Формирование универсальных учебных действий у младших школьников через геометрическую подготовку

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников через геометрическую подготовку
Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».) 1 Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Начальная школа важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
             В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, геометрической подготовкой, быть готовым к продолжению образования. Большинству из учителей предстоит  перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Рассмотрению проблемы формирования геометрических представлений младших школьников посвятили свои труды отечественные и зарубежные исследователи. Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы
проводилось в работах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.В.Знаменской,Н.Ф.Талызиной,Д.Б.Эльконина,И.С.Якиманской; методическое осмысление –в работах А.В.Белошистой, В.А.Гусева, Л.В.Занкова, Н.Б.Истоминой,В.А.Панчищиной,Н.С.Подходовой,Т.А.Покровской,И.В.Шадриной,И.Ф.Шарыгина и других.)2
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания.)3.Задача геометрической пропедевтики - развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников абстрактного мышления, формирование приемов умст- венных действий.4 К сожалению, практика показывает, что эти задачи геометрической пропедевтики в массовой начальной школе по существу не реализуются, несмотря на наличие значительного числа исследований, посвященных вопросам изучения геометрического материала младшими школьниками. Реализация этих возможностей на этапе начальной геометрической подготовки зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, начальной геометрии но и воспитывать математикой, геометрией, не только учить мыслям, но и учить мыслить. Выбор процесса обучения геометрии младшего школьника как объекта нашего исследования не был случайным. Цели и результаты обучения геометрии не ограничиваются рамками предметных знаний, предусмотренных программой, поскольку при изучении геометрического материала с одной стороны, чтобы выполнить полноценное усвоение геометрических понятий необходимы такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, а с другой стороны, геометрический материал - это тот материал, на котором можно ознакомить детей с соответствующими мыслительными операциями, т.к. еще до школы большинство детей накапливает представления о форме, размерах и взаимоположении предметов в пространстве. Элементы геометрии в математике начальной школы не составляют особого раздела. Геометрический материал в учебниках представлен фрагментарно, не представляет целостного, обоснованного курса, геометрические знания рассматриваются как дополнение к арифметическим знаниям. Обучение геометрии сводится в основном к измерительной деятельности, направлено на формирование практических измерительных навыков, мало заданий на формирование пространственного мышления.
Знакомство с отре
·зком и числовым лучом позволяет использовать в меньшей степени не только предметные, но и в большей степени графические модели при сравнении чисел, а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками. Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке), графических (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создает дидактические условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий (смысл действий сложения и вычитания, целое и части,, отношения «больше на», «меньше на»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?» в их различных интерпретациях, что является необходимым условием для формирования общего умения решать текстовые задачи, но не достаточно в геометрической подготовке. Практическая значимость исследования состоит в следующем:
1.Разработана и апробирована программа внеурочной деятельности,
содержащая комплекс учебных проектов по элементам геометрии и
методические рекомендации к ним, описаны и обоснованы возможность и
целесообразность использования программных средств в реализации учебных
проектов.
2.Разработаны методические рекомендации для учителей по использованию программных средств.)5.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В ГОСО РК начального общего образования значительное внимание уделяется внеурочной деятельности школьников, организуемой по направлениям развития личности, а именно используется одна из традиционных форм внеурочной деятельности )6
–кружок, в рамках которого осуществляется реализация комплекса учебных проектов по элементам геометрии.
Нами разработан комплекс проектов, который представлен следующими темами:
2класс(7
«Мир линий», «Старинные единицы измерения длины», «Красота узоров из многоугольников», «Геометрическая сказка»;
3 класс: «Орнаменты Павлодарской области», «Паркет»,
«Заметка в газету о круге или окружности», «Дачный участок»;
Программой предусмотрено углубленное изучение таких тем, как «Многоугольники», «Окружность. Круг», «План. Масштаб», «Объемные геометрические фигуры», изучение дополнительных тем – знакомство с осевой
симметрией, представление числовых данных площади и объема в виде диаграмм. )8. Работа над некоторыми проектами предусматривает использование исторического и краеведческого материала. Занятия могут проводиться как в компьютерном классе, так и в аудитории, в которой имеется мобильный компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
На основе анализа научной, педагогической, психологической и методической был сделан вывод о недостаточной степени разработанности проблемы с теоретической точки зрения, а также отсутствие практического опыта
формирования геометрических представлений младших школьников универсальные учебные действия с использованием программных средств.
Казахстанская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку новых педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества.
Литература
1.История теоретической социологии, в 5 тт. Под ред. Ю.Н. Давыдова, т. 2, раздел третий, Гл. 2. М., Магистр, 1997
2.Кострова,О.Н.
Геометрическая подготовка младших школьников на
основе использования метода проектов с применением программных средств[Текст] // Традиции и инновации в современном образовании и воспитании:
детский сад, школа, вуз: материалы Международной научно
-практической конференции. Коряжма, 2013. –Ч. 2. –С.21–24
4. ГОСО начальной школы РК
5.Байрамукова П.У. “Внеклассная работа по математике в начальных классах” М., 1997г. с. 110.
6. Бостоногова, Л. П. Творческие задания для детей 6 лет. [Текст] /Л. П. Бостоногова // Начальная школа. 2005. №4 -С. 21-35
7.Курс "Математическое конструирование" разработан автором: Таргаевой Л А2011г
8.Курс "Геометрия вокруг нас", автора ТаргаеваЛА. включает программу, рабочие тетради и методические рекомендации, 2011г.
Учебник «математика» 1-4 класс автора Оспанов Т., Утеева А., 2012г изд. Атамaра
15