Конспект урока русского языка Время глаголов


Тема: время глаголов
Цель: познакомить учащихся с понятием «время глагола», научить определять время глаголов.
Предметные УУД: формировать представления о временной форме глагола, умение задавать к слову вопрос, употреблять в речи глаголы в разных временных формах.Формировать умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: развивать умение ставить цель, определять задачи, осуществлять оценку результативности.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения полученные от учителя, использовать различные способы кодирования учебной информации (схема)
Коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке. Участвовать в диалоге и коллективном обсуждении.
Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.Развивать познавательные интересы, учебные мотивы, умение ориентироваться в сумме своих знаний, осуществлять анализ своей деятельности.
1.Орг. момент
2. Актуализация знаний и мотивация. Отгадайте загадку:
Обозначаю в каждом предложении
Все действия и все движения,
Я важен, как в футболе гол.
Так кто же я такой?
А теперь вспомним сведения о глаголе, для этого ответим на вопросы теста: (самопроверка)
(тест 5 вопросов о глаголе. слово ВРЕМЯ)
Что такое глагол?
а) часть слова
б)часть текста
в) часть речи
2. Глагол обозначает:
п) предмет
р) действие предмета
с)признак предмета
3. Глагол отвечает на вопросы:
е)что делает? Что сделает? Что делал? и т.д.
ё)Что? Кто? И т.д.
ж)какой? Какая? Какое? И т.д.
4. В неопределенной форме глагол отвечает на вопросы:
к)Что делает? Что сделает?
л)Что сделает? Что сделать?
м)Что делать? Что сделать?
5. Глагол изменяется:
з) по падежам
ю) по цветам
я) по числам
Если Вы правильно ответили, на вопросы теста, то соединив, буквы ваших ответов прочитаете ключевое слово в теме нашего урока. Какое слово составили ?Знакомо ли Вам слово «время»?
Где встречались с этим понятием?
Какие возникают ассоциации?
Составьте пословицы из слов ( работа в парах), запишите, объясните смысл:
Время придет и час пробьёт.
Время дороже золота.
Всякому овощу свое время. Деньги пропали наживёшь, время пропало - не вернёшь.
Новое время - новые песни. Делу время – потехе час.
Москва веками строилась. Лучше поздно, чем никогда.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Солнышко нас не дожидается.
Работа со словарем:
1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошопровести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.
4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).
6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано  HYPERLINK "http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F" ложитьсяспать, разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).
7. в знач. сказ., с неопр. Подходящий, удобный срок,  HYPERLINK "http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9" благоприятныймомент. Не в. сидеть сложа руки. Самое в. обедать.
8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящаядействие в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. 
Прочитайте лексическое значение слова, которое вы нашли в толковом словаре и записали дома.
Какое значение подходит к теме урока. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящаядействие в план настоящего, прошлого или будущего.
3.Постановка учебной задачи: Сформулируйте тему урока Времена глаголов, запишите
Сформулируйте задачи урока:
-Научиться определять время глагола
- научиться изменять глагол по временам
А девизом нашего урока я предлагаю записать пословицу: Время вертится, как колесо: прозевал — отстал. 
4. «Открытие» детьми нового знания
Откройте учебник и прочитайте сведения о языке. Как изменяются глаголы? В каком времени употребляются глаголы?
Составим схему на доске и в тетради:
До момента речи В момент речи После момента речи
вчера сейчас завтра
Прошедшее время Настоящее время Будущее время
Определим время глаголов в данной пословице.
5. Первичное закрепление.
Пользуясь схемой, подберите к иллюстрациям подходящие по смыслу глаголы в прошедшем времени
К иллюстрациям подберите подходящие по смыслу глаголы в будущем времени
в настоящем времени выполните задание: выпишите из текста глаголы и определите их время (взаимопроверка) по образцу.
Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка. Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец. Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.
6. Физкультминутка. Называю глагол, если глагол прошедшего времени – шаг назад, Настоящего времени хлопок перед собой, будущего времени – шаг вперед.
Смотрю, пишу, слушал, посмотрю, узнаю, сделал, иду, рисовал.
7. Закрепление.
Каждый работает инд. Выпишите из стихотворения глаголы и распределите глаголы по временам, глаголы настоящего времени н.вр., б.вр., пр.вр.:
Кукареку-кукареку!Звонко петушок поет.Озаряет солнце реку, В небе облако плывет.Вы, проснитесь, звери, птицы! И примитесь за дела.Скоро травка заискрится, Ночь июльская прошла. Как будильник настоящий, Разбудил нас петушок. Распушил он хвост блестящийИ расправил гребешок.
Прошедшее время Настоящее время Будущее время
Проверка в парах. Какая пара считает, что выполнила задание без ошибок. Прочитайте глаголы. Настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени.
8. Рефлексия: По вариантам запишите глаголы, укажите лишний:
1в. Побежал, нарисовал, читаю, прыгнул.
2в. Переехал, смотрю, рисует, работаем.
9. Подведение итогов. Какое понятие было главным на уроке? Где пригодятся полученные знания?
Мне понравилось как работали…….Покажут свои тетради
10.Самооценка. Оцените свою работу на уроке.
11.Домашнее задание упр.179. правило
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Тема: время глаголов
Цель: познакомить учащихся с понятием «время глагола», научить определять время глаголов.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи: создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять самооценку. Повторить знания о глаголе. Формировать представления о временной форме глагола, умение задавать к слову вопрос, употреблять в речи глаголы в разных временных формах.Формировать умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
В рамках системы согласованного обучения на данном уроке велась работа по формированию понятия «время». Это понятие является метапредметным, поэтому мы сначала провели работу с ассоциациями, выявили степень осведомленности и практического опыта, провели работу со словарем, выяснили лексическое значение термина, необходимого для освоения материала урока
В ходе урока работала над формированием следующих ууд:
Метапредметные УУД:
Регулятивные: развивать умение ставить цель, определять задачи, осуществлять оценку результативности.
Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения полученные от учителя, использовать различные способы кодирования учебной информации (схема)
Коммуникативные: использовать простые речевые средства для общения на уроке. Участвовать в диалоге и коллективном обсуждении.
Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.Развивать познавательные интересы, учебные мотивы, умение ориентироваться в сумме своих знаний, осуществлять анализ своей деятельности.
Для формирования данных ууд использовала различные формы: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа .