Компоненты олонхо через технологию развития критического мышления на уроках английского языка


Введение
Олонхо – самый крупный жанр Якутского фольклора. Это сказание о богатырях, каждый олонхо называется по имени главного героя. Олонхо как эпический идеал Саха вобрал в себя вековые традиции народа. В месте с тем, эпическое творчество Якутских олонхосутов выражало такие общечеловеческие ценности, как гуманизм, победа добра над злом, красота, семейная гармония, непрерывность семейного бытия и жизни, любовь к детям, забота о старых. В олонхо рассказывается о борьбе богатырей айыы с богатырями нижнего мира абааhы. Поединки охватывают все три мира: верхний, нижний, средний. Главные герои олонхо богатыри и женщины. Богатыри защищают мирную жизнь солнечной земли от враждебного племени абааhы и победив устраивают счастливую жизнь на срединной земле, становятся родоначальниками Саха – уранхай. В олонхо всегда побеждает светлое доброе над силами зла. На сегодняшний день в архиве научного центра Республики Саха хранятся сто двадцать семь полных олонхо, из которых напечатано двадцать и около тридцати олонхо записаны на видео и аудио кассеты. Героический эпос олонхо в ноябре 2005 года международным жюри ЮНЕСКО признан шедевром нематериального наследия человечества.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности
Актуальность исследования: Совершенствование личности через олонхо, путем применения технологии развития критического мышления школьников в процессе обучения английскому языку.
Вышесказанное определило актуальность данного исследования и обусловило выбор научной темы: «Компоненты олонхо через технологию развития критического мышления на уроках английского языка».
Проблема исследования: поиск наиболее эффективных методов приобщения школьников к олонхо на уроках английского языка, что вызывает интерес учащихся к данному жанру устно-поэтического творчества, стимулирует их самостоятельную познавательную деятельность и способствует их духовно- нравственному развитию.
Объект исследования: процесс приобщения учащихся к эпосу олонхо на уроках английского языка.
Предмет исследования: оптимальные пути и методы приобщения учащихся к героическому эпосу олонхо.
Цель исследования состоит в теории и практике приобщения детей к олонхо через технологию развития критического мышления на уроках английского языка. Выдвинута следующая гипотеза: методика приобщения учащихся к олонхо будет эффективной, если:
- учитываются возрастные особенности восприятия и понимания;
- выбран оптимальный вариант содержания учебного материала на уроках английского языка;
- разработана методическая система приобщения к героическому эпосу олонхо на уроках английского языка;
Для достижения поставленной цели исследования и подтверждения выдвинутой гипотезы определены следующие задачи:
выявить особенности, цели, задачи, методы и приемы «Развития критического мышления» как общепедагогической технологии;
обосновать возможность и необходимость применения технологии критического мышления при ознакомлении с олонхо в процессе преподавания английского языка;
представить упражнения, технологическую карту урока с применением технологии развития критического мышления как средство изучения олонхо.
Методологической основой исследования являются: работы Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского,С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Чехордуна Е.П и др.
Методы исследования: теоретический (изучение и анализ отечественной литературы по эстетике, литературоведению, психологии, педагогике и методике преподавания литературы в школе в аспекте темы исследования); социолого-педагогический (анализ учебных программ, методических пособий для учителей, обобщение опыта работы, наблюдение за учебно-воспитательным процессом);  экспериментальный (проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).
Базой исследования явились начальный класс и средние классы МБОУ «1Кюлетская СОШ».
Научная новизна исследования:
- дано философское, литературоведческое, психолого-педагогическое обоснование приобщения младших школьников к героическому эпосу олонхо на уроках чтения;
- выявлены принципы и критерии отбора текстов олонхо в качестве содержания учебного материала на уроках чтения в основной школе;
Теоретическая значимость исследования: доказано, что олонхо как учебный материал доступен детям и важен для их языкового и эстетического развития.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы в процессе изучения олонхо на уроках английского языка с применением технологии развития критического мышления.
