Формирование универсальных учебных действий посредством заданий творческого характера





Практико-ориентированный проект по теме:

«Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка
посредством заданий творческого характера»















Выполнила:

учитель нач.классов МОУ СОШ №2 п.Спирово
Филиппова Елена Валентиновна.








Содержание
Обоснование выбора темы проекта3
Цель и задачи проекта3
Аннотация к проекту...4
Теоретическая часть5
1.Сущностные характеристики познавательных универсальных действий младших школьников..5
2. Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию познавательных задач средствами заданий творческого характера..6
Практическая часть..8
Выводы..15
Список литературы.16
Приложения..17















Обоснование выбора темы проекта
Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.
Проблема развития познавательной активности учащихся особенно актуальна в настоящее время для построения учебного процесса, т.к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям расширять свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Вклад в её изучение внесли: П.Я.Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др. Для младшего школьника ведущей является учебная деятельность, поэтому состоятельность в ней так необходима ребёнку. Успех – это положительный результат деятельности, достойный признания как самой личностью, его достигшей, так и значимыми для неё людьми. Важен личный вклад человека в достижение успеха, считают учёные. Необходимость формирования познавательных универсальных действий заставляет учителя искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью.
Цель работы: обосновать возможности познавательных универсальных действий на уроках русского языка средствами заданий творческого характера.
Задачи работы:
Рассмотреть сущностные характеристики познавательных универсальных действий младших школьников.
Раскрыть возможности уроков русского языка по формированию познавательных универсальных действий средствами заданий творческого характера.
Описать педагогический опыт по формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка средствами заданий творческого характера.









Аннотация к проекту
Данный материал может быть полезен учителям начальных классов, как со стажем работы, так и молодым специалистам, т.к. предмет «Русский язык» в системе общего образования занимает ведущее место, а его изучение способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения.
В данном опыте представлена система заданий творческого характера, используя которую учителя смогут создать для каждого ребёнка условия для возникновения духовных потребностей, сформировать личность, желающую и умеющую самостоятельно получать знания и применять их в будущем.








































Теоретическая часть
Сущностные характеристики познавательных универсальных действий младших школьников.
Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные действия.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
действие со знаково-символическими средствами.
В начальной школе общеучебные действия могут быть представлены следующим образом:
формулирование цели;
поиск и анализ информации;
моделирование;
структурирование знания;
составление устных и письменных высказываний;
оценка своих действий; смысловое чтение;
формулирование проблемы.
Логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной.
В начальной школе логические универсальные учебные действия могут быть представлены следующим образом:
выделение признаков предмета,
сравнение,
классификация,
рассуждение,
гипотеза,
доказательство.
Формирование познавательных универсальных действий составляет важную задачу современного начального образования. Умение составлять устные и письменные высказывания относится к сфере познавательных и коммуникативных действий. Формирование у младшего школьника умения строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в том числе и создавать письменные тексты различных типов) способствует более успешному усвоению различных учебных предметов.
Проблема формирования и развития познавательного интереса учащихся в педагогике и психологии ненова. Особым видом интереса является интерес к познанию, т.е. познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями и навыками, при помощи которых обучаемый получает образование. Ценность познавательного интереса для развития личности учащегося состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, так что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, её познавательной деятельности. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных процессов, проявляются активный поиск, догадка, готовность к решению поставленной задачи. Важной особенностью познавательного интереса является также то, что центр его – познавательная задача, требующая от человека активной поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.
Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому разнообразно его влияние на процесс обучения. Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний – всё это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий её активное отношение к миру и процессу его познания. Таким образом, педагогический подход к решению проблемы формирования, развития и активизации познавательного интереса в начальном обучении должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.
2. Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию познавательных задач средствами заданий творческого характера.
Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
Предмет «русский язык» один из фундаментальных предметов начальной школы. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам. Язык – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности помогает лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Это основной путь к успешному межличностному и социальному взаимодействию. Следовательно, задача формирования и развития навыков речевой деятельности отражается не только в планируемых результатах по русскому языку, но и пронизывает все предметные области. Грамотность устной и письменной речи является одним из показателей и предметом оценки по всем школьным дисциплинам, поэтому задача уроков русского языка заключается в развитии умений наблюдать и точно передавать свои мысли в устной и письменной форме. Изучение языка идёт не путём механического запоминания определений, а через целенаправленный анализ и синтез языкового материала. Каждый урок русского языка строится в соответствии с принципами целесообразности и логичности,т.е. все этапы должны отвечать поставленной цели и вытекать один из другого. Очень важен начальный этап, на котором учащиеся формулируют тему и цель урока. Необходимо сразу задать высокий уровень вовлечённости школьников в учебную деятельность.
Возможности уроков русского языка по развитию познавательных задач безграничны.
Основными целями таких уроков становятся:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика;
стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрений и других положительно направленных коммуникативных воздействий;
использование на уроках материала, позволяющего ученику проявить свой субъектный опыт;
оценка деятельности ученика не только по результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления ученика находить способ решения задачи, анализировать его у других;
создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика;


























