Использование современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в начальной школе

Использование современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в начальной школе.


Яичникова Г.В.
учитель начальных классов
СОШ № 17 г.Экибастуза



От всех приобретенных знаний в памяти
у нас остаётся только то,
что мы применяем на практике.
Иоганн Петер Эккерман

Изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - это ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Сегодняшний ученик должен быть творческим, самостоятельным, ответственным. Он должен уметь ставить перед собой цель, самостоятельно организовывать свою деятельность, планировать, анализировать, действовать в нестандартных ситуациях, решать разнообразные проблемы, обладать творческим и критическим мышлением.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научиться учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Главное в работе учителя начальной школы – научить детей учиться, развить их речь, ум, воображение. На современном этапе воспитания и развития подрастающего поколения возникает потребность в новом подходе к обучению.
В процессе обучения следует особое внимание обращать на компетентностный подход. Для этого необходимо искать наиболее адекватные методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Учитель сталкивается с некоторыми проблемами организации учебного процесса:
Нежелание учащихся освоить определённый уровень знаний.
Неумение использовать индивидуальные особенности.
Как повысить эффективность обучения? Как сделать, чтобы школьники захотели не только усвоить определённые знания, но и стать умнее, чтобы они научились самостоятельно мыслить? Эти вопросы волнуют каждого педагога.
Обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка, это эмпирически установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.
У каждого ученика есть как некоторый наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, так и перспективы, резервы её развития. А также каждый ребёнок имеет определённые, присущие именно ему особенности восприятия, мышления, памяти, интересов, свой уровень устойчивости психических процессов, свой темперамент. А учебный процесс в большинстве случаев направлен на достижение общих для всех целей, проходит в общем для всех темпе, на одном содержании. Следовательно, для достижения результативности обучения необходимо использование современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в начальной школе.
Цель проводимой работы: найти методики и технологии обучения, которые будут направлены на осуществление компетентностного подхода.
Задача: обосновать необходимость использования на практике современных образовательных технологий, показать значимость творческого подхода учителя к разработке и проведению уроков.
Достигать решения задач современной образовательной системы помогает компетентностный подход.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации и образовательного процессов и оценки образовательных результатов. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется не суммой знаний, умений и навыков, а умением решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний (О.Е.Лебедев).
Компетентностный подход предполагает формирование учебно - познавательной компетенции.
Учебно-познавательная компетенция имеет сложную структуру. Существуют различные точки зрения на ее компонентный состав. Одни ученые выделяют в ней только учебный компонент, другие - познавательный, а третьи - учебно-познавательный. На мой взгляд, обе составляющие этого вида компетентности важны, поэтому не следует выделять отдельно учебный и познавательный компоненты, а необходимо рассматривать их в совокупности.
Значение учебно-познавательной компетенции можно представить как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося; как фактор добывания знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.


Учебно - познавательные компетенции - это умения:
ставить цель;
самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, планировать, анализировать, рефлексировать, давать самооценку познавательной деятельности;
решать учебно - познавательные проблемы;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным критериям; устанавливать причинно - следственные связи;
самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности;
Для реализации компетентностного подхода в обучении используют современные образовательные технологии:
Игровая деятельность.
Проектная деятельность.
Педагогические мастерские.
Проблемное обучение.
Разноуровневая дифференциация.
Информационно - коммуникативная технология.

ТИП УРОКА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Комбинированный урок
ИКТ, разноуровневая дифференциация, проблемное обучение, игровая деятельность

Урок сообщения новых
знаний
ИКТ , Педагогические мастерские, проблемное обучение, игровая деятельность

Урок повторения
ИКТ, разноуровневая дифференциация, игровая деятельность

Урок закрепления знаний
ИКТ, разноуровневая дифференциация, игровая деятельность

Урок систематизации
изученного материала
ИКТ, метод проектов, разноуровневая дифференциация, игровая деятельность