Работа состоит из введения, 2 глав: в первой главе рассматривается понятие олонхо в образовательной сфере и технология развития критического мышления в целом; во второй главе - особенности применения олонхо через технологию «Развития критического мышления» на примере урока английского языка. В заключении делаются выводы работы.
Глава 1. Использование героического эпоса олонхо в урочной деятельности.
Героический эпос на уроках английского языка
В начале XXI века идет процесс активного поиска обществом и государством духовно-нравственных ориентиров воспитания и развития современных детей. Современный период в российской истории, в целом, и в образовании, в частности, – это время смены ценностных ориентиров. Данное время отличается нарушением духовного единства общества, изменением жизненных приоритетов молодежи, разрушением ценностей старшего поколения, деформацией традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
    На нынешнем, новом этапе развития многонационального российского общества, учитываются следующие факторы воспитания: преемственность эпох в воспитании идеала человека; духовно-нравственные ценности в соответствии с российским законодательством; внутренние и внешние вызовы российскому обществу. Главной составляющей гражданской идентичности является патриотизм, выражающийся любовью к родине, родному языку, истории своего народа, традициям этноса. Этнокультурная идентичность позволяет индивиду воспринимать и осознавать свою общность с самобытной культурой своего этноса.
Основная цель современного образования заключается в обеспечении развития и саморазвития личности каждого ученика, в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих.   Федеральный государственный стандарт образования перед обществом ставит основную цель: готовить ребенка к осознанию ответственности за себя и других людей, за безопасность жизни на Земле, стимулируя совершение поступков, достойных человека. А современный воспитательный идеал – это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Якутский героический эпос олонхо – выдающийся памятник эпического наследия народа саха и «представляет собой уникальный феномен концентрации генетической памяти, мировоззрения, философии, религиозных представлений, обрядов и обычаев, песенной и устной сказительской традиции в виде импровизации и традиционных запевов, сохранивший на протяжении столетий культурную идентичность якутского народа».
В процессе обучения детям дается возможность наблюдать, измерять с использованием иллюстрационных материалов, образцов прикладного творчества реальных предметов материальной культуры, проводить практические, исследовательские работы по аудио, – видео материалам, публикациям олонхо.
Уроки с элементами олонхо более подходят для обучающихся начальной и основной школы обучения. Преимущества уроков с использованием элементов олонхо заключаются в том, что они: - способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; - в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы - форма проведения уроков нестандартна и интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков с использованием элементов олонхо.
«Развитие критического мышления» как общепедагогическая технология
Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве». Он пришёл в педагогику из производственной сферы и употребляется всё чаще, хотя ещё не стал привычным и ясным. Технологический подход в образовании возник в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве.
В педагогической литературе встречаются понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, очевидно, так же, как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология.
Педагогическая технология – это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процессa.  Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определённого результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приёмов, средств и форм организации обучения.
Образовательная технология – это комплекс, состоящий из представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надёжности и гарантированного результата, чем традиционные способы обучения.
Педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного оттенка.
Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.
1.3 Содержание, цели и задачи технологии «Развитие критического мышления»
Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметно. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Б. С. Гершунский выделяют следующие цели и задачи технологии «Развития критического мышления»:
формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;
развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;
развитие аналитического, критического мышления.
Задача научить школьников:
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
отделять главное от несущественного в тексте или в речи
Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Критическое мышление – это не негативность суждений или критика, а разумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на КМ предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в интерактивный процесс.
Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.
Глава 2. Приемы технологии «Развития критического мышления» с компонентами олонхо на уроках английского языка.
2.1 Приёмы технологии «Развития критического мышления»
Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.
1)Insert (Инсерт) – звуковой аналог условного английского сокращения в дословном переводе обозначает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (авторы – Воган и Эстес, 1986г; модификация Мередит и Стил, 1997г). Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап: читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».
III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V + - ?
IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
2) Кластеры.
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом»..
3) Cinqwayns (Синквейн)
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
5) The Six thinking Hats (Шесть думающих шляп) - это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета
6) Fishbone (Фишбон) - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).Схемы ««Fishbone»» были придуманы профессором Каору Исикава (Ишикава),
Итак, технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызовы, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.