Практическая часть
В настоящее время одно из первостепенных значений приобретает проблема формирования и развития познавательных универсальных действий. Соотношение обучения и развития является основной проблемой образовательного процесса.
Эффективным считается то обучение, которое ведёт за собой развитие. Развивающим считается то обучение, в котором дидактические воздействия обеспечивают развитие как познавательных возможностей обучающихся, благодаря чему они оказываются в состоянии овладеть универсальными учебными действиями на адекватно их способностям уровне, так и творческих способностей.
Формировать познавательные универсальные действия младших школьников можно и на уроках и во внеурочное время, предлагая им разнообразные задания творческого характера. Благодарный детский возраст наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира.
Для осуществления развивающих целей обучения стараемся активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Одним из наиболее значимых мотивов учебной деятельности является формирование познавательного интереса. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться.
Опираясь на свой опыт работы, хотим рассказать о некоторых видах познавательных заданий творческого характера, которые успешно применяю на своих уроках. Данные задания и приёмы позволят учителю: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину.
“Составь слово”
Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.
Глухой – ф, звонкий -
Предпоследняя буква в слове “ветер”.
Стоит за буквой Р.
Суффикс в слове “речной”.
Первая буква алфавита.
Ответ: ВЕСНА.
“Четвёртое лишнее”
Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
Корова, медведь, лиса, заяц.
Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.
Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность
Делимое, множитель, делитель, частное.
Произведение, сумма, разность,слагаемое,частное.
“Ребусы, анаграммы”
Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.
Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:
У У ШКА
(подушка)






ООД Р
(народ)




100Л (стол)

Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите
Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок и др.
“Развиваем логику”
По определению назови слово:
- хрустящий, зелёный, пупырчатый;
- маленькая, пугливая, компьютерная;
- интересная, толстая, библиотечная.
Придумай два аналогичных примера
“Закодированное слово”
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами:
2780
37281
4756101

Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
“Какография”
Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.
Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
“Альтернативные задания”
1. Вспомните 5 литературных произведений А. С. Пушкина, в названии которых встречаются имена прилагательные.
2. Подберите сложные антонимы, например, умная девочка – глупый мальчик
Хороший друг -
Слабый мороз –

Поздний вечер -
Грустная старость -

Короткий день -
Радостная встреча –

3. Вставьте пропущенные прилагательные в пословицы и поговорки:
Лучше _____ правда, чем______ ложь.
_______мир лучше _______ войны.
Приведите свои примеры.
4. Если в следующих парах второе слово – синоним первого, замените его антонимом и наоборот:
Грусть – тоска
Ложь – вымысел

Мрак – темнота
Жара – холод

Близко – рядом
Работать – трудиться.

Развиваем и обогащаем речь
В крылатых выражениях вставьте пропущенные одинаковые слова, составьте предложения:
Из вон плохо.
Сидеть сложа .
Мастер на все .
Золотые .
“Цифровой диктант”

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.
Учитель предлагает детям среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0.
“Буквенный диктант”
Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение).
Как называется часть суток после ночи? (утро – У)
Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)
“Развивающий канон”
Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.
1. Дикие животные.
Хитрая
Л

Злой
В

Косой
?

2. Род имени существительного.
Земля
?

