительный и звуковой ряды. Аудиовизуальные средства в данном случае выступают мощными концентраторами внимания, что делает проводимую работу более эффективной в плане воспитания, интересной и привлекательной для учащихся.
Большая роль в воспитательной работе отводится классному часу. Он формирует ценностные ориентации у обучающихся, определенное отношение к окружающему миру, к тому, что в нем происходит. А если к тому же при проведении классного часа используются проектор или интерактивная доска, то он запоминается и усваивается учениками лучше. Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся такие мероприятия, и они не только ждут, но и помогают их готовить.
Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа должна быть своя очень важная роль. Наиболее любимой формой классного часа у моих учеников стала игра. Дети поняли необходимость применения проектора, цифрового фотоаппарата и видеосъемки, которые позволяют в динамике видеть события, экономить время на классном мероприятии. ИКТ по сути являются важным средством восприятия информационного материала, хотя этому предшествует колоссальная работа с компьютером, поиск необходимого материала, помощь родителей.
Применение компьютерных технологий на практике:
В организации воспитательной работы можно использовать ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения разработки внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий.
Мониторинг успеваемости, различные диагностики, анкеты могут формироваться с помощью электронных таблиц.
Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы можно использовать презентации, которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а так же позволяют экономить время проведения мероприятия. С помощью создания презентаций можно оформлять альбомы класса, где можно помещать фотографии с различных мероприятий; создание портфолио класса, архива школьных фотографий.
3
Выпуски газет, буклетов, информационных бюллетеней после каждого мероприятия необходимы для закрепления знаний ребят и для вашего классного архива, который пригодится вам в выпускном классе.
При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка можно использовать и другие прикладные программы, такие как проигрыватель, графические редакторы, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.
В настоящее время (информационный век), использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а острой необходимостью в работе квалифицированного специалиста.
4