Стадия вызова настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, который актуализирует предшествующие знания и, что особенно важно, формирует запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний. У учащихся пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На данном этапе преподаватель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей. Учащиеся, в свою очередь, вспоминают, что им известно по изученной теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
Стадия осмысления – содержательная, в ходе которой и происходит направленная, осмысленная работа, показывает, что в процессе чтения происходит первичный анализ и ранжирование информации. На этой фазе деятельность преподавателя заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, используя предложенные учителем методы чтения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации.
Стадия рефлексии превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информацию, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей. Заключается в том, чтобы исправить предшествующие представления, собранные на стадии вызова, “присвоить” новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации.
К особенностям организации учебного процесса с использованием технологии развития критического мышления относят также коллективный способ обучения, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.
2.2 Компоненты олонхо на уроках английского языка
Есть несколько причин того, что мы решили знакомить детей с олонхо. Основные из них, это то, что до сих пор олонхо сложен согласно природному ритму восприятия ребенка. Ребенок слушает текст, понимает смыслы, в него заложенные. Это детский текст. Текст, составленный   как кодовая информация для вновь появившихся поколений. И олонхо в том смысле – детское произведение. И человек может воспринимать его именно в детском периоде своей жизни, чтобы затем иметь вход, код в мир олонхо во взрослой своей жизни.
Приобщение детей к олонхо возможно при организации соответствующей учебной деятельности. В данном случае такой учебной деятельностью являются уроки английского языка.
Представляем образцы применения технологии развития критического мышления с компонентами олонхо.
Кластерный метод. В третьем классе по теме «Моя семья» (УМК «Английский в фокусе» - 3) использовали фрагмент из олонхо для дошкольников «Куэнэ кэ5эччэр аттаах куустээх – уохтаах Кун Кундулу бухатыыр» П.Е. Решетникова – Кэьэнэ Боотур.
О5онньордоох эмээхсин
А5ыс кыыстарын
Ардайа буолбут
Сандаара Куо диэн ааттаах
Кыыстаахтар эбит….
… Адьарай уола Сандаара Куону
Уоран талан ылан,
Со5уруу халлаан аннын диэкки
Сурулуу кете турда…
… Айбыт а5ам, ииппит ийэм,
Аан дойдум, алаьа дьиэм
Быдан дьылга бырастыыларын…



My family






В центре «Моя семья» – это тема урока. Ключевое понятие урока записывается в центре, вокруг него располагаются пустые квадраты, которые должны быть заполнены учащимися. При этом учитель просит называть возникающие у учеников слова ассоциации с заданным понятием и записывает их в пустых квадратах, либо учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Olonkho
Метод Fishbone (Фишбон). В седьмом классе по теме «Bookworms» - Книголюбы (УМК «Английский в фокусе» - 7)



Nyurgun

Erchimen
Er
Yakut heroic legends
Kun



Ученики составляют схему. Каждый ученик зачитывает то, что получилось. Учитель записывает на доске. Идет обсуждение. Просить ребят не зачитывать то, что уже сказано (учитель может заранее написать на листах ватмана прогнозируемые ответы и магнитами прикреплять к доске).
Метод «The six thinking hats» ( Метод «шести шляп»)
При изучении английского языка можно использовать данную методику при обучении монологическому высказыванию.
Этапы работы:
- прочитать и перевести текст про Ысыах на английском языке;
Ancient Sakha celebrated the New Year at the Yhyаkh festival. Its traditions include women and children decorating trees and tethering posts with "salama" (nine bunches of horse hair hung on horse-hair ropes). The oldest man, wearing white, opens the holiday. He is accompanied by seven virgin girls and nine virgin boys and starts the ritual by sprinkling kymys on the ground, feeding the fire. He prays to the Ai-ii spirits for the well-being of the people who depend on them and asks the spirits to bless all the people gathered.
Afterwards, people sing and dance Ohuakhai, play national games, eat national dishes, and drink kymys.
