Интеграция воспитательных усилий участников образовательного процесса, важнейший фактор формирования личности ребёнка с ОВЗ. (Из опыта работы)


Интеграция воспитательных усилий участников образовательного процесса, важнейший фактор формирования личности ребёнка с ОВЗ.
Главной задачей перед учителем - это формирование прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни в социуме.        Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация.
Готовы ли наши ученики выйти в социум? Как они воспитаны?
План воспитательной работы составлен в дневнике классного руководителя по всем направлениям. В нашем классе уделяется особое внимание спортивной и трудовой деятельности. Алексеев Николай, Ибрагимова Кристина спортсмены нашего класса. Участники областных и региональных соревнований, имеют грамоты и медали. Кристина продолжает тренироваться. Способствуем развитию у Ибрагимовой Кристины ее спортивных результатов, задействовали в этот процесс родителей. Ими приобретены Кристине хорошие лыжи, и она дома также катается на них. При таком взаимодействии УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ и есть результат - Кристина в списке лучших спортсменов. Это способствует развитию её самостоятельности и самоорганизации сейчас и в будущем.
По трудовому обучению как итог, продукт своего обучения ученики выполняют проект.
Считаю, что проект формирует свою Я – концепцию и мировоззрение, устанавливает социальные взаимодействия с миром взрослых и сверстников, формируются социальные навыки подростка. Кичигиной Юле нравится шить, видим, что она трудится с желанием, перед каникулами сшила летнее платье, охотно продемонстрировала его перед учителями. У Кристины есть навыки швеи и она хорошая рукодельница. Проводила анкету «Твоя профессия», девочки выбрали профессию швеи, а Витя сначала ориентировался на цветовода, затем в ходе завершения своего проекта, где у него много работ из дерева, мнение у него поменялось - сказал, буду столяром.
В апреле у нас запланирована экскурсия в ПУ-15, где нам окажут помощь в профессиональном самоопределении.
Главная цель интеграции — создание у подростка целостного представления об окружающем мире, применение полученных знаний в реальных условиях, формирование личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
Провожу такие беседы: «Будь добрым ко всем», «Твоя профессиональная карьера», «В мире профессий», классный час «Конституция – основной закон», часы общения, индивидуальные беседы «наедине с одним полом» и другие.
Реализовать цель интеграции стараюсь также через связь с другими учебными предметами.
На уроках развития речи учимся как правильно написать заявление о приёме на работу, составляли анкету о себе, доверенность, написали сочинение «Кем я хочу быть». Тема «профессия» плавно переходит и на индивидуальные занятия по РСВ. Где в ходе работы над текстом, фразами, при переносе диалога в другую ситуацию оцениваем значимость профессий которую они могут выбрать, и где могут себя реализовать. Всё это безусловно повышает уровень социализации и степень самореализации ученика.
Использую на мероприятиях элементы методики по Н. Е. Щурковой. Целью является – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Этапы занятия:
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
Содержательная (предметная) деятельность
Завершение
Проекция на будущее
Предлагаю ученикам размышлять по следующим заготовкам
Мне кажется, что…»
«Я считаю, что…»«В этом вопросе меня больше всего смущает…», «По данному вопросу могу сказать следующее… » и другие. Например, разбирали ситуацию: Нужна ли школьная форма? Курить или не курить?
Кристина ответила: «Я считаю, что курить девушкам не красиво»
Коля: «Мне кажется, что курить вредно и плохо»
Обязательный момент ролевой игры, а теперь я делаю это на уроке – это рефлексия. Удобно пользоваться шаблоном: «Сегодня на уроке я узнал… почувствовал… понял…» Я заметила, что на уроках русского языка дети чаще используют глаголы «узнал» и «понял», а на уроках литературы – «почувствовал». Трудно донести до неслышащего во вспомогательном классе воспитательные моменты произведения, стараюсь, чтобы на уроках ученики не оставались безразличными, чтобы в их душах закладывались нравственные ценности.
Коллективно составляем вывод по произведению. Например: Некрасов «Саша»
Природа - живое существо.
Она дарит жизнь и здоровье человеку.
Любите природу, берегите природу!
Только тогда мы сможем сохранить жизнь на Земле.
Провожу урок-инсценировка художественного произведения, видео – урок, если произведение трудное для понимания. Это басни Крылова, сказки Пушкина, Робинзон Крузо. Считаю, что это повышает духовно-нравственные качества.
Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяет разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему, которая ориентироваться в первую очередь на развитие  ученика,  его самоопределение, самореализацию.