Таким образом, можно говорить о том, что формирование учебно-познавательной компетенции осуществляется с позиций компетентностно - деятельностного подхода.
Для формирования учебно - познавательной компетенции на уроках используются современные образовательные технологии.
Игровая технология. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через создание игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр – по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Педагогические мастерские – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.
Педагогическая мастерская – это специально подготовленное действие, событие в жизни мастера и учеников, где в специально подготовленном пространстве ученики создают, конструируют, строят свои знания. Учитель выступает в роли мастера – консультанта, советчика, помогающего осмысливать учебную работу, передать не информацию, а способы деятельности (исследования, анализа, обобщения, создания творческих работ).
Цель мастерской – не прямая передача информации, а совместный поиск новых знаний. Проблема ставится учениками, как необходимость, а мастер помогает учащимся пройти путь от создания хаоса к построению знаний.
Разноуровневая дифференциация. Одним из путей повышения эффективности процесса обучения является дифференцированная работа, основанная на разных уровнях деятельности и усвоения учебного материала.
«Обучение будет развивающим только в том случае, когда будет организованно по траектории, устремляющейся от низшего уровня к высшему, поскольку при этом развиваются умения, мотив, активность, качества знания и мышление».
При составлении заданий следует придерживаться следующих уровней: ученического, алгоритмического, эвристического и творческого, так как введение таких уровней предполагает, что усвоение материала будет достигаться не за счет увеличения содержания изучаемого материала, а за счет последовательного продвижения по уровням знаний.
Проблемное обучение в начальных классах. Поиск решения учебной проблемы – это поиск ответа на сформулированный вопрос, завершающийся открытием (пониманием) нового знания.
Поиск решения, как и постановка проблемы, может осуществляться двумя принципиально разными путями: «классическим», в точности повторяющим аналогичный этап научного творчества, и «сокращенным», лишь имитирующим научный поиск.
«Классический» путь поиска решения лежит через выдвижение и проверку гипотез. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы (т.е. искомым знанием), называется решающей, остальные ошибочными.
«Сокращенный» путь поиска решения – подводящий диалог. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий и обеспечивает прямое (по образному выражению Г.Гельмгольца – «царственной дорогой») открытие нового знания. Путь, подводящий к решению диалога, значительно проще пути через гипотезы.
Проектный метод обучения. Очень важно, чтобы учащиеся усвоили, что основным признаком проекта является проблема. Нет проблемы - нет деятельности.
Метод проектов, как никакой другой, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, он позволяет активно развивать у школьников основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Ведь именно творческие, активные люди, способные на самореализацию, оказываются востребованными во всех областях нашей многогранной жизни. Во время работы над проектом у учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей. Этот метод предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Технология проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Применение ИКТ на уроках стало средством формирования учебно-познавательной компетенции.
Основные черты урока:
1) создаётся и поддерживается высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
экономится и целесообразно расходуется время урока.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
усилить мотивацию учения;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
приобщить школьника к достижениям информационного общества.
Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать компьютер без разрушения существующей классно урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с 2530 учениками и таким же количеством компьютеров с делением класса на группы.
В данной модели востребованными являются различные инструменты для работы с информационными объектами (компьютерные учебные среды), конструкторы для моделирования и проектирования, наборы тестов, тематические мультимедийные коллекции (аудио видеотеки, медиатеки и пр.)
Роль учителя на уроке с использованием ПК организатор всего урока и консультант.
Вывод: с применением в обучении приемов формирования учебно - познавательной деятельности, с применением элементов современных технологий на новый уровень выходит познавательный интерес учащихся, продуктивный (делай сам) и креативный (выражение собственного «я», сотворчество учащегося и педагога) уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе, общий уровень обученности и образования школьника в целом.
И результат обучения определяется не столько учебником, сколько учителем, его позицией в преподавании, его методикой обучения, его профессионализмом, той атмосферой, которая создается в классе, отношениями между учителем и учениками и многим другим.
На основе обобщение теоретического и практического материала в качестве рекомендаций учителю предлагаю следующее:
Во время проведения уроков активно использовать элементы современных образовательных технологий.
Использовать упражнения на сотрудничество с одноклассниками, а также с родителями учащихся.
Важно систематическое включение видов работ, направленных на реализацию компетентностного подхода в обучении.
Учебно-воспитательный процесс в начальных классах должен быть неразрывно связан с игрой. Большая впечатлительность детей младшего школьного возраста, сильно выраженная подражательность, образность мышления позволяет им подолгу оставаться в вымышленной ситуации, с наслаждением отдаваться игре.
Осуществлять внедрение новых информационных технологий, т.к. они позволяют интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.
Современная жизнь школьников требует от них больше смекалки, сообразительности и творчества. Все это можно развивать уже в начальных классах на уроках, которые проводятся в форме игр, сравнений, показывают связь с окружающей жизнью.




Список использованной литературы.

Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: знание, 1983
Васильева З.И. Воспитание в процессе обучения // Советская педагогика. – 1983. - № 4. – С. 18-20
Гриншпун С. Личностно-деловой потенциал школьника // Школа. – 1998. - № 5. – С. 25-31
Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. – М. Знание 1991
Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умения учиться. – М., 1983
Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М. Знание 1979.
Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе. – М.. 1989.
Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – С. 3-13
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.. 1973.
Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006.
Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель. – 2004. - № 5. – С. 12-17