During the years of stagnation these traditional ceremonies were almost forgotten. Now there is a revival of Sakha culture, including the yhyakh festival. Until 1990, when the first yhyakh was held in Yakutsk, traditionally accurate celebrations were only held in some regions.
- "Наденьте" белую шляпу и найдите факты празднования Ысыаха.
- "Наденьте" красную шляпу и выскажите свои чувства по поводу празднования Ысыаха.
- "Наденьте" черную шляпу и выскажите критику(отрицательные черты) по поводу празднования Ысыаха.
- "Наденьте" желтую шляпу и перечислите положительные черты празднования Ысыаха.
- "Наденьте" зеленую шляпу и предложите свой вариант празднования Ысыаха.
Заключение
Использование технологии критического мышления с компонентами олонхо на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных компетентностей позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
Использованная литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов – М.: Академический проект, 2000.
Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. Для студентов пед. вузов /О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., Академия, 2002.
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 1986.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002
Чехордуна Е.П. Этнокультурные основы основы педагогики олонхо, МЦНИП 2013.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. М.: Просвещение, 2011.
Этап урока Цель
Содержание
УУД (операции) Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный момент Готовность к уроку. Концентрация внимания, настрой на работу. Самоконтроль,
саморегуляция,
самоопределение. Проверка готовности, выбор способа концентрации внимания.
1)Учитель просит учащихся приготовиться к уроку и встать возле своих рабочих мест.
2)Учитель приветствует класс.
3)Учитель просит учащихся занять свои рабочие места. Самоконтроль готовности.
Самоопределение.
1)Учащиеся готовятся к уроку и встают возле своих рабочих мест.
2)Учащиеся приветствуют учителя.
3) Учащиеся занимают свои рабочие места.
1 мин.
Постановка целей урока Развитие умения предполагать, прогнозировать. Формулирование проблемы и темы урока.
Определение целей урока.
Прогнозирование, планирование, анализ, синтез, целеполагание, самостоятельное формулирование проблем. 1)Учитель просит учащихся посмотреть на доску. На доске изображение родословного древа Лари и Лулу.
2)Учитель просит учащихся, опираясь на изображение определить, какова тема урока.
3)Учитель просит учащихся рассказать, о чем, по их мнению учащиеся должны научиться рассказывать и что они должны научиться делать.
1)Учащиеся смотрят на доску.
2)Учащиеся определяют, что тема урока - семья.
3)Учащиеся предполагают, что они научатся рассказывать о членах семьи и создавать родословное древо.
1 мин.
Актуализация знаний учащихся Развитие языковых и речевых умений учащихся (устная речь) Актуализация знаний (лексики и грамматики) Учебное сотрудничество, управление речевым поведением партнера, умение выражать свои мысли, анализ, синтез, самоконтроль, рефлексия 1)Учитель просит учащихся сказать, какие члены семьи Лари и Лулу изображены на доске, назвать изображенных на доске героев по именам.
*Учитель просит учащихся открыть учебники и найти на странице 29 упражнение 5. Учитель просит учащихся посмотеть на картинку и прочитать вслед за ним мини диалог детей, рассматривающих рисунок семьи. Учитель просит учащихся взять рисунки своих семей и разыграть мини диалоги в парах.
2)Учитель предлагает учащимся сыграть в игру "найди пару". Учитель раздает учащимся карточки с местоимениями (личными и притяжательными) и просит никому их не показывать до сигнала. По сигналу учитель просит учащихся найти одноклассника с парным местоимением (например: я - мой) и встать рядом с ним. Когда все пары найдены, учитель просит учащихся показать карточки классу и озвучить свои местоимения.
3) Учитель просит учащихся прочитать диалог между двумя мальчиками, обсуждающими семейное фото и выбрать нужное местоимение из двух предложенных вариантов.
*4) Учитель просит учащихся открыть учебники на странице 28 и найти упражнение 2. Учитель сообщает учащимся, что Майя тоже хочет рассказать о своей семье. Учитель просит учащихся посмотреть на картинки, прочитать начало рассказа Майи и помочь ей закончить. 1) Учащиеся называют членов семьи, изображенных на доске и их имена.
3 мин.
*Учащиеся открывают учебники и находят на странице 29 упражнение 5, смотрят на картину и читают мини диалог вслед за учителем. Учащиеся кладут перед собой рисунки своих семей и разыгрывают диалоги в парах.
10 мин.
2)Учащиеся получают карточки с местоимениями, по сигналу учителя встают и ищут одноклассника с парным местоимением, встают рядом со своей парой, показывают карточки классу и озвучивают свои местоимения.
5 мин.
3) Учащиеся читают диалог и выбирают нужное местоимение из двух предложенных вариантов.
3 мин.
*4)Учащиеся открывают учебники, находят на странице 28 упражнение 2, смотрят на картинки, читают начала рассказа Майи, самостоятельно рассказывают о каждом члене ее семьи.
4 мин.
*Физминутка Смена вида деятельности Психологическая разгрузка учащихся. *1)Учитель просит учащихся спеть песню, сопровождая ее движениями. *1)Учащиеся поют песню и сопровождают ее движениями.
1 мин.
Работа с текстом до чтения Прогнозирование содержания текста Работа с иллюстрациями, работа с лексикой Прогнозирование, анализ, синтез 1)Учитель просит учащихся посмотреть на иллюстрации к тексту и сказать, кто на них изображен.
2) Учитель просит учащихся предположить, о чем будет текст.
3) Учитель обращает внимание учащихся на новые слова, которые встретятся им в тексте. Учитель просит учащихся прочитать слова вслед за ним. 1)Учащиеся смотрят на иллюстрации, отвечают, что на них изображены члены семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка.
2 мин.
2)Учащиеся предполагают, что текст будет о семье.
3) Учащиеся читают слова вслед за учителем.
2 мин.
Работа с текстом во время чтения Понимание текста и создание его читательской интерпретации. Первичное чтение текста. определение тематики текста, корректировка своего мнения. 1)Учитель просит учащихся прочитать текст.
2)Учитель просит учащихся проверить свои предположения относительно темы текста. 1)Учащиеся читают текст.
2)Учащиеся сообщают, что их предположение было верным, текст будет о семье.
4 мин.
Перечитывание текста. Нахождение нужной информации в тексте, смысловое чтение. *1) Учитель просит учащихся прочитать текст про себя еще раз и выполнить упражнение 1 на странице 37: сказать, верны или не верны данные утверждения.
*1)Учащиеся читают текст про себя, находят в тексте информацию, подтверждающую или не подтверждающую данные утверждения.
4 мин.
Работа с текстом после чтения Обобщение содержания текста, создание творческого продукта Выполнение заданий, работа над творческим продуктом.
Работа в команде. учебное сотрудничество с другими учащимися, представление информации в разных формах, планирование своей деятельности 1) Учитель раздает учащимся схемы родословного древа Сэма Адамса. Учитель просит учащихся, работая в группах, заполнить схемы информацией из текста и декорировать их.
2)Учитель просит учащихся кратко рассказать о семье Сэма Адамса, используя получившуюся схему. 1) Учащиеся заполняют схемы информацией из текста и декорируют их.
10 мин.
2)Учащиеся рассказывают о семье Сэма Адамса.
10 мин.
Подведение итогов урока. Рефлексия Самооценка Обобщение, самоконтроль, самооценка. 1)Учитель обращает внимание учащихся на цели урока: научиться рассказывать о семье и создавать родословное древо. Учитель просит учащихся взять карточки для самооценки и оценить, достигнута ли цель.
1)Учащиеся поднимают карточки.
1 мин.
Домашнее задание. Применение полученных знаний на практике Создание творческого продукта Планирование своей деятельности, представление информации в различных формах 1)Учитель просит учащихся найти в рабочей тетради родословное древо, вырезать его из заполнить информацией о своей семье. Подготовить рассказ о своей семье с опорой на родословное древо. 1)Учащиеся записывают домашнее задание.
3 мин.
Технологическая карта