Конспект урока по литературе А.Н.Островский. «Бесприданница». В чем новаторство Островского-драматурга?

А.Н.Островский. «Бесприданница».
В чем новаторство Островского-драматурга?

Цель урока: Создание условий для определения новаторства Островского-драматурга
Задачи: 1.Вспомнить основные признаки драматического произведения
2.Вспомнить основную тематику и проблематику драматических произведений Островского и сопоставить с проблематикой и тематикой драмы «Бесприданница»
3.Сопоставить образы главных героинь и их окружения в драмах «Гроза» и «Бесприданница».
4.Проследить, как Островский раскрывает в пьесе общечеловеческую проблематику, трагедию талантливой личности

Ход урока.

Фрагмент из фильма «Жестокий романс». Поет Лариса Огудалова. (2.10 мин.)

Вступительная беседа. (3-4 мин)
Мы с вами видели фрагмент из фильма Э.Рязанова «Жестокий романс», который снят по драме Островского «Бесприданница».
Тема нашего урока. А.Н.Островский. «Бесприданница». В чем новаторство Островского-драматурга?
Драма «Бесприданница» создана в 1878 году. Она продолжает развивать основные темы, идеи творчества Островского. В драме изображен мир предпринимателей, купцов, их обычаи, нравы, законы. В дворянско-купеческой среде разыгрывается трагедия человека. Но в «Бесприданнице» все эти темы раскрываются по-иному.
Газеты того времени наперебой гласили, что измельчал талант Островского, что драматург пережил свой талант!
Но почему эта драма так трогает, почему не отпускает, заставляет думать? В чем тайна «Бесприданницы»?
В чем же отличие между героинями и их окружением в пьесах «Гроза» и «Бесприданница»?
Цели. Мы сегодня должны определить новаторство Островского-драматурга через сопоставление образов главных героинь и их окружения в пьесах «Гроза» и «Бесприданница».
Чтобы ответить на этот главный вопрос урока, мы будем работать индивидуально и в группах. При индивидуальной работе обратите внимание на понятия и запишите их в тетрадь:
СЮЖЕТ -
ФАБУЛА -
ПСИХОЛОГИЗМ -
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДРАМА –
По мере того, как вы будете заканчивать индивидуальное задание, у нас будут формироваться 3 группы для групповой работы. Задание для каждой группы у нас заготовлено на карточках.


Индивидуальная работа с КМ-Школой. (10 мин)


4. Работа в группах (10 мин)

5. Обсуждение вопросов и запись в тетрадь. (9 мин)

Новаторство Островского-драматурга.

1группа. Показан новый тип купцов и дельцов. Они порядочные, образованные, они считаются с тем, что о них в городе скажут, у них складывается особая тактика, которая основана на обмане общественного мнения. Честное слово купца – это его марка.
· блестящий барин, азартный игрок. Ставит на жизнь свою и жизнь любимой девушки ради острых ощущений. «В нем сердца нет, потому он так смел». Но главным все-таки для них всех остаются деньги.

2 группа. Показан тип «маленького человека» . До этой драмы никто в драматургии не освещал этот вопрос. Маленький чиновник Карандышев старается всем доказать, что он не хуже других. Но он человек с гипертрофированным чувством собственного достоинства. Брак с Ларисой – это возможность выйти в общество, чтобы его увидели, в общество, которое он ненавидит, кому слепо подражает. Он вызывает смех и осуждение. За его самоуверенностью скрывается внутренняя робость. Попытки встать в один ряд с купцами у него нелепы, а купцы же над ним еще и издеваются. Бегство Ларисы с купцами для Карандышева - страшная катастрофа. Он чувствует и растерянность, и горечь и чувство оскорбленного человеческого достоинства, и бессильную злобу. Он решается мстить своим обидчикам.

3 группа. Новая героиня с богатым внутренним миром. Лариса – богато одаренная натура, она талантлива, артистична, она чутка, внимательна, впечатлительна, она мечтает о возвышенном и светлом ( а Катерина о тихом спокойном семейном счастье). Лариса доверчива, искренна, прямодушна в отношениях с людьми. Ларисины чувства выражены в романсах, которые она поет. Главное для Ларисы – любовь. Она мечтает о ней, но её любовь никому не нужна. Лариса это понимает, вернее начинает понимать, поэтому ей становится страшно. Она игрушка в руках богатых. Она красивая игрушка, которой хотят завладеть богатые мужчины из чувства самолюбия. Ларисе остается только смерть. Допета её печальная песня. Трагедия героини – трагедия одинокой души. Мысль о самоубийстве приходит ей в голову, но решиться на это она не может (как Катерина), поэтому выстрел Карандышева – единственный выход. Её душа чиста, уходя их жизни она прощает всех, она умирает со словами о любви.

6. Итоги. В чем же отличие между героинями и их окружением в пьесах Островского «Гроза» и «Бесприданница» ? (1-2 мин)

7. Финальный романс (2,5 мин)
Закончить урок мне хочется еще одним романсом-прощанием, который поет Лариса.

8.Дом. задание. Эссе «Что сближает Катерину Кабанову и Ларису Огудалову?» или «Женские образы в пьесах Островского»
15