Стол
М

Окно
С

Следует отметить, что многие каноны – это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие каноны могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся.
“Найди соответствие”
1. Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: дробь – десятичная, свинцовая, правильная.
Звук –
Речь –
Предложение –
Словарь –
2. Вставьте в текст прилагательные:
После ____, __ зимы с её ____ ненастьем, наконец – то, наступила ____,____весна. ______стаи ____ воробышков с _____чириканьем наслаждались _____ погодой.
“Кто быстрее”
Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.
Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить
Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало)
Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: сгазт ( снег, - гора – алмаз – зима).
Хотелось бы поделиться с некоторыми видами работы и заданиями, которые способствуют развитию личностной заинтересованности учащихся в изучении русского языка на уроках. Например, по теме: «Обобщение. Имя существительное» можно предложить школьникам раскрыть секреты, которые «спрятала» эта часть речи: одушевлённые – неодушевлённые, собственные - нарицательные, род имени существительного, о которых поведала сказка.
Сначала все существительные были очень похожи. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Кто придумает для моих слов-существительных различия, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: «Пусть они будут мои, мужского рода». А жена набрала много слов и сказала: «А это будут мои, женского рода». А остальные слова остались посередине – среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала «секрет» различия.
Грамматические сказки – это неотъемлемая часть урока русского языка при изучении некоторых тем: «Глагол», «Изменение имён существительных по падежам», «Части речи», «Правописание суффиксов -ек; -ик;» [Приложение 1]
Такая форма подачи нового материала как сказка всегда интересна детям, а как известно, то, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Существует тесная связь между знаниями и личностным интересом. С одной стороны, благодаря личностному интересу ученик лучше усваивает знания, с другой – личностные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.
Словарные диктанты и орфографические минутки тоже можно проводить разнообразно. Например, словарный диктант, когда учащимся предлагается текст с пропущенными словами. Нужно прочитать, записать, вставляя слова.
Не велик. да краснеет нос. (Мороз)
.любит чистоту. (Посуда)
Чужбина – калина, родина -. (Малина)
. человек добро помнит. (Русский)
При повторении изученного материала помогает такой интересный приём, который называется «Заморочки из бочки». Это может быть картонная бочка, а у нас с ребятами обыкновенная стеклянная баночка, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно!
Способствуют развитию интереса к учению ребусы, загадки, кроссворды, чайнворды, головоломки, занимательные цепочки. [ Приложение 2, 3]
Такие задания связывают разрозненные факты в единую картину, систематизируют имеющуюся информацию, развивают умение прислушиваться к другому мнению, активизируют мышление детей, а самое главное вызывают у школьников желание изучать предмет, видеть в нём необходимость, развивают интерес, потребность в знаниях, а значит, любовь и понимание родного языка.






















Выводы
В данной работе решался ряд задач.
Решая первую задачу, были рассмотрены сущностные характеристики развития познавательных универсальных действий младших школьников. В результате в сфере познавательных универсальных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Решая вторую задачу, мы постарались обосновать возможности уроков русского языка по формированию познавательных универсальных действий средствами заданий творческого характера и пришли к выводу, что важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационных (организовать сотрудничество и планировать свою деятельность).
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получат начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Решая третью задачу, в работе был представлен педагогический опыт по проблеме формирования познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка посредством заданий творческого характера. Мы пришли к выводу, что очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий. Данная работа должна отвечать следующим требованиям:
познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности;
задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым;
система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мышления, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011г.
2. Планируемые результаты начального общего образования./Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М., 2010г.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г.Асмолова. М., 2010г.
4. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. / Авт.-составители Л.А. Абъятанова, Т.А.Иванова. Волгоград:Учитель, 2011г.
5. «Начальная школа» №12-2010г., Л.С.Саломатина «Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования», с. 14-22.
6. «Начальная школа» №7-2009г. В.В. Шаповалов, « О познавательном интересе и приёмах его активизации», с.26-29.
7. «Начальная школа» №1-2011г. А.В.Стасько «Личностно-ориентированное обучение – средство формирования познавательной активности учащихся» с.42-44.
8. «Начальная школа» №11-2007г. М.Г.Тяжёлова «Приёмы развития личностной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка», с. 19-22
9. «Начальная школа» №7-2010г. Е.М.Тихомирова «Занимательный материал по русскому языку», с.29-33.
10.Русский язык 3 класс по учебнику М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко/авт.-составители Е.Ф.Макашова, Н.С. Жидкова, Волгоград: Учитель, 2008г.










Приложения
Приложение 1 Грамматические сказки
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа. Суффикс ик был прилежным учеником, а его друг – суффикс ек – был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялась улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, суффикс решил считать её беглой. И если сейчас мы изменяем слово и гласная убегает, то пишем ек, если остаётся – ик.

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись», - решили слова. Позовём-ка мы на помощь королеву Морфологию!
Кто из вас обозначает предмет? – спросила королева.
Мы обозначаем предмет, - ответили они.
Становитесь под знамя «Существительное», - ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от значения, объединились под своими знамёнами. Именно от Морфологии зависит, в каком порядке, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.

Одно из любимых развлечений Ошибии – одевать свою одежду. Одевание одежды происходит здесь, как красочный праздник: на Центральную площадь каждый приносит кто платье, кто свитер. И начинают одевать: «Стой спокойно, платье, не вертись! Сейчас я тебя одену! Я надену на тебя джинсы, куртку, повяжу платочек». Платье одето! Правда, жители здесь ходят почему-то голышом, а все потому, что они одевают свою одежду, а на себя надеть им уже нечего.

Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Вот однажды не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и кинулся к словарям. Когда же он возвратился, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла. Так глагол доказал, что в некоторых случаях не жить не может без глагола.
























Приложение 2
Кроссворд Отгадай кроссворд. Существительные какого склонения являются отгадками?





1

2







3







4








5













6


7


8

























10















11










По горизонтали:
3. Модница крылатая, платье полосатое.
Ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо. (Оса)
5. Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили, Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили. (Лодка)
6. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето. Коровам без нее – беда:
Она их главная еда. (Трава)
8. Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
10. Не летает, не жужжит – жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Машина)
11. Висит в прихожей, на грабли похожа. (Вешалка)
По вертикали:
1. Ручка есть, а не грабли, землю роет, а не плуг. (Лопата)
2. Стоит чудесная скамья, на ней уселись ты да я. (Парта)
4. Во дворе поставлен дом. На цепи хозяин в нем. (Конура)
7. Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
8. Стоит копна посреди двора, спереди вилы, сзади метла. (Корова)
9. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)






















Приложение 3
Чайнворд
1





2








16


3










5


4







15






6


14














13






7







12



8








9














11

10





Разгадай чайнворд. Для этого по признакам угадай предмет. В клетки впиши имена существительные, называющие эти предметы.
Пишущая, игрушечная, стиральная.
Почтовый, домашний, известный.
Солнечный, рассеянный, яркий.
Тяжелый, физический, интеллектуальный.
Высокое, зеленое, лиственное.
Дождевое, голубое, легкое.
Глубокое, синее, прозрачное.
Рабочая, парадная, чистая.
Рейсовый, пассажирский, экскурсионный.
Лимонный, томатный, яблочный.
Зеленый, зубастый, хищный.
Круглое, умное, веселое.
Упрямый, длинноухий, выносливый.
Смешанный, хвойный, дремучий.
Кирзовый, резиновый, замшевый.
Птичий, беспорядочный, детский.

Головоломка №1 Тема «Имя прилагательное»
Заполни клетки именами прилагательными мужского рода, образованными от данных имен существительных.



с










к










л










о










н










е










н










и










е








1) Россия. 2) Москва. 3) Англия. 4) Рыболов. 5) Сигнал. 6) Телефон. 7) Ледник. 8) Задира. 9) Дерево.


Головоломка №2 Тема «Глагол»
Впиши в клетки глаголы в 1-м лице единственного числа. Глаголы даны в начальной форме.


с





п





р





я





ж





е





н





и





е



1. Кусать. 2. Купить. 3. Терять. 4. Плясать. 5. Нажать. 6. Внести. 7. Линяю. 8. Снять. 9. Плести.

Головоломка №3 Тема «Глагол»
Впиши в клетки глаголы в 1-м лице единственного числа. Глаголы даны в начальной форме.


с





п





р





я





ж





е





н





и





е



1. Расти. 2. Коптить. 3. Торчать. 4. Стянуть. 5. Жужжать. 6. Брести. 7. Кончить. 8. Очистить. 9. Сменить.